Top.Mail.Ru
архив

Последний герой

Писателя Пелевина, как человека, редко появляющегося на публике, часто с кем-то путают. То с грошовым мистиком, то с трехрублевым. То с Великим Писателем Земли Русской, то с литературным поденщиком. То его духовным учителем признают, то разглядят в нем фифу гламурную. После выхода его нового романа «Священная книга оборотня» особо ретивые почитатели будут в Битцевском парке садиться на хвост каждому велосипедисту, дабы опознать в нем особо увертливого кумира. Я этому писателю ни почитатель, ни враг, ни брат, ни свят-свят-свят, а потому скажу честно: Пелевин – это чистое эфирное создание, человек-оркестр, написавший книгу, заменяющую собой всю новогоднюю телепрограмму от «Старых песен о главном» до финала реалити-шоу «Последний герой». В «Священной книге оборотня» (настоящее название – «А хули») – мандариновая героиня-Лиса. Щелочное шампанское остроумие («ничто так не радует российского гуманитарного интеллигента, как покупка нового бытового электроприбора» или фигурка самолетика, вставленная вместо сердечка между I и NY). Постные кавээновские шуточки, которые, как конфетти, не столько радуют, сколько мусорят («популярный ведущий Пелдис Шарм» или «попасть vProzak»). Рекламные паузы («Жить не по лжи. LG»). Вместо президентской речи – программная речь Серого Волка, просящего у священной дойной коровы налить еще немного нефти. Ну а вместо «Старых песен о главном» – длинные диалоги Лисы и Волка: слегка перелицованные долгие разговоры Чапаева и Петьки, в свою очередь, восходящие к давней традиции, когда старый опытный полицейский делится секретами мастерства с новобранцем. Каждому Шерлоку Холмсу нужен свой лох, Ватсон, посредническая голова: в левое ухо вошло, через правое вышло – к читателю. «А хули» не стало бы «Священной книгой», осталось бы, как предыдущий роман Пелевина про «ДПП», милыми попурресками, кабы не высокий ее трагический накал. Не буду определять, «хороший» писатель Пелевин или «плохой», но он, безусловно, самый хваткий. Среди всех русских писателей Пелевин – последний герой. В этом реалити-шоу он ловчей и чаще других хватает проплывающих мимо рыб.  Может, и не самых вкусных, больших или зубастых. Очереди в Альфа-банк, ресторан «Палаццо Дукале», премьера «Ночного дозора», ветеринарно-кетаминовый скандал, правительственные причитания «КУКИС-ЮКИС-ЮКСИ-ПУКС!», – всякая рыба летит в уху, но пахнет это варево ровно тем, чем пахнет сейчас страна. В высокоскоростной и точной Интернет-передаче данных о том, что происходит в стране, нет Пелевину равных.

Цитата: «Надежда на то, что обступившее со всех сторон коричневое море состоит из шоколада, тает даже у самых закаленных оптимистов. Причем, как остроумно замечает реклама, тает не в руках, а во рту». Вы хотели русскую народную сказку про оборотней в погонах, Лису, Волка и Медведя? Читайте теперь и не жалуйтесь. И финал книги вполне в духе свежих умонастроений: посожительствовав с гэбэшной шайкой, поиграв во встречу Царя и Художника, Лиса решает: валить надо. Как, похоже, собирается сваливать и сам писатель. «Священная книга» – это набоковская бабочка-билингва, одновременно и «Дар» – как завещание русской публике, и «Лолита» как ожидание коммерческого успеха на Западе. Любимая Пелевиным двойственность спешит к победному концу.

Еще по теме