Top.Mail.Ru
архив

Под пиратским флагом

В России растут продажи DVD-аппаратуры. Раньше широкому распространению DVD-аппаратуры мешала дороговизна DVD-дисков, однако благодаря «пиратам», которые осенью 2001 года начали в массовом порядке штамповать дешевые диски, этот барьер был снят, и продажи DVD-аппаратуры в России пошли в гору.

 

Производители электроники убеждены, что исход войны между форматами DVD и VHS предрешен: традиционные «видаки» обречены на вымирание, поскольку исчерпали свой технический потенциал. В Западной Европе процесс вымирания VHS-видеомагнитофонов уже начался. В 2001 году европейский рынок DVD-техники в денежном выражении составлял 66% от объема рынка VHS ($660 млн у DVD против $1 млрд у VHS). Но уже в 2002 году перевес, по мнению производителей, будет на стороне DVD.

Представители компаний-производителей уверяют, что Россия тоже ступила на этот путь.

 

Гвоздь в гроб

«Нас ждет бум продаж DVD-техники, аналогичный тому, что наблюдается сейчас в Европе. Продажи в секторе VHS останутся стабильными, а в секторе DVD вырастут в десятки раз», – утверждает менеджер Samsung Николай Александров.

По данным исследовательской компании GFK, в 2001 году продажи DVD-аппаратуры и DVD-дисков в России выросли на 300%. Особенно активно DVD-техника продавалась осенью 2001 года.

Сектор DVD стремительно растет с очень низкой отметки – в ценовом выражении продажи DVD-аппаратуры в 2001 году в России составили лишь 7% от продаж традиционной видеотехники.

Объем российского рынка DVD-аппаратуры в 2001 году западные производители оценивают в $10 млн. При этом 70% продаж приходятся на Москву и Санкт-Петербург. В 2002 году продажи DVD-техники на отечественном рынке, по оценке производителей, могут достичь $25 млн. Темпы роста DVD-сектора могли бы быть и выше, не будь нескольких сдерживающих факторов.

Наиболее серьезная преграда на пути DVD-проигрывателей к массовому потребителю – дороговизна DVD-дисков и ограниченные возможности самих плейеров. К примеру, проигрыватели не могут переписывать фильмы с телевизоров и видеокамер. Проблему поможет решить появление в продаже DVD-рекордеров (записывающих устройств). Подобную технику производят, в частности, японские Matsushita (марка Panasonic), Pioneer и голландская Philips. Но в Россию эту технику поставляют только голландцы. Планы японцев пока неизвестны. Менеджер по маркетингу Philips Инесса Галактионова уверяет, что DVD-рекордер станет «последним гвоздем, забитым в гроб VHS». Однако похороны старого доброго «видака» могут быть и отложены, поскольку стоят DVD-рекордеры недешево. К примеру, «продвинутая» модель записывающего DVD-проигрывателя от Philips стоит около $2200. Голландцы намерены продавать и массовую модель рекордера, но и ее цена превысит $1000. Инесса Галактионова уверяет, что в 2003 году подобная аппаратура может подешеветь примерно до $600. Но даже в этом случае такая техника вряд ли станет «товаром массового потребления».

В то же время розничные цены на DVD-плейеры сравнимы с ценами на VHS-видеомагнитофоны. «Цена хорошего DVD-плейера $250 – столько же может стоить видеомагнитофон класса Hi-Fi. А самый дешевый DVD-плейер можно купить и за $150», – говорит начальник отдела аудио-видеоаппаратурыторговойсети «Партия» Роман Григорьев. В перспективе цены на DVD-проигрыватели неминуемо начнут снижаться: директор департамента теле- и видеотехники московского представительства компании Toshiba Михаил Носков утверждает, что себестоимость производства простого DVD-плейера даже ниже себестоимости видеомагнитофона Hi-Fi.

Рекламировать DVD-аппаратуру на телевидении уже решились Philips и корейские LG и Samsung. Cтарший менеджер отдела маркетинга LG Татьяна Шахнес считает, что технология VHS в России не сдаст свои позиции без боя. LG намерена продолжать работать в секторе VHS. В частности, по словам Шахнес, LG в ближайшее время выпустит на рынок видеомагнитофон с голосовым меню. В продвижении формата DVD в России LG делает упор на combo (плейеры, способные одновременно проигрывать и DVD-диски, и традиционные видеокассеты) – в июне компания представит в России две новые модели таких плейеров.

 

«Золотые» диски

Высокая цена на диски значительно усложняет продвижение DVD в России.

