Top.Mail.Ru
архив

Погорельцы

Ущерб от пожара Останкинской телебашни оценивается в сотни миллионов долларов. В результате бедствия нашлись как проигравшие, так и выигравшие. Но ярче всего пожар на вышке высветил отсталость России - как в технологии коммуникаций, так и в технологии принятия решений.

Кому война...

Причина пожара уже известна. По словам начальника управления государственной противопожарной службы ГУВД Москвы Леонида Коротчика, коммуникации телебашни были сильно перегружены, в результате произошел перегрев кабельных жил, что и привело к возгоранию их обмотки. Просчеты в конструкции башни только усугубили положение. Проектом не были предусмотрены перекрытия-рассекатели на этажах. Капли горящего полиэтилена обмотки падали вниз и поджигали находящиеся ниже коммуникации. Так пожар распространился почти по всей высоте башни.

Огонь уничтожил значительную часть передатчиков и практически все ведущие к ним кабели. Общий размер убытков подсчитать достаточно сложно. Министр по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ Михаил Лесин назвал обобщенную цифру - сотни миллионов долларов.

Главный пострадавший - эфирное телевидение, работающее в метровом диапазоне. По данным рекламных агентств, сутки простоя ОРТ стоят примерно $0,5 млн. Именно такую сумму удается выручить за счет размещения рекламы. Ближе всего по рекламным оборотам к ОРТ находится РТР, объемы рекламных сборов других каналов существенно ниже. Перенос рекламы на каналы, продолжающие работать (например, на ТНТ), по мнению Алексея Пашкова, директора департамента телевидения экспертно-байинговой компании "МедиаМастер", - замена явно не равноценная. ТНТ принимает не более 30% населения Москвы и области.

Но гораздо хуже прямых убытков развал самой системы размещения рекламы на ТВ. Как известно, рекламные расценки устанавливаются исходя из рейтингов. После восстановления вещания все карты будут спутаны. Старые рейтинги ни в коей мере не будут отражать истинного положения дел и реальных размеров аудитории. Окончательное восстановление полноценного вещания ожидается экспертами не ранее чем через полгода. Временные схемы вещания не смогут в полной мере заменить высотную башню, которую видно из любой точки города. Заменители башни дают очень плохое качество трансляции, в городе есть места с плохим приемом. А значит, и реклама будет работать далеко не везде. Вся эта сумятица неизбежно приведет к оттоку рекламных денег к другим рекламоносителям - в первую очередь к радио и печатным изданиям.

Сами рекламные агентства пока стараются не делать резких движений и ждут новостей. Говорит Алексей Пашков: "Наши клиенты звонят и спрашивают, что делать. Переносить рекламу на работающие каналы мы им пока не рекомендуем. Кампании клиентов, у которых идет имиджевая реклама на ТВ, мы переносим на более поздний срок - на середину сентября и далее. А вот бюджеты на рекламу выставок и прочих текущих событий, в случае если ситуация не изменится, мы будем рекомендовать перебрасывать на другие рекламоносители. Хотя центральные каналы продолжают вещать на всю страну, Москва и область всегда были для рекламодателей самым лакомым куском: здесь самая высокая потребительская активность. Доля рекламного рынка московского региона составляет примерно 25% от общероссийского".

Радиостанции пострадали гораздо меньше или не пострадали вовсе. Например, "Радио- Максимум" вообще не имеет передатчиков на башне, а у "Европы Плюс" на Останкинской башне установлен только УКВ-передатчик. Вещание в FM-диапазоне радиостанция ведет с Шуховской башни. По словам пресс-атташе "Европы Плюс" Ирины Щербицкой, авария передатчика на башне не такая уж большая потеря: число слушателей, которые используют только УКВ-диапазон и не могут перейти в FM-диапазон, очень мало. Пострадало принадлежащее ЗАО "Европа Плюс" "Радио-ретро", которое вещало только на УКВ. Но его аудитория все равно несопоставима с аудиторией "Европы Плюс".

Удар, нанесенный по служебной радиосвязи, транковой и пейджинговой связи, оказался весьма чувствительным. На телебашне находилось оборудование 13 операторов радиотелефонной и транковой связи, в том числе и таких крупных, как АСВТ, "Центр-Телко" и Минэнерго. Агентство AK&M со ссылкой на начальника радиоцеха ОАО "Московский узел энергетики" Михаила Соловьева сообщило, что ущерб этой компании в результате пожара на телебашне оценивается более чем в $1 млн. Соловьев заявил AK&M, что его компания не видит никакой возможности восстановить бизнес.

