Последнее детище Араса Агаларова
Арас Агаларов контролирует 30% продаж дорогой обуви в Москве. Три года назад ему принадлежала примерно такая же доля выставочного бизнеса в столице. Под крылом своего холдинга «Крокус» бизнесмен собрал банк, магазины одежды и обуви, гипермаркет и строительную компанию. В сентябре он первым в России построил молл и приступил к возведению крупного выставочного комплекса. Агаларов, наверное, мог бы стать олигархом, если бы не одна его слабость: он никогда не занимается одним проектом слишком долго.
Арас Агаларов в большей степени игрок, чем бизнесмен, – азартный и по-артистически изобретательный. Он шутит с каменным лицом и говорит серьезные вещи, мило улыбаясь. Восточная хитрость сочетается в нем с восточным же гостеприимством. Хозяин холдинга «Крокус» может рассказывать вам, что у него в шкафу всего два костюма, и при этом кормить вкусным вареньем из белой черешни. И всякий раз очень трудно определить, настоящий перед вами Агаларов или это его очередная маска. Он всегда производит впечатление человека, контролирующего себя. «Мы познакомились лет пять назад, когда Арас начал разворачивать свою систему розничной торговли, – рассказывает Владимир Воронченко, президент компании Lux holding, которая арендует площади во второй, еще не достроенной части подмосковного молла «Крокус-сити». – Он сразу произвел на меня впечатление профессионала. Мне показалось, что Арас получил самое лучшее бизнес-образование». На самом деле Агаларов окончил Бакинский политехнический институт, а затем Институт повышения квалификации при ВЦСПС – советской профсоюзной организации. Бизнес для Агаларова скорее покер, чем театр. Каждым новым проектом он занимается сам – от рождения идеи до дня открытия. В его кабинете след былой увлеченности – картонный макет «Дома Агаларова», который с момента его возведения в 1997 году так и не утратил звания самого удачного в Москве жилого комплекса класса «люкс». А вот новый фаворит владельца «Крокуса» – рисунки с изображением торгового центра «Крокус-сити» на стенах и горы чертежей на отдельном столе. Первая очередь центра уже введена в эксплуатацию. Агаларову удалось обогнать иностранных конкурентов – немецкую компанию «Интертрейд» и шведскую IKEA. Даже если проект утвержден на бумаге, это еще не значит, что все так и будет в реальности. Бывали случаи, когда глава «Крокуса» приезжал на строительную площадку «Дома Агаларова» и заставлял рабочих передвигать стены квартир на уже отстроенных этажах. Таким же образом возводится и торговый центр. Последнее из распоряжений предпринимателя – перенести на другое место 10-метровую арку. Так что недвижимость для Араса Агаларова – понятие относительное. По словам руководителя «Крокуса», прибыльность основных направлений его бизнеса составляет 25 – 30%. Но вот странная вещь: Агаларов бросает проект, едва воплотив его в жизнь. И пока он завоевывает новые территории, конкуренты, которых он обогнал на первом этапе, постепенно возвращают себе утраченную было долю рынка.
Зарплатчик
Горбачевская перестройка застала Араса Агаларова в Институте повышения квалификации при ВЦСПС. «Нас называли «зарплатчиками», – вспоминает он. – Я писал диссертацию на тему «Формирование фонда заработной платы в условиях развитого социализма». В 1988 году Агаларов, как и многие нынешние топ-менеджеры, решил, что лучше самому формировать себе зарплату. Он ушел из института и стал продавать оргтехнику. «Тогда все торговали компьютерами – это, по-моему, был единственный в те времена прибыльный бизнес, – вспоминает Арас Агаларов. – Я организовал предприятие и сразу заметил одну странную вещь. Бизнесмены выезжали за компьютерами в Гонконг, Сингапур, на Тайвань, а иногда даже в Америку. Как правило, поставщиков искали на выставках. И я подумал: почему таких выставок нет у нас в стране?» И уже на следующий год Агаларов специально для организации компьютерных выставок создал компанию «Крокус». Наладить контакты с зарубежными производителями, находясь в СССР, было сложно, и в 1990 году предприниматель полетел в США, где нашел партнеров. Они создали компанию Comtek и занялись поиском иностранных клиентов-участников, не имевших в то время офисов в России. «Крокусу» в Comtek принадлежало 50% акций. «С точки зрения формирования фонда заработной платы такая концепция была оптимальной», – хитро улыбается Арас Агаларов. В том же году он арендовал павильон на территории ВДНХ (ВВЦ) и начал работать над созданием выставки. На все про все у него ушло пять месяцев. Это была первая выставка Агаларова, и он тогда просто не знал, что по-хорошему на подготовку необходимо тратить времени в два-три раза больше. В выставке участвовали около 50 компаний – производителей компьютеров и комплектующих. «Она прошла в условиях того самого «развитого социализма», – вспоминает Арас Агаларов. – В магазинах уже не было ничего, кроме минеральной воды. Пришлось организовывать прямо на выставке небольшое кафе для 300 иностранных гостей». В 1991 году Агаларов решил заняться торговлей и построил модный магазин «Крокус-Интер». «В Москве тогда не было качественной обуви, ездить за ней приходилось за границу, – объясняет свое решение Агаларов. – Магазин был успешным, его ежегодный оборот составлял около $6 млн, что по тем временам было совсем неплохо для обувных магазинов». К середине 90-х «Крокус» владел уже 60 магазинами, которые торговали одеждой и обувью, причем большинство из них были построены строительным департаментом холдинга. Агаларов разделил магазины на две сети. Первая – «Крокус Москва» состояла из десяти торговых точек и продавала дорогую одежду, обувь и аксессуары. Как правило, это были отдельно стоящие магазины в центре города. Во вторую сеть – «Сконти» вошли 50 магазинов, торговавших одеждой и обувью массового спроса. В 1994 году для обслуживания финансовых потоков разросшегося холдинга Агаларов создал карманный Крокус-банк. Наконец, в 1996 году компания открыла свой первый лицензионный бутик – Sergio Rossi. А потом Агаларов вдруг бросил заниматься магазинами. «У меня есть один недостаток, – признается он. – Когда бизнес становится на ноги, я теряю к нему интерес. Так получилось с моими магазинами. Раньше я с благоговением относился к «высоким» маркам, а потом понял, что их создают обычные люди, которые приклеивают свою фамилию на туфли или одежду. То, что продается за $200, на самом деле может не стоить и половины того. Это просто гипноз». Побывав на «кухне», где «пекут» модные брэнды, хозяин «Крокуса», по его словам, даже потерял интерес к хождению за покупками.