Лицензионный диск сегодня стоит в среднем $25, и собрать фильмотеку по таким ценам по карману далеко не многим. «Это дорого даже для московского рынка. Но как только цена лицензионного диска снизится до $8–10, нас ждет взрыв продаж DVD», – говорит Роман Григорьев.

Генеральный директор компании «DVD Сервис» (продает лицензионные DVD-диски) Глеб Кукушкин объясняет дороговизну дисков высокими роялти, которые приходится платить производителям фильмов, а также новизной DVD-технологии – любые новинки на первых порах дорогостоящи. По прогнозам Кукушкина, в ближайшее время цена на диски вряд ли снизится.

Менеджеры Samsungсчитают, что повлиять на ситуацию может развитие прокатной сети – компании, занимающиеся прокатом видеокассет, уже начали создавать и коллекции DVD-дисков. Однако скачок продаж DVD-техники осенью 2001 года – заслуга вовсе не прокатчиков. Резкий рост продаж совпал с началом массового выпуска дешевых «пиратских» DVD- дисков.

В начале 1980-х, когда производители электроники выводили на рынок видеотехнику, они ради популяризации видеомагнитофонов негласно поддерживали распространение кассет с порнографическими фильмами. Производители «слегка» нарушали законодательство, чтобы повысить спрос на свою аппаратуру. По крайней мере, так гласит легенда.

Технология DVD пробивает себе дорогу в России тоже «в обход законодательства» – главным фактором продвижения DVD стало массовое производство «пиратских» дисков. «Того взлета продаж, что начался осенью прошлого года, не было бы, не разверни «пираты» массового выпуска DVD-дисков», – считает менеджер Thomson Андрей Рыковский. Мнение коллеги разделяет и директор по маркетингу и продажам сети «М.Видео» Михаил Кучмент. Николай Александров из Samsung уточняет, что именно «пираты» покончили с дефицитом ассортимента на DVD-дисках – до осени 2001 года на лицензионных дисках было не более 200 фильмов. Пираты довели ассортимент до 1 тыс. наименований.

На «пиратские» диски сегодня приходится до 80% от всего объема продаж DVD-дисков в России. Что неудивительно: ведь цены на «пиратские» диски в отличие от лицензионных снижаются в среднем на $1 каждые два месяца. Если осенью контрафактные диски стоили $10, то сейчас – порядка $7.

Количество «подпольных» производств точно определить невозможно. По оценкам продавцов аппаратуры, «пиратская» продукция поступает на рынок с трех – шести «подпольных» заводиков. При этом необязательно все они расположены на территории России.

Менеджер одной из компаний-дистрибуторов, занимающейся продажей лицензионных и «пиратских» DVD-дисков, заверил корреспондента «Ко», что качество поддельных носителей отнюдь не уступает лицензионным. «Это промышленное производство, серьезно страдает лишь перевод текста – и то не всегда», – говорит он.

 

Поверх границ

В конце 1990-х годов международная организация DVD forum (в ее состав входят производители оборудования, а также компании – производители фильмов) поделила карту мира на шесть зон. Вся выпускаемая на планете DVD-аппаратура закодирована таким образом, чтобы на проигрывателях, выпущенных для одной зоны, нельзя было смотреть диски, выпущенные для другой. Таким образом производители фильмов пытаются защищать свои авторские права. Однако российские умельцы обходят эти препятствия без труда.

По словам Михаила Носкова из Toshiba, 99% продающейся в России аппаратуры является мультизонной (иначе говоря, эта аппаратура способна «читать» любые диски – надо лишь уметь ее раскодировать). По данным Носкова, раскодирование происходит «где-то между складом производителя и прилавком продавца».

«Дистрибуторы без труда могут делать это в своих сервис-центрах», – утверждает менеджер одной из крупнейших компаний – производителей техники. По его словам, иногда достаточно произвести несколько манипуляций с пультом, чтобы плейер стал мультизонным. «В противном случае эту технику просто не стали бы покупать, ведь подавляющее большинство дисков у нас «пиратские», – подытожил он.

 

Новая волна

Факты: темпы роста продаж DVD в России в 2001 году составили 300%

Причины: появление большого количества дешевых нелицензионных дисков

Победители: Pioneer, Samsung, Sony, Matsushita

Проигравшие: производители лицензионных дисков

Ставка: объем рынка DVD-аппаратуры в 2002 году составит $25 млн

Прогноз: в ближайшие два-три года объемы продаж DVD-техники не смогут достичь объемов продаж VHS

 

Цены на проигрыватели DVD

Сегмент

Цена проигрывателя ($)

Дешевый

200-300

Базовый

300-500

Средний

500-1000

High end

1000-2000

Элитный

До 5000

Источник: данные «Ко»

 

 

Еще по теме