Top.Mail.Ru
архив

Подрезали крылья

Неожиданный скандал, возникший вокруг строительства третьего шереметьевского терминала, застал врасплох руководство «Аэрофлота». Представители крупнейшей авиакомпании явно не ожидали подвоха от администрации Химкинского района, которая пригрозила расторжением арендного договора. Теперь во избежание последующих эксцессов руководству авиакомпании предстоит выявить истинного виновника конфликта. Иначе чиновные эскапады продолжатся и «Аэрофлоту» придется терять время в российских судах.

 

Глава Химкинского района Юрий Кораблин дал указание расторгнуть договор между ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» и районом о долгосрочной аренде земельного участка под строительство нового терминала Шереметьево-3. Основанием для демарша главы Химкинского района стало невыполнение условий договора аренды от 1999 года. По мнению Кораблина, какие бы то ни было предпосылки к реализации проекта отсутствуют. Нет договора – нет подрядчиков, нет и намеков на строительство.

 

Зачем вам, ребята, чужая земля?

Каждая из сторон выдвигает разные версии относительно причин конфликта. Подмосковные чиновники упирают на то, что до сих пор нет ясности со сроками начала строительства. Если следовать их логике, то в скандале виноват «Аэрофлот», окруживший процесс подготовки строительства непонятной завесой таинственности.

Начнем с того, что договор между администрацией Химкинского района и ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» о долгосрочной аренде (на 49 лет) земельного участка площадью 50 га был подписан летом 1999 года. Строительство терминала оценивалась в $300 млн. Доля «Аэрофлота» в новом проекте должна была составить 37% – 46%, доля ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» равнялась 29% – 30%. Остальную часть работ должны были профинансировать авиакомпании Delta (США), AirFrance и Korean Airlines, которые проявили интерес к проекту. По предварительным оценкам, на окупаемость терминал Шереметьево-3 должен был выйти через восемь – десять лет эксплуатации: естественно, при условии увеличения пассажирских сборов и привлечения дополнительных источников доходов (таких, как авиационный паркинг, бизнес внутри терминала и др.). Тогда руководство «Аэрофлота» заявляло, что в соответствии с бизнес-планом чистая прибыль Шереметьева-3 в 2003 году, когда планируется начать эксплуатацию терминала, составит $47 млн, в 2005 году – $56 млн, а в 2010-м – $86 млн. Кроме того, по условиям договора «Аэрофлот» обязался перерегистрироваться в областных налоговых органах, а также перерегистрировать в Подмосковье свои дочерние компании – «Шеротель», «Гостиничный комплекс «Шереметьево-2», «Аэромар», «Аэроферст», «Аэропорт Москва», «Аэросервис», «Аэромаш-АБ».

Все это стабильно пополняло бы подмосковную казну. По разным оценкам, поступления от нового терминала могли составить до 7% всех доходов бюджета Подмосковья. Арендодатели, отсудившие у Москвы (похоже на подвиг) права на «драгоценную» землю, строили заманчивые планы по получению налогов от эксплуатации чудо-терминала. «Аэрофлотовцы» демонстрировали твердую уверенность в том, что сроки строительства будут соблюдаться неукоснительно.

«Строительство нового терминала вызвано жизненной необходимостью», – заявил при закладке первого камня в фундамент Шереметьева-3 генеральный директор авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии» Валерий Окулов. Ни у кого не было сомнений, что работа на стройке закипит.

 

Почему не строим

В реальности ожидания «Аэрофлота» и подмосковных чиновников оказались слишком оптимистичными. На куске земли, выделенном под строительство терминала, царит тишина. То есть на участке нет ничего, кроме пресловутого первого камня, с помпой заложенного больше года назад.

Зато в недрах «Аэрофлота» родился очередной прогноз. Заместитель генерального директора «Аэрофлота» Николай Кузнецов заявил, что терминал Шереметьево-3 может быть построен через 2,5 – 3 года. Если все будет идти по графику, отметил Кузнецов, то объект может быть сдан в эксплуатацию в первой половине 2004 года. Соответственно срок окупаемости отодвигается на 2016 год. Скорее всего, именно этот тревожный звонок и насторожил Кораблина сотоварищи.

Второй «звонок» раздался из Министерства по налогам и сборам. Подмосковные налоговики в ходе очередной проверки выяснили, что за два с половиной года, прошедших со дня подписания договора, никакой перерегистрации произведено не было. «Аэрофлот» и большинство будущих арендаторов площадей терминала продолжают платить налоги в столице. Получается, что Подмосковье опять проигрывает Москве.

Поводом для решительного наступления на авиаперевозчика стало отсутствие проектной документации. Проект строительства нового аэровокзального комплекса так и не был представлен на согласование с соответствующими службами Химкинского района и Московской области. «Его нет, не было и не будет никогда», – решили в Химках.

 

Потому что согласовываем...

«Аэрофлот» отреагировал мгновенно. Еще бы, ведь в проект уже вложено свыше $9 млн. По мнению пресс-службы авиакомпании, работа по строительству терминала Шереметьево-3 ведется по плану и в полном соответствии с законодательством. Платежи за землю платятся аккуратно и в срок. Перерегистрация компаний, аффилированных с «Аэрофлотом», тоже не за горами. А несколько месяцев молчания относительно строительства связаны с долгой процедурой согласования документов.

Чтобы все уяснили, сколь лучезарна складывающаяся картина, «аэрофлотовцы» постарались доходчиво объяснить, как идет реализация проекта. 20 сентября 2001 года завершился прием заявок на право стать оператором Шереметьева-3. По словам директора комплекса по наземному обеспечению перевозок компании «Аэрофлот», руководителя проекта «Шереметьево-3» Владимира Смирнова, заявки на участие в конкурсе подали четыре компании. Среди претендентов – шведская Skanska, французская Aeroport de Paris, турецкий консорциум компаний Tepe, Summa и Akfen, а также немецкая Nocatief. «Аэрофлот» рассчитывает определить победителя конкурса уже к 1 ноября 2001 года.

После того как определится оператор, будет создано совместное предприятие, в которое на равных правах войдут «Аэрофлот», аэропорт «Шереметьево» и компания-оператор. Доля «Аэрофлота» в уставном капитале составит примерно $28 млн – $30 млн. В декабре «Аэрофлот» проведет конкурс на генерального подрядчика терминала Шереметьево-3 и в январе 2002-го подпишет с ним контракт. Недавно принято решение о строительстве железной дороги, которая свяжет Шереметьево со столицей. Более того, на прошлой неделе «Аэрофлот» получил синдицированный кредит в $30 млн от австрийского Раффайзенбанка, в том числе и на рефинансирование строительства Шереметьева-3.

При этом «аэрофлотовское» начальство уверено, что поссорить крупнейшего российского авиаперевозчика с правительством Московской области не удастся никому и что условия договора о стратегическом партнерстве будут выполняться. «Разруливая» ситуацию, директор департамента по связям с общественностью авиакомпании Лев Кошляков вспомнил и о Химках. В интервью газете «Ведомости» он подчеркнул, что в строительстве активно участвуют различные фирмы из Химкинского района. А заместитель главы администрации в качестве наблюдателя входит в состав рабочей группы проекта «Шереметьево-3». То есть формальных поводов для конфликта вроде бы и нет, а посему, как замечает Кошляков, надо бы помириться с Химками. Скорее всего, примирение в итоге состоится. Правда, продлится оно ровно до следующей проверки МНС.

Еще по теме