Top.Mail.Ru
архив

После бухучета - игры

Фирма "1С", производитель компьютерных программ, нашла способ выпускать больше продуктов, не прибегая к дополнительному найму сотрудников. Компания под своей маркой издает игровые и деловые программы, разработанные в других фирмах. "1С" привлекает партнеров своими возможностями по дистрибуции продуктов.

Игорный бизнес

Под своей маркой "1С" продает сейчас в России мультимедийные продукты на $100 тыс. в месяц - это порядка 6% от общего оборота компании. Наиболее раскрученные мультимедийные программы - обучающая "Репетитор", игровые "Братья Пилоты", "Аллоды", "Атлантида-2" и "Князь". Компания продает права на издание своих мультимедиа в некоторые страны Европы, Америки и Азии (сколько на этом "1С" зарабатывает, руководство компании не раскрывает).

При этом из 65 наименований мультимедийных продуктов, реализуемых под маркой "1С", в самой компании создано всего пять. Остальное - разработки семи специализированных фирм, с которыми "1С" работает как продюсер и издатель.

"Мы хотим стать ведущим издателем российских игровых программ, - говорит Борис Нуралиев, директор "1С". - Сейчас наша компания сотрудничает практически со всеми сильнейшими командами разработчиков "игрушек".

Нуралиев рассчитывает, что спрос на отечественные мультимедиа в ближайшее время значительно возрастет: "В России сейчас около 1,5 млн домашних компьютеров, в перспективе же их количество может вырасти на порядок".

Руководство компании вдохновил резкий рост продаж мультимедиа в сентябре прошлого года. Тогда "1С" перешла на издание так называемых экономичных версий своих продуктов, перебив низкими ценами рынок пиратских копий. Объемы сбыта сразу увеличились в пять раз, рост продолжается и в этом году. Борис Нуралиев предполагает, что в ближайшие годы доля таких программ в общих продажах компании может увеличиться до 20%.

Пока, впрочем, руководство "1С" делает ставку не столько на российский рынок сбыта, сколько на экспорт. "1С" продает лицензии на издание своего игрового софта зарубежным фирмам. Борис Нуралиев не разглашает, сколько компания на этом зарабатывает, но, судя по всему, эти суммы значительно превышают доходы, получаемые "1С" внутри России.

По словам Нуралиева, именно продажа "игрушек" на международном рынке позволяет в короткий срок (4 - 5 месяцев) окупить затраты на их разработку. "На Тайване, например, копий игры "Князь" было продано больше, чем в России", - замечает директор "1С". (В России в прошлом году было продано более 70 тыс. экз. этой компьютерной игры.)

Разработчиков мультимедиа компания привлекает своими возможностями по финансированию проектов и организации сбыта. Борис Нуралиев не называет размеров затрат компании на создание "игрушек". Он говорит только, что оригинальный продукт может стоить около $500 тыс. (впрочем, "1С" по большей части издает менее дорогие в разработке локализованные версии популярных зарубежных "игрушек"). Что касается сбытовой сети, то на "1С" сейчас работают 2300 российских дилеров. Компания к тому же отдельно развивает на основе франчайзинга специализированную розничную сеть "1С:Мультимедиа". Под этой маркой сейчас работают более 170 торговых точек в Москве и в регионах, которые реализуют примерно треть мультимедийных продуктов от "1С".

"Занимаясь продажами делового софта, мы создали самую обширную дилерскую сеть в России, - говорит Борис Нуралиев. - Как следствие у нас появилось желание стать ведущим издателем и продавцом мультимедиа".

Задача "1С" как издателя - предложить потребителю самый широкий ассортимент продуктов. Освоенная в компании схема позволяет нам работать сразу над несколькими проектами. До конца года под маркой "1С" должны выйти еще 10 игровых продуктов, разрабатываемых партнерами компании. По словам Бориса Нуралиева, специалисты "1С" в перспективе будут создавать не более двух мультимедийных продуктов в год.

Сертификат соответствия

Среди деловых программ, реализуемых "1С" под своей маркой, также есть разработки фирм-партнеров. Это различные версии программ по бухгалтерскому и иным видам учета, сделанные на базе учетных систем "1С" и получающие в компании сертификат "1С:Совместимо".

"Поставляют" версии программ в "1С" фирмы-франчайзи. Они в отличие от дилеров занимаются не просто продажей, но и установкой, настройкой и последующим обслуживанием деловых программ. В "1С" решили использовать программистский потенциал своих партнеров и в 1999 году запустили программу "1С:Совместимо". Франчайзи, прошедший сертификацию (тест на совместимость его продукта с базовой системой), получает право продавать свою программу под маркой "материнской" компании. Она реализуется через дилерскую и франчайзинговую сети "1С". Компания Бориса Нуралиева оставляет себе 25% от суммы реализации.

По такой схеме в ассортименте "1С" появились программы бухучета "Аптека", "Медицина", "Универсам", "Автотранспортное предприятие", "Автозапчасти", "Строительство", "Ювелирная торговля" и "Интернет-магазин". На подходе программа "Гостиница".

Сейчас "1С" зарабатывает на продаже продуктов под маркой "Совместимо" около $50 тыс. в месяц. "Это только начало", - заявляет Борис Нуралиев. Директор "1С" считает, что компания сможет сделать распространение подобных программ крупной статьей своих доходов.

Программа "1С:Совместимо" развивается весьма быстрыми темпами: если в прошлом году было сертифицировано всего 12 продуктов, то в этом - уже 72. Часть из них "1С" распространяет через свою сбытовую сеть. За собой компания оставила разработки по базовым учетным системам ("Бухгалтерия", "Зарплата и кадры", "Торговля и склад"). Отраслевые разработки фактически закончились на выпуске программ "Армия" и "Сельскохозяйственное предприятие".

По словам Бориса Нуралиева, "1С" даже делится заказами со своими франчайзи - чтобы развивать их отраслевую специализацию. Партнерам передается часть заявок, и они на однородной группе клиентов отрабатывают определенный вариант настройки программ "1С".

"Продвижение на рынок программных продуктов, сделанных партнерами, становится сейчас одним из основных элементов нашей стратегии, - говорит директор "1С". - Дело в том, что набор готовых отраслевых решений, предлагаемых клиентам, дает компании большое конкурентное преимущество".

В корпорации "Парус", являющейся главным конкурентом "1С" в производстве компьютерных программ для малого и среднего бизнеса, особого беспокойства по поводу этих планов не испытывают. "Даже если "1С" выложит на прилавок 50 различных отраслевых конфигураций, она все равно не сможет подстроиться под все разнообразие потребностей клиентов", - считает Петр Волик, начальник управления по продвижению программных продуктов "Паруса".

Дилеры конкурирующей компании, как и франчайзи "1С", занимаются установкой и настройкой проданных программ. Они также разрабатывают отраслевые версии, но их дальнейшим продвижением занимаются самостоятельно. В компании, впрочем, собираются использовать наработки партнеров - аналогично тому, как это делает "1С". "Мы уже используем наиболее интересные решения наших дилеров в разработках корпорации и в будущем, возможно, будем продавать эти программы упакованными в коробки", - говорит Петр Волик.

Еще по теме