Неблагодарное дело
В 1996 году предприниматель передал магазины в ведение своих менеджеров, а сам на какое-то время вернулся к выставкам. К тому времени ежегодных выставок насчитывалось уже 12, в том числе Comtek (компьютеры), CEM (бытовая электроника), World Food (продукты питания), Netcom (сетевые технологии), MODA, PWM (фото- и видеоаппаратура), Internetcom (интернет-технологии). Все выставки проводились в Экспоцентре на Пресне. В бизнесе «Крокуса» можно проследить одну закономерность. Холдинг, как правило, проводил выставки компаний, которые были его поставщиками. Конечно, неплохо лишний раз заявить о своем товаре, но организация выставок создавала и дополнительные трудности. «Я понял, что, когда занимаешься продажей какой-то продукции и организуешь выставку на эту тему, одно начинает мешать другому, – говорит Арас Агаларов. – Так у меня было, например, с выставкой MODA. Некоторые фирмы отказывались участвовать в ней, считая, что «Крокус» ставит собственных поставщиков в привилегированное положение». А в 1996 году у Араса Агаларова появилась новая «игрушка», которая через два года превратилась в самый удачный по сей день жилищный комплекс в высшем ценовом сегменте. Началось все с того, что в 1996-м Агаларов как-то раз встретился со своим старым знакомым Шалвой Чигиринским – влиятельным главой фирмы «СТ-Групп», которая занималась строительством домов в Москве. «Мы решили вместе построить дорогое, красивое, комфортабельное жилье, – рассказывает Арас Агаларов. – Но Шалва сказал мне, что без него я дом не построю. Меня это задело. Я сказал: «Построю, и лучше, чем ты». Хозяин «Крокуса» расширил строительное подразделение и с головой ушел в строительство. Проект дома он заказал мастерской «Моспроект-2». «Они сделали очень неплохой проект, – вспоминает Арас Агаларов. – Но мы от него полностью ушли. Я приезжал на стройку, видел, что облицовка и фасад смотрятся плохо, и приказывал их менять. Окна были слишком малы, и я велел их расширить. Передвигал стены, убирал балконы. Я понял, что в архитектуре есть трюк: не все, что красиво на бумаге, красиво в жизни». Агаларов готов идти на уменьшение прибыли ради того, чтобы сделать все по высшему разряду, считает Владимир Воронченко из Lux holding. Может, это и не совсем правильно с точки зрения бизнеса, но так проявляется индивидуальность Агаларова. В 1997 году «Дом Агаларова» был готов, а его автор зарекся заниматься жилищным строительством. «Когда строишь жилой дом, слишком много времени уходит на общение с его будущими обитателями, – говорит Арас Агаларов. – Все покупатели хотели видеть того, кто строит их квартиры. Клиенты приходили ко мне в офис, и с каждым из них я общался лично. К некоторым из них у меня возникала неприязнь. Мне просто не хотелось продавать им квартиры. По Москве пошли слухи, что у меня тут идет «конкурс жильцов». Двум клиентам я действительно отказал. И понял, что строить жилье в России – дело неблагодарное». Агаларову предлагали продолжать строительство и в дорогом, и в дешевом секторах недвижимости. Но он отказался. «Я азартный человек, – говорит Арас Агаларов. – Мне неинтересно идти по изведанному пути. Это не творчество, а рутинная работа, которую до тебя делали сто раз. Весь смысл моей жизни в том, чтобы придумывать бизнес-конструкции, которые до меня еще нигде не применялись». Возможно, нежелание заниматься рутинной работой и стало впоследствии причиной того, что «Крокус» не смог добиться безусловного лидерства ни в одном из своих бизнесов. ПЗ Дешево и сердито В 1997 году Агаларов решил вернуться к торговле, но уже на уровне гипермаркетов. «Крокус» начал строительство универсального магазина «Твой дом», вложил в него $20 млн и завершил проект в начале 1998 года. Площадь этого гипермаркета составляет 30 тыс. кв. м. Кризис 1998 года был для компании довольно болезненным. «Мы неплохо пережили его», – говорит сам Агаларов, не вдаваясь в подробности. Тем не менее хозяин «Крокуса» был вынужден отказаться от некоторых своих затей. Из 50 магазинов «Сконти» у него осталось 20. Кроме того, компании пришлось также продать все свои выставки. «В 1998 году цены на выставочные услуги упали, а стоимость арендной платы осталась на прежнем уровне, – рассказывает