Top.Mail.Ru
архив

Полный сервис

Российские нефтяные компании активно реформируют систему нефтепромысловых сервисных услуг. Если сейчас нефтяники ежегодно тратят на сервисное обслуживание промыслов примерно $3 млрд – $4 млрд в год, то в будущем затраты на обслуживание нефтедобычи возрастут еще больше – оставшаяся нефть залегает в сложных геологических условиях. Чтобы сократить будущие расходы, компании начинают реформы уже сегодня.

 

В 1990-е на российском рынке нефтепромысловых услуг доминировали западные компании – концерны Schlumberger, Halliburton и BJServices. Отечественные компании достойную конкуренцию иностранцам составить не могли. Раньше в России существовало своеобразное крепостное право на сервисные услуги. Независимых сервисных компаний практически не было. Вместо них у каждого нефтяного холдинга имелось соответствующее подразделение, которое располагало приоритетным правом на обслуживание промыслов материнской компании. (Сервисные услуги включают в себя комплекс работ по разведке и разработке месторождений углеводородного сырья: сейсморазведка и моделирование месторождения, разведочное бурение, сопровождение бурения и обслуживание скважин, капитальный ремонт скважин, гидроразрыв пласта.) Об эффективности промыслового бизнеса эти подразделения, как правило, особо не заботились, потому что имели гарантированного потребителя вне зависимости от качества и стоимости услуг. Среди российских сервисных компаний активно работала, пожалуй, только «ПетроАльянс», чей годовой оборот ныне составляет $120 млн.

«Юрьев день» для сервисов начался в 1999 году. Тогда ЮКОС озаботился повышением капитализации компании и решил выделить сервисные подразделения в отдельную «Сибирскую сервисную компанию». Капитал «ССК» на 100% контролируется ЮКОСом, но при этом нефтепромысловая компания ищет клиентов самостоятельно, а материнский холдинг работает и с другими подрядчиками – в частности, с международным концерном Schlumberger. В итоге ЮКОС сократил затраты на добычу нефти примерно втрое. «Сибнефть» продала часть сервисных подразделений той же Schlumberger и BJServices. Теперь «Сибнефть» может выбирать подрядчиков в «конкурентной среде». В нефтяной компании говорят, что иностранные сервисы работают значительно эффективнее российских, но при этом и цены на их услуги в три-четыре раза выше.

В этом году о глобальной реструктуризации холдинга заявил и «ЛУКойл», владелец самого крупного в России нефтесервисного подразделения «ЛУКойл-Бурение». В «ЛУКойле» провели сравнительный анализ основных показателей своего сервисного подразделения с сопоставимой западной компанией ParkerDrilling. Выяснилось, что у «ЛУКойл-Бурения» при одинаковых с западными коллегами объемах выручки численность работников в шесть раз больше (18 573 человек против 3654). В «ЛУКойле» предполагают, что после реорганизации численность персонала холдинга сократится на 15%, а стоимость сервисных услуг снизится на 20%. Правда, после декларации о продаже пакета акций «ЛУКойл-Бурения» прошло несколько месяцев, но кроме этого никаких новостей о ходе реорганизации сервисного бизнеса из «ЛУКойла» не поступало.

Гораздо более активно реструктуризирует свой сервисный бизнес Тюменская нефтяная компания. В прошлом году ТНК начала программу по снижению производственных затрат и увеличению прибыли холдинга. В компании решили, что сервисные подразделения необходимо вывести за пределы основного бизнеса, чтобы повысить устойчивость нефтяной компании при неблагоприятной ценовой конъюнктуре: когда цены на нефть падают, содержание сервисных подразделений становится довольно тяжелой обузой. Программа реорганизации дочерних нефтепромысловых компаний ТНК рассчитана на три года. В будущем году за рамки головного холдинга будут выведены все сервисные предприятия. Для начала в ТНК было создано временное подразделение – блок сервисов, который должен был разобраться в структуре сервисного бизнеса ТНК и решить, что с ним делать дальше. Новое подразделение управляет примерно 40 сервисными компаниями. В блоке приняли решение, что часть дочерних компаний продадут, а на базе некоторых предприятий будут созданы совместные предприятия с крупными международными сервисными компаниями. Причем продажа бизнеса может идти по разным схемам. Инвестор имеет возможность приобрести как все 100% сервисного предприятия, так и блокирующий пакет с передачей остальных акций в управление. Например, несколько вариантов продажи рассматривается в отношении «Тюменьгеофизики».

Предпродажной подготовкой сервисов в ТНК занимаются специальные региональные центры сервисных услуг. Таких центров три – в Нижневартовске и Нягани (Западная Сибирь) и Бузулуке (Оренбургская область). В прошлом году ТНК продала четыре нефтепромысловые компании. «Самотлорский            капитальный ремонт скважин» (СКРС), например, достался «ПетроАльянсу». Руководитель блока сервисов ТНК Феликс Любашевский говорит: «Важно подчеркнуть, что предприятия проданы новым хозяевам на инвестиционных условиях, то есть они должны вложить в них немалые деньги – купить новое оборудование, улучшить социальные условия работающих там людей и так далее. Только когда инвестиционные условия будут выполнены в полном объеме, мы передадим акции этих предприятий новым владельцам, то есть сделка будет окончательно завершена. Это делается для того, чтобы укрепить две вновь возникшие компании, провести их техническое перевооружение – причем уже не за деньги ТНК, – что позволит повысить их производительность и в конечном итоге сделать конкурентоспособными на рынке подрядных услуг».

В этом году ТНК выставляет на продажу еще пять нефтепромысловых компаний. Это «Бурнефть» (Нягань), «СпецУБР-Туртас» (Тюмень; бурение поисковых, разведочных и эксплуатационных скважин), «Ермаковское предприятие по ремонту скважин» (Нижневартовск), «Красноленинский строительно-монтажный трест» (Нягань; строительство объектов нефтяной и газовой промышленности), «Тюменьнефтегеофизика» (Тюмень; сейсмические работы). По некоторым данным, интерес к приобретению сервисных активов проявляют «ПетроАльянс» и Halliburton. Как отмечают в ТНК, большинство высвобождаемых сервисных предприятий интегрируются в состав более крупных игроков международного сервисного рынка, хотя есть и случаи покупки компаний собственным менеджментом. Впрочем, есть среди потенциальных покупателей и неофиты сервисного бизнеса, которые хотят развивать это направление.

Сама ТНК пользуется сервисными услугами на конкурсной основе. Для работы на Самотлорском месторождении ТНК заключила стратегический альянс с Halliburton. Кроме того, «тюменцы» надеются привлечь на отечественный рынок еще не очень известных западных игроков – PCG, CGG, Paradime, Baker Houghs, BJ. По словам Феликса Любашевского, «в связи со снижением в начале года цен на нефть, в целом по Западной Сибири объемы по различным видам подрядных работ снизились вдвое-втрое. Падение цен – явление периодическое, и избежать его невозможно. Задача, которую поставила компания перед собой в такой ситуации, – по максимуму сохранить потенциал подрядных организаций, которые работают в регионе. В основе выбора лежат очень простые и понятные принципы: ТНК отдает предпочтение самым крупным организациям, обладающим наибольшим потенциалом и способностью за минимальную цену выполнять максимально качественные услуги.

После того как российские нефтяные холдинги отпустили свои сервисные подразделения на свободу, ожидается, что объем этого сектора услуг вырастет до $8 млрд в год.

Еще по теме