Операторы пейджинговой связи в полной мере смогли оценить опасность складывания всех яиц в одну корзину. Те, кто имел единственный передатчик на телебашне, замолчали совсем. Среди них такие компании, как "Оргтелеком", "Интерантенна", "Мобил Телеком" и "Континенталь". Компания "Мобил Телеком", в частности, уже в среду заявила о начале реализации плана по восстановлению полномасштабного вещания в Москве и Московской области. Но получить комментарий руководства компании не удалось: все, включая генерального директора, дни напролет работали на "поврежденном объекте" в Останкине.

Те, кто имел резервные передатчики в городе, продолжали принимать сообщения, однако качество связи оставляло желать лучшего. Леонид Кисвянский, коммерческий директор оператора пейджинговой связи "Таском", так прокомментировал ситуацию: "Положение плохое для всех без исключения пейджинговых операторов. Трудно сказать, что будут делать оставшиеся без связи клиенты - кто-то уйдет к сотовым операторам, кто-то вообще откажется от пейджера".

...а кому мать родна

Пятна и зоны

Почему "вырубились" Москва и Московская область, а остальные регионы остались при телевидении? Вещание в московском регионе идет с Останкинской телебашни напрямую. Радиус охвата прямой трансляции с телебашни равен примерно 100 - 120 км. Телебашня также посылает сигнал на 6 ретрансляторов, установленных в городах ближнего Подмосковья, и с этих вышек он распространяется далее. Радиус суммарной зоны охвата - около 150 км. "Пятно охвата" имеет неправильную форму: где-то радиус вещания достигает 300 км, а где-то встречаются "мертвые зоны". Телесигнал на остальную Россию транслируется на спутники через наземную станцию. Эта станция также стоит в Останкине и связана с телецентром оптоволоконным кабелем. Но она находится в другом здании и от пожара не пострадала.

Трансляция телесигнала не единственная функция Останкинской телебашни. Одно из высочайших в мире сооружений является также ключевым узлом для радиорелейной, пейджинговой и транковой связи. Кроме того, на верхушке башни установлены передатчики многих радиостанций, вещающих в УКВ-диапазоне. Операторы мобильной связи свои передатчики на башне не устанавливают: это объясняется самой технологией мобильной связи.

Но многим крах телевидения принес ощутимую пользу. В первую очередь это другие СМИ, куда стали перетекать рекламные бюджеты эфирного телевидения: радио, печать, кабельное ТВ и Интернет-площадки. Наружная реклама не могла стать серьезной альтернативой рекламе на ТВ: специфика этой части рекламного рынка такова, что площади выкупаются заранее. Изрядный кусок достался и платному телевидению - как спутниковому, так и кабельному. Возле офиса "НТВ Плюс" выстроились огромные очереди. В то же время менеджеры "НТВ Плюс" не считают резкий рост спроса на "тарелки" благом для своей компании (см. об этом интервью Владимира Ленского, публикуемое здесь же). Студии кабельного телевидения, которых в Москве около 40, снимали сливки с возросшего объема рекламы. Говорит Олег Лапковский, старший менеджер отдела рекламы телекомпании "Тропарево": "Мы не взимаем денег с подписчиков, наш доход складывается из рекламных поступлений. Кабельное телевидение стали больше смотреть, а значит, возросла аудитория. В Москве половина кабельных студий взвинтили цены в два-три раза, но другие оставили их на прежнем уровне. Наша компания относится ко второй категории: оставив цены на прежнем уровне, мы рассчитываем привлечь новых рекламодателей".

"Клиенты, работающие со СМИ самостоятельно, без посредничества рекламных агентств, проявили гораздо большую активность, чем обычно, - говорит Дмитрий Коннов, директор по связям с общественностью "Радио-Максимум". - Предложения таких рекламодателей чаще всего носят сезонный характер, и отсутствие ТВ для них является настоящей бедой. Реакции со стороны крупных рекламодателей пока не последовало. Это объясняется тем, что их рекламные бюджеты на полугодие уже сверстаны. Рекламные агентства находятся в режиме ожидания, мы сами ждем их реакции. Но в будущем - в сентябре и октябре - мы рассчитываем на повышение рекламных бюджетов. Ранее имели место недооценка роли радиорекламы и переоценка роли телерекламы, а нынешняя ситуация восстановит справедливость. Быть может, это звучит несколько цинично, но нынешнее положение на руку радиостанциям". Его мнение поддерживает и Ирина Щербицкая: "Все радиостанции, не прекратившие вещание, выиграли - рекламодатели обратились к ним".

