Top.Mail.Ru
архив

Политическая осень-99: последние усилия

Этот материал выйдет в свет после публикации предварительных результатов парламентских выборов. У читателей есть явное преимущество: в их распоряжении уже находятся реальные результаты выборов, а мы вместе с нашими экспертами только лишь пытаемся оценить последние усилия блоков на агитационно-пропагандистском фронте. Пока они не очень впечатляют, хотя уже настала та самая политическая осень, по которой пора считать электоральных цыплят.

За две недели до выборов, когда, казалось бы, PR-кампании основных избирательных блоков и партий должны вытеснить из нашего рейтинга все другие политические мероприятия и кампании, лидером вновь стал премьер Владимир Путин. Кампания Путина в ноябре - начале декабря развивалась в органичной взаимосвязи с кампаниями блоков, поддерживаемых премьером и администрацией президента. В начале декабря все связи, ранее едва заметные, стали очевидными. Развитие PR-кампании премьера все это время шло параллельно с кампанией против ОВР, с кампанией "Единства", а с начала декабря - с кампанией СПС. В начале декабря большую часть PR-активности главы правительства составили как раз встречи с руководством разных блоков и партий, постепенное завоевание поддержки губернаторского корпуса.

"Народные эксперты" не очень высоко оценили кампанию Владимира Путина: "Премьер как-то приуныл", "Развернуться ему негде, он ведь в этих выборах не участвует".

Во многом на руку премьеру сыграли резкие заявления Бориса Ельцина в Китае. По версии некоторых экспертов, Ельцин сознательно предоставил Путину возможность еще больше "взлететь", комментируя и разъясняя Западу очередной экспромт президента. То же самое заметили и "народные эксперты". По их мнению, Ельцин подыгрывает Путину: сначала "Путин как бы извинился, а потом присутствовал на запуске "Тополя" с космодрома "Плесецк". Возможно также, что Ельцин готовит себе достойный уход, да и в конце концов после прочих казусов за время двух президентских сроков, кто, как не Ельцин, имеет возможность без значительных последствий говорить то, что он говорит.

Эксперты невысоко оценили PR-кампанию президента, несмотря на ряд заметных акций на международной арене. Многие "народные эксперты" достаточно настороженно отнеслись к российско-белорусскому союзу: "Да у них там режим", "Надо бы подождать", "Боюсь, что мы их будем финансировать". Некоторые принимавшие участие в нашем рейтинге политологи предложили считать факт подписания договора удачной PR-кампанией, но не Ельцина и левой Думы накануне выборов, а Лукашенко.

Как мы отметили, развивающаяся уже вне зависимости от ситуации в Чечне PR-кампания Путина шла параллельно с кампанией "Медведя", занявшего за две недели до выборов шестую позицию в нашем рейтинге. Бесспорно, "Медведи" подросли, но далеко не до той степени, чтобы соответствовать обещанному социологическими прогнозами второму месту блока по итогам голосования. Активный PR Шойгу "за работой" в самых горячих точках, своеобразная реклама блока по телевидению, наружная реклама и яркие, дорогостоящие листовки - это еще не второе место на выборах. Конечно, свою лепту, причем наиболее значительную, в кампанию блока вносят ОРТ и РТР, но даже выдержанная в жестких рамках предвыборной пропаганды подача новостей по двум ведущим каналам еще не гарантирует успеха. Относительно низкую экспертную оценку кампании блока отчасти объясняет отсутствие авторитетных лиц. Мобильность и молодость Шойгу вместе с физическим здоровьем Карелина не может заслонить собой все проблемы новоявленного - почти виртуального - блока, и прежде всего его идеологическую пустоту. Отсутствие программы у "Медведей" отмечают также и "народные эксперты". Возможно, профессионалы были бы более благосклонны, если бы им предложили оценить не кампанию самих "Медведей", а кампанию администрации президента по их взращиванию. Впрочем, "Медведю" на анализируемой неделе подложили хорошую свинью в виде демонстрации по ОРТ фильма "Плутовство", цинично раскрывающего весь механизм "делания" подобных избирательных кампаний. Профессиональные эксперты по достоинству оценили изощренность задумки, посчитав демонстрацию фильма "Находкой недели". К сожалению, непонятно кому адресовать эти лавры.