Агаларов. – Выставки потеряли свою былую коммерческую привлекательность. Я продал свою долю Comtek вместе с выставочными программами. Покупателем стал английский выставочный оператор ITE». Возможно, одной из причин столь резкого сокращения бизнеса стал отказ Араса Агаларова от непосредственного управления им. В его голове уже созрела новая идея. «Однажды на какой-то выставке за рубежом я понял, что выставка интересна только профессионалам, – говорит Арас Агаларов. – Для них неделя пролетает как один день. А их жены и дети все это время скучают. Так у меня родилась идея совместить выставочный комплекс с шоппинг-моллом». Но в течение целого года у Агаларова не было возможности развивать новые проекты. «Крокус» вновь ожил только в 1999 году, когда Агаларову удалось договориться с зампредом Сбербанка РФ Владимиром Никоновым о выделении кредитной линии в размере $80 млн под строительство нового амбициозного проекта – торгово-развлекательно-выставочного центра «Крокус-сити» на пересечении МКАД и Волоколамского шоссе. Тогда же Мособлархитектура дала Агаларову добро на долгосрочную аренду этого земельного участка. И вот в начале сентября 2001 года хозяин «Крокуса» разрезал ленточку на входе в первый корпус будущего комплекса. Площадь открытого магазина – 40 тыс. кв. м. Арасу Агаларову пригодились деньги, вырученные от продажи выставок и пакета акций Comtek. Всего он затратил на строительство $20 млн, из которых $10 млн ему предоставил Среднерусский банк Сбербанка РФ. Для сравнения: IKEA планирует инвестировать в свой торговый проект на Калужском шоссе $50 млн и завершить его к 2003 году. Москва, по утверждению Араса Агаларова, станет единственным городом в мире, где выставочный центр совмещен с таким моллом. Через год он обещает запустить вторую очередь молла, предназначенную для торговли товарами класса «люкс». Выставочный комплекс «Крокус экспо» и гостиница будут построены в последнюю очередь. Всего под молл отведено 300 тыс. кв. м. Среднерусский банк финансирует строительство на 70%. Сейчас Агаларов принципиально не проводит выставок на чужих площадях – невыгодно. Руководитель холдинга планирует возобновить прежнюю, «оптимальную с точки зрения формирования фонда заработной платы» структуру организации выставок. Продавать места на выставку будет одно подразделение холдинга, а проводить ее (или сдавать комплекс в аренду другим выставочным компаниям) – другое. «Если все смешать, то трудно разобраться, какая часть этого бизнеса прибыльна, а какая нет, – объясняет он. – Конечно, свои выставки мы будем ставить в лучшие условия». Что именно будут выставлять на несуществующих пока просторах «Крокуса экспо», Агаларов не раскрывает. По контракту он не имеет права проводить выставки на проданные в 1998 году темы еще в течение двух лет. «Я еще не решил, буду ли выкупать обратно свои выставочные программы, – говорит глава «Крокуса». – Но мы однозначно будем осваивать новую тематику. Сегодня в мире существует более 1000 выставочных тем, из которых в России охвачено только 200». Тем временем Москву постепенно окружают моллами и другие компании – мебельные магазины IKEA и «Интертрейд». «Наш магазин изначально задумывался как молл, – говорит Виктор Мухортов, гендиректор мебельного магазина «Три кита». – Мы планируем достроить еще 80 тыс. кв. м торговых площадей, открыть ресторан, казино, кинотеатр. Идея в том, чтобы покупатель мог приехать к нам на целый день – закупить все, что ему нужно, а заодно и отдохнуть». С той же целью строит молл шведский мебельный концерн IKEA. Правда, к формированию развлекательной части своего молла шведы относятся более осторожно. «Нам важно, чтобы покупатели приезжали к нам всей семьей, – говорит гендиректор российского представительства IKEA Леннарт Дальгрен. – Некоторые развлекательные заведения могут отпугнуть семейных покупателей». Арас Агаларов не раскрывает, какой из его проектов наиболее эффективен. Но последний по времени проект для него всегда самый любимый. Видимо, поэтому Агаларову удалось построить «Крокус-сити» быстрее и дешевле конкурентов. Правда, не исключена вероятность того, что и «Крокус-сити» постигнет судьба предыдущих начинаний Агаларова. Как только у Араса Агаларова появится очередной проект-фаворит.