Впрочем, по словам Олега Тиханова, директора департамента радио экспертно-байинговой компании "МедиаМастер", ситуация на рынке радиорекламы сложилась несколько курьезная. В понедельник крупные рекламодатели уже поручили рекламным агентствам перебросить большие телевизионные бюджеты на радио. Практически все радиостанции начали поднимать цены и уменьшать скидки - в расчете на то, что нынешняя ситуация будет длиться недели и даже месяцы. Однако после объявления о восстановлении вещания двух телеканалов рекламодатели решили вернуть часть бюджетов обратно на телевидение. Таким образом, по мнению Тиханова, можно ожидать увеличения объемов радиорекламы, но не такого значительного, как многим казалось вначале.

Очень большое оживление после пожара в Останкине замечено в русском секторе Интернета. Некоторые оптимисты выступили с прогнозами, что телевизионный колосс пал и ожидается бурное развитие Рунета. Профессионалы Интернета выражали свое мнение более сдержанно. По словам Арсена Ревазова, председателя совета директоров медиа-байингового агентства IMHO, доминирующая роль телевидения никуда не денется. "Если нам удастся перетянуть хотя бы 5% от рекламных бюджетов телевидения - это будет очень хороший результат. Интернетом не заменить ТВ, но дополнительные капиталы привлечь можно. А то, что сейчас происходит с российским Интернетом, - это просто фантастика. Число посещений начало резко расти в августе - традиционном месяце отпусков". Антон Носик, основатель Интернет-СМИ Gazeta.ru и Lenta.ru, так объясняет это явление: "Всплеск интереса к Интернет-СМИ вызван не только аварией на "ящике". Дело в том, что население считает Интернет наименее ангажированным каналом информации. А действия властей в ходе последних августовских кризов окончательно подорвали доверие к традиционным СМИ, особенно к телевидению".

Пизанская телебашня

Пожар в очередной раз продемонстрировал миру несовершенство и устарелость российских технологий, начиная от технологий связи и заканчивая технологией принятия решений. По мнению начальника московского УГПС Леонида Коротчика, пожар принял большие масштабы из-за неповоротливости российской бюрократической машины. С момента возгорания до момента отключения силовых кабелей на Останкинской телебашне прошло целых три часа. По словам Леонида Коротчика, он обратился к вице-мэру столицы Валерию Шанцеву, с тем чтобы тот позвонил мэру Москвы Юрию Лужкову. Мэр, в свою очередь, обратился к президенту России Владимиру Путину. И только глава государства дал команду на отключение электропитания на башне. В результате телебашня была обесточена только в 18.10 по московскому времени.

В мире давно отказались от практики привязывания мегаполисов к одной-единственной телебашне. По словам Льва Кошлякова, заместителя председателя и руководителя департамента информации и внешних связей РТР, вещание с телебашни существует и за границей (например, самая высокая в мире телебашня установлена в финансовой и деловой столице Канады - Торонто), но на Западе объем вещания с телебашен очень невелик. Там хорошо развиты кабельные сети и спутниковое вещание. В Израиле, например, вообще все 100% телевизионных программ идут по кабелю. В США во многих городах эта отметка тоже приближается к 100%. Кроме того, в Америке большое внимание уделяется спутниковому ТВ. Американцы предпочитают селиться в индивидуальных домах, и расположенные на крышах этих домов "тарелки" принимают не только спутниковое ТВ, но и служат средством доступа в Интернет.

По мнению Кошлякова, пожар на телебашне должен привлечь внимание к положению в отрасли. Ситуация здесь более чем плачевная. Российское телевизионное оборудование устарело не только морально - оно серьезно износилось физически. Недавно в Калининграде было завершен ремонт телевышки. Если бы денег на ремонт не нашлось, вышка рухнула бы в самом прямом смысле слова. В других российских городах положение ненамного лучше.

Еще по теме