Top.Mail.Ru
архив

Подследственные олигархи

Разбирая намедни бумажки в письменном столе, я обнаружил объемистую, страниц на пятнадцать, «аналитическую записку» образца 1999 года. Этот жанр нынче у компетентных органов популярностью не пользуется: во-первых, подобная писчебумажная продукция требовалась силовикам четырехлетней давности исключительно для демонстрации властям своей глубокой осведомленности о происходящих процессах, а теперь они из советчиков превратились в участников политической схватки. Вторая причина отсутствия свежей «аналитики» заключается в том, что вопросы возбуждения и формирования общественного мнения ныне отступили на второй план и острая необходимость в предварительных «сливах для узкого круга» отпала: съедят и так, куда они денутся (они – это мы с вами, уважаемые россияне).  

Так вот запылившаяся находка не содержала решительно никаких откровений ни о тогдашних событиях, ни тем более – вдруг вы подумали – о событиях лета 2003 года (не стоит так высоко оценивать способности спецслужб). Меня поразило только бойкое, данное в тех условиях явно ради красного словца название «справки»: «Подследственные олигархи». Напомню, что на арене политического цирка еще вовсю блистал талантливый лицедей Б. Березовский, огромный дивертисмент собирала трехбуквенная аббревиатура признанного впоследствии вражеским телевидения В. Гусинского, а уж именовать подследственными остальных, менее политизированных олигархов можно было только в самых смелых мечтах. Каковые, очевидно, и роились в головах составителей записки. И вот по прошествии четырех лет – какой триумф разума! какая прозорливость! – олигархи действительно перешли в положение подследственных.

Конечно, пока не все. Однако реакция широкой олигархической общественности на продолжающийся вторую неделю наезд на ЮКОС показывает, что бюро РСПП перепугано не на шутку и предпочитает действовать старым испытанным методом: «Спасайся кто как может!» Даже когда под стражу в гораздо более двусмысленных ситуациях заключались гораздо более одиозные персонажи – вконец оборзевший Гусинский, с которым у многих членов бюро имелись личные счеты, Голдовский-который-тоже-не-ангел, – олигархи шумели, ярились и подписывали возмущенные письма президенту, премьеру, генпрокурору etcetera. А теперь? А теперь – тишина. Только ссылки на то, что гордый ЮКОС ни о чем не просит и что ему вроде как достаточно собственных возможностей, чтобы, как говорилось в бессмертном фильме, «вынуть Фокса с кичи». А президенту Российского еврейского конгресса и хозяину национального телеканала Владимиру Гусинскому при подобных обстоятельствах собственных возможностей вроде как не хватало.

Каждый – в меру своих способностей и обстоятельств – строит свою собственную линию защиты. Главное в сегодняшней тактике: не высовываться. А если и высовываться, то только с чем-нибудь самобичующим: дескать, были не правы, но теперь осознали и признаем. Кто был попроворнее по части международных контактов, тот и вовсе сохраняет молчание в надежде, что за него при случае заступится Тони Блэр: мол, нехорошо это, май френд Владимир, притеснять совладельца британо-российской компании. 

Между тем скелет, схвативший Платона Лебедева, имеется в шкафу всякого олигарха. Можно называть это не «пересмотром итогов приватизации», чем любят пугать политологи, а элегантнее – устранением отдельных нарушений, допущенных в ходе приватизации. Все равно страшно? Тогда давайте так, еще деликатнее: отдельные нарушения будем устранять сугубо выборочно. Сегодня выбрали ЮКОС. Кого завтра?

Еще по теме