Top.Mail.Ru
архив

Подрезали крылья

Неожиданный скандал, возникший вокруг строительства третьего шереметьевского терминала, застал врасплох руководство «Аэрофлота». Представители крупнейшей авиакомпании явно не ожидали подвоха от администрации Химкинского района, которая пригрозила расторжением арендного договора. Теперь во избежание последующих эксцессов руководству авиакомпании предстоит выявить истинного виновника конфликта. Иначе чиновные эскапады продолжатся и «Аэрофлоту» придется терять время в российских судах.

 

Глава Химкинского района Юрий Кораблин дал указание расторгнуть договор между ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» и районом о долгосрочной аренде земельного участка под строительство нового терминала Шереметьево-3. Основанием для демарша главы Химкинского района стало невыполнение условий договора аренды от 1999 года. По мнению Кораблина, какие бы то ни было предпосылки к реализации проекта отсутствуют. Нет договора – нет подрядчиков, нет и намеков на строительство.

 

Зачем вам, ребята, чужая земля?

Каждая из сторон выдвигает разные версии относительно причин конфликта. Подмосковные чиновники упирают на то, что до сих пор нет ясности со сроками начала строительства. Если следовать их логике, то в скандале виноват «Аэрофлот», окруживший процесс подготовки строительства непонятной завесой таинственности.

Начнем с того, что договор между администрацией Химкинского района и ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» о долгосрочной аренде (на 49 лет) земельного участка площадью 50 га был подписан летом 1999 года. Строительство терминала оценивалась в $300 млн. Доля «Аэрофлота» в новом проекте должна была составить 37% – 46%, доля ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» равнялась 29% – 30%. Остальную часть работ должны были профинансировать авиакомпании Delta (США), AirFrance и Korean Airlines, которые проявили интерес к проекту. По предварительным оценкам, на окупаемость терминал Шереметьево-3 должен был выйти через восемь – десять лет эксплуатации: естественно, при условии увеличения пассажирских сборов и привлечения дополнительных источников доходов (таких, как авиационный паркинг, бизнес внутри терминала и др.). Тогда руководство «Аэрофлота» заявляло, что в соответствии с бизнес-планом чистая прибыль Шереметьева-3 в 2003 году, когда планируется начать эксплуатацию терминала, составит $47 млн, в 2005 году – $56 млн, а в 2010-м – $86 млн. Кроме того, по условиям договора «Аэрофлот» обязался перерегистрироваться в областных налоговых органах, а также перерегистрировать в Подмосковье свои дочерние компании – «Шеротель», «Гостиничный комплекс «Шереметьево-2», «Аэромар», «Аэроферст», «Аэропорт Москва», «Аэросервис», «Аэромаш-АБ».

Все это стабильно пополняло бы подмосковную казну. По разным оценкам, поступления от нового терминала могли составить до 7% всех доходов бюджета Подмосковья. Арендодатели, отсудившие у Москвы (похоже на подвиг) права на «драгоценную» землю, строили заманчивые планы по получению налогов от эксплуатации чудо-терминала. «Аэрофлотовцы» демонстрировали твердую уверенность в том, что сроки строительства будут соблюдаться неукоснительно.

«Строительство нового терминала вызвано жизненной необходимостью», – заявил при закладке первого камня в фундамент Шереметьева-3 генеральный директор авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии» Валерий Окулов. Ни у кого не было сомнений, что работа на стройке закипит.

 

Почему не строим

В реальности ожидания «Аэрофлота» и подмосковных чиновников оказались слишком оптимистичными. На куске земли, выделенном под строительство терминала, царит тишина. То есть на участке нет ничего, кроме пресловутого первого камня, с помпой заложенного больше года назад.

Зато в недрах «Аэрофлота» родился очередной прогноз. Заместитель генерального директора «Аэрофлота» Николай Кузнецов заявил, что терминал Шереметьево-3 может быть построен через 2,5 – 3 года. Если все будет идти по графику, отметил Кузнецов, то объект может быть сдан в эксплуатацию в первой половине 2004 года. Соответственно срок окупаемости отодвигается на 2016 год. Скорее всего, именно этот тревожный звонок и насторожил Кораблина сотоварищи.

Второй «звонок» раздался из Министерства по налогам и сборам. Подмосковные налоговики в ходе очередной проверки выяснили, что за два с половиной года, прошедших со дня подписания договора, никакой перерегистрации произведено не было. «Аэрофлот» и большинство будущих арендаторов площадей терминала продолжают платить налоги в столице. Получается, что Подмосковье опять проигрывает Москве.