На протяжении последних нескольких месяцев рост "Медведей" сопровождался постоянной дискредитацией и снижением доверия к ОВР. Кампания против ОВР вновь вошла в тройку лидеров нашего рейтинга по итогам первой недели декабря. Накат на блок не ослабевает с ноября и, по-видимому, будет еще более активным в самую последнюю неделю перед выборами. Логическим завершением кампании, по мнению ее организаторов, должно стать третье или даже четвертое (после "Яблока") место ОВР по итогам выборов. В начале декабря блок ОВР, уже, видимо, свыкшийся с постоянным компроматом на Лужкова от Сергея Доренко, перенес более тяжелый удар. Верховный суд по иску "Яблока" отменил намеченные на декабрь выборы губернатора Санкт-Петербурга. Владимир Яковлев, третий номер в списке ОВР, потерял возможность быстро и безболезненно переизбраться и существенно ослабил блок скандалом вокруг своего имени. Хотя часть "народных экспертов" даже из таких, казалось бы, невыгодных для блока фактов делает вывод о силе и влиятельности ОВР: "За такие дела, как у Яковлева, другим блокам шею бы свернули, а Яковлеву пока все с рук сошло, и в первой тройке он остался".

Усилия ОВР противопоставить нечто компромату и постоянной критике блока сделали "отечественников" еще более уязвимыми. Подготовка к московскому митингу в защиту Лужкова стала идеальным поводом для дополнительных обвинений лидеров ОВР в злоупотреблении властью. Впрочем, на "народных экспертов" это произвело необходимый эффект - они оценили сам факт подготовки к многотысячному митингу: "Сейчас не то время, чтобы такое количество народу загонять на митинг по принуждению - значит, силен Лужков, одним ударом не свалишь". Более того, впервые за три месяца наших наблюдений у "народных экспертов" PR-кампания ОВР опередила все прочие, включая чеченскую и премьерскую. Не исключено, что это проявление того самого обратного эффекта чрезмерного потока компромата и дискредитации ОВР и лидеров блока со стороны центральных СМИ, направляемых твердой рукой Кремля. Ведь теперь против ОВР консолидированно выступают и "Медведь", и "Яблоко", и СПС, и кандидат в мэры Москвы Павел Бородин.

Все вышеперечисленные кампании заметно активизировались к финишу парламентской гонки. Это заметно и по оценкам экспертов. Средний балл существенно увеличился по сравнению со стартом кампании (первый рейтинг PR-мероприятий был сделан по итогам второй половины сентября). Наиболее заметна эта тенденция на примере СПС. Сначала кампания блока вошла в первую пятерку, в начале декабря - в первую тройку. За две недели до выборов PR-кампания СПС, по мнению экспертов, заняла третье место. Активный и профессиональный PR при все более очевидной поддержке премьера и администрации президента, скорее всего, позволит СПС перешагнуть пятипроцентный барьер. В начале декабря Сергей Кириенко встретился с Путиным, причем на этой встрече экономическая программа СПС удостоилась похвалы премьера. Все более заметной становится поддержка СПС со стороны ОРТ и РТР. По-видимому, глава правительства спешит наладить отношения с одной из потенциальных фракций новой Думы и одновременно усиливает ее позиции. Взлет СПС очень быстро отразился и в обратном явлении - появлении кампании против блока, главными действующими лицами которой в начале декабря стали московские власти.

Столь высокую активность правых, так же как и активную кампанию ЛДПР в новом для нее образе "Блока Жириновского", объяснить просто: оба объединения на грани преодоления пятипроцентного барьера. Успех кампании для них во многом зависит от итогов работы в последние две недели до выборов. По итогам экспертной оценки, кампания Блока Жириновского, представленная прежде всего вездесущей активностью его лидера, вышла на пятое место. Поводы для информационной кампании Жириновскому в избытке предоставил Центризбирком. Для одного из наиболее виртуозных публичных политиков лучшего повода просто не найти. "Народные эксперты" заметили активность Жириновского: он "везде-везде", по всем каналам, но опрошенные не имеют четкого представления, что же на самом деле произошло со списками ЛДПР. А потому и комментарии расплывчатые, неопределенные: "ЛДПР и ЦИК в трех соснах заблудились", "Для Жириновского все решения ЦИК - только лишняя реклама".

Стоит отдельно отметить, что эксперты сравнительно невысоко оценили кампании других наиболее заметных претендентов - НДР, "Яблока", КПРФ.

Оправдаются ли последние усилия движений и блоков на агитационно-пропагандистском фронте - покажет 19 декабря. Вам уже известны результаты выборов в Государственную Думу и расклад партийно-политических предпочтений электората. В следующем номере мы подведем итоги предвыборных PR-кампаний партий и блоков, за которыми пристально наблюдали три последних месяца.

Профессиональными экспертами рейтинга выступают: С.А. Авдеенко, зав. отделом политики журнала "Итоги"; С.Д. Беленков, начальник управления по связям с общественностью мэрии Москвы; А.К. Гнатюк, президент "ИМА-консалтинг"; Д.Д. Дегтяренко, главный редактор информационно-аналитического бюллетеня "Новости СМИ"; В.А. Евстафьев, президент рекламной группы "Максима"; Б.Л. Еремин, главный редактор журнала "Советник"; А.Е. Загрядский, исполнительный директор Ассоциации российских банков; З.Э. Ларькина, генеральный директор информационного агентства AK&M; М.Л. Ковальский, главный редактор еженедельника "Коммерсантъ Власть"; Н.И. Кротов, руководитель службы по связям с общественностью телерадиокомпаний "Прометей"; И.Е. Минтусов, председатель совета директоров центра политического консалтинга "Никколо-М"; В.В. Моисеева, генеральный директор агентства "Имиджленд"; В.З. Пилия, креативный директор агентства "Тайный советник"; А.П. Ситников, президент консалтинговой группы "Имидж-контакт"; А.П. Торшин, заместитель генерального директора Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО); В.А. Фадеев, главный редактор журнала "Эксперт"; Г.Г. Ханов, президент холдинга "Publicity"; А.А. Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры России; И.Е. Ясина, обозреватель газеты "Время МН".

Рейтинг PR-мероприятий (6 -12 декабря)

 

PR-мероприятия (6 -12 декабря 1999 г.)

Баллы

1

Кампания Владимира Путина

Комментарий Путина в связи с критикой Ельцина в адрес США

Обращение губернаторов в поддержку Путина

Встречи с лидерами "Единства", СПС, НДР, "Яблока", ОВР, КПРФ, "Блока Жириновского" и "Женщин России"

Сочувствие Илюхину в связи с покушением

Визит в Узбекистан

4,23

2

PR-кампания противОВР и ЮрияЛужкова

Решение Верховного суда об отмене выборов губернатора Петербурга

Обвинения в нарушении избирательного законодательства в связи с рекламой ОВР в московском метро

Уголовное дело против саратовского кандидата ОВР (героин, оружие)

Обвинения в сговоре ОВР и КПРФ

Критика в адрес блока и Ю. Лужкова со стороны СПС и С. Кириенко

Создание ФЭПом сайта "Организованная властная группировка"

Слухи о возможном выходе М. Шаймиева из ОВР

"Аналитические" и новостные программы на ОРТ и РТР

4,15

3

Кампания "Союза правых сил"

Встреча Путина и Кириенко, обсуждение экономической программы СПС

Слоган "Путина – в президенты, Кириенко – в Думу"

Пресс-конференция Кириенко о социальной программе развития Москвы

Освещение в СМИ обысков в штабе СПС и других нападок на блок

В ЦИК сданы подписи в поддержку референдума

3,69

4

Кампания в поддержку действий федеральных властей в Чечне

Освещение в СМИ взятия Урус-Мартана и Шали

Ультиматум Грозному

ФСБ взяла под охрану семью Масхадова

Назначение начальника МВД Чечни

Постановление об амнистии

3,65

5

Кампания Блока Жириновского

Предложения Жириновского о переносе выборов

Жалоба Жириновского в Верховный суд на решение ЦИК

Требование к Вешнякову подать в отставку

3,62

6

Кампания "Медведя"

"Информационно-аналитическое" и PR-сопровождение на ОРТ и РТР

Наружная реклама, реклама на ТВ, ролик "Терем-теремок", материалы и публикации в печатных СМИ

Выход Шойгу из отпуска, новая поездка на Северный Кавказ

Репортажи о "геройской" работе Шойгу в Чечне

Визит А. Карелина в Карачаево-Черкесию, критика в адрес Березовского

Открытие сайта "Медведя"

3,31

7

Кампания блока "Отечество – Вся Россия"

Опровержение Ястржембским слухов о блокировании КПРФ и ОВР

Заявления лидеров ОВР о возможной консолидированной позиции ОВР и КПРФ в Думе

Подготовка к митингу в поддержку ОВР

Массовая реклама в Московском метрополитене

Наружная реклама, реклама в СМИ, ролики на ТВ

3,31

8

Кампания Павла Бородина по выборамв мэры Москвы

Реклама в Интернете, сайт Бородина

Слоган "Выбор один – Бородин", публикации в СМИ

3,12

9

Кампания против войны вЧечне

Обвинения в связи с ультиматумом жителям Грозного

Давление западных СМИ, угроза международной изоляции России

Материалы о жертвах среди мирного населения (НТВ)

3,12

10

Кампания Евгения Примакова

Поездка Примакова в Новосибирск и Кемеровскую область

Предложение Примакова создать полицию нравов

Презентация книги "Годы в большой политике"

3,08

11

Кампания Бориса Ельцина

Визит в Пекин, резкая критика позиции США по отношению к России

Подписание договора о российско-белорусском союзе

3

Номинация Акция
Находка Демонстрация по ОРТ фильма "Плутовство". Главный вопрос: чья это находка?
Контрпропаганда Кампания против войны в Чечне
Слух Слух о готовящихся беспорядках в Москве
Черный PR Доренко и кампания против ОВР
Скандал Кампания Жириновского Ультиматум Грозному

Еще по теме