Поводом для решительного наступления на авиаперевозчика стало отсутствие проектной документации. Проект строительства нового аэровокзального комплекса так и не был представлен на согласование с соответствующими службами Химкинского района и Московской области. «Его нет, не было и не будет никогда», – решили в Химках.

 

Потому что согласовываем...

«Аэрофлот» отреагировал мгновенно. Еще бы, ведь в проект уже вложено свыше $9 млн. По мнению пресс-службы авиакомпании, работа по строительству терминала Шереметьево-3 ведется по плану и в полном соответствии с законодательством. Платежи за землю платятся аккуратно и в срок. Перерегистрация компаний, аффилированных с «Аэрофлотом», тоже не за горами. А несколько месяцев молчания относительно строительства связаны с долгой процедурой согласования документов.

Чтобы все уяснили, сколь лучезарна складывающаяся картина, «аэрофлотовцы» постарались доходчиво объяснить, как идет реализация проекта. 20 сентября 2001 года завершился прием заявок на право стать оператором Шереметьева-3. По словам директора комплекса по наземному обеспечению перевозок компании «Аэрофлот», руководителя проекта «Шереметьево-3» Владимира Смирнова, заявки на участие в конкурсе подали четыре компании. Среди претендентов – шведская Skanska, французская Aeroport de Paris, турецкий консорциум компаний Tepe, Summa и Akfen, а также немецкая Nocatief. «Аэрофлот» рассчитывает определить победителя конкурса уже к 1 ноября 2001 года.

После того как определится оператор, будет создано совместное предприятие, в которое на равных правах войдут «Аэрофлот», аэропорт «Шереметьево» и компания-оператор. Доля «Аэрофлота» в уставном капитале составит примерно $28 млн – $30 млн. В декабре «Аэрофлот» проведет конкурс на генерального подрядчика терминала Шереметьево-3 и в январе 2002-го подпишет с ним контракт. Недавно принято решение о строительстве железной дороги, которая свяжет Шереметьево со столицей. Более того, на прошлой неделе «Аэрофлот» получил синдицированный кредит в $30 млн от австрийского Раффайзенбанка, в том числе и на рефинансирование строительства Шереметьева-3.

При этом «аэрофлотовское» начальство уверено, что поссорить крупнейшего российского авиаперевозчика с правительством Московской области не удастся никому и что условия договора о стратегическом партнерстве будут выполняться. «Разруливая» ситуацию, директор департамента по связям с общественностью авиакомпании Лев Кошляков вспомнил и о Химках. В интервью газете «Ведомости» он подчеркнул, что в строительстве активно участвуют различные фирмы из Химкинского района. А заместитель главы администрации в качестве наблюдателя входит в состав рабочей группы проекта «Шереметьево-3». То есть формальных поводов для конфликта вроде бы и нет, а посему, как замечает Кошляков, надо бы помириться с Химками. Скорее всего, примирение в итоге состоится. Правда, продлится оно ровно до следующей проверки МНС.

Еще по теме

архив
Лидеры по приросту собственного капитала в июле
  Банк Прирост капитала, тыс. руб. Собственный капитал, тыс. руб. Капитал на 01.07.01, тыс. руб. Место Место на 01.07.01 Место по саль активам 1 Сбербанк России 4517901 64744398 60226497 1 1 1 2 Банк внешней торговли 2158846 54496060 52337214 2 2 2 3 Агропромкредит 955346 1015199 59853 59 543 193 4 ЛОКО-банк 514504 880149 365645 67 149 140 5 ПСБ 493195 2450711 1957516 19 24 9 6 Альфа-банк 339584 24898204 24558620 4 4 3 7 Бризбанк 334129 510374 176245 120 267 366 8 Металлинвестбанк 321790 988869 667079 60 81 72 9 Русский банк развития 252628 532032 279404 108 188 161 10 МДМ 252223 4748632 4496409 8 8 17 11 Гаранти Банк - Москва 200683 873200 672517 68 80 142 12 Росбанк 195762 9911291 9715529 7 7 12 13 Русский международный банк 176761 316683 139922 170 329 186 14 Нэклис-банк 147247 183128 35881 265 763 565 15 Центрокредит 137456 526020 388564 110 140 81 16 Гранит 134196 183912 49716 263 609 507 17 Ситибанк Т/О 115796 4030401 3914605 11 12 13 18 Газпромбанк 107261 18626131 18518870 5 5 4 19 Возрождение 103199 1211934 1108735 49 52 23 20 НТИ-банк 101388 204069 102681 243 405 348
Лидеры по приросту собственного капитала в июле