Top.Mail.Ru
архив

Последняя ступень

Российские компании постепенно переосмысливают роль ИТ-специалистов – на менеджеров по информационным технологиям ложатся новые задачи, связанные с повышением эффективности работы компании в целом. Существующие на рынке программы MBA не полностью отвечают требованиям будущих CIO. Чтобы справляться с новыми задачами, ИT-специалистам приходится составлять для себя индивидуальную программу обучения.

 

Рост отечественного рынка ИT-обучения в 2003 году, по данным CNews Analytics, составил 30 – 60%. По оценке ректора Академии АйТи Игоря Морозова, к концу 2004 года его объем составит порядка $40 – 50 млн.

Гендиректор компании «Формула Карьеры», специализирующейся в области организации ИT-обучения, Александр Ревин считает, что карьера российских CIO складывается не так, как в Европе и США. «Как правило, директорами по ИT становятся люди, вырастающие внутри самой компании, – поясняет Ревин. – Они прошли достаточно большую часть карьерной лестницы внутри ИT-отдела, и им интересны прежде всего знания по менеджменту, бюджетированию и управлению финансами». Российская специфика делает программы MBA, ориентированные на подготовку будущих ИТ-директоров, востребованными в меньшей степени, чем казалось в момент их создания.

 

Новички против экспертов

 

В настоящий момент на рынке представлено несколько программ MBA, предлагаемых Академией АйТи, Академией народного хозяйства (АНХ) и Государственным университетом управления (см. таблицу). Достаточно похожи по содержанию программы профессиональной переподготовки, предлагаемые «Академией АйТи» и АНХ. Они не такие длинные – около года – и стоят почти вдвое меньше, чем двухгодичные программы конкурента. По мнению Ревина, все эти курсы имеют общие недостатки. Кандидаты в CIO в большинстве случаев уже работают в ИT-отделе и не могут позволить себе потратить один-два годана обучение, даже если речь идет о вечерней форме. Программы MBA для ИT-менеджеров, как считает Александр Ревин, скорее ориентированы на начинающих специалистов, у которых нет четкого представления о том, какие конкретно курсы им необходимы, тогда как профессионалы, имеющие определенные знания о предмете деятельности, нуждаются в более специальных курсах. Кроме того, формат обучения не позволяет отражать в программе курса MBA новейшие тенденции рынка. Он развивается слишком быстро, и двухгодичная программа просто «не успевает» за ним. Поэтому, полагает Ревин, большинство ИТ-специалистовотдаютпредпочтение финансовому или менеджерскому MBA в комплексе с краткосрочными курсами, посвященными узкоспециализированным вопросам. Игорь Морозов придерживается иной точки зрения. По его мнению, программы MBA, ориентированные на подготовку CIO, востребованы рынком: «Усложнение роли и функций ИТ-службы формирует потребность не просто в универсальных «айтишниках», но в глубоких специалистах, имеющих свой профиль, обладающих знаниями как в ИТ, так и в управлении. Поэтому сегодня отчетливо прослеживается интерес к программам на стыке информационных технологий и экономики. Несмотря на то что крупнейшие российские бизнес-школы уже начинают развивать направление ИТ-образования, подобных программ на нашем рынке все равно недостаточно. И именно в этом мы видим перспективы развития отечественного рынка ИТ-обучения».

 

Индивидуальное образование

 

Краткосрочные специализированные тренинги существенно дороже программ MBA. За два года обучения будущему CIO придется заплатить от $10 000 до $8000, тогда как стоимость тренинга продолжительностью 5 – 10 дней может достигать нескольких тысяч долларов. При этом в большинстве случаев за обучение, как правило, платит компания, а не сам специалист. Александр Ревин полагает, что достаточно квалифицированный работник может сам составить индивидуальную программу, состоящую из нескольких краткосрочных курсов и являющуюся фактическим аналогом модулей программ MBA, посвященных ИТ-темам. Также можно обратиться к консультантам, которые подготовят для менеджера индивидуальную программу обучения.

Обычно решение записаться на тот или иной тренинг является следствием не абстрактного желания профессионально развиваться, а стремления приобрести какие-то навыки, необходимые специалисту в его практической деятельности. Начальник отдела технической поддержки корпорации «ИНКОМ-недвижимость» Олег Скрынник считает, что ИТ-обучение помогло сотрудникам его отдела «разговаривать на одном языке и понимать друг друга». По словам Скрынника, с увеличением количества ИТ-проектов в компании возникла необходимость в повышении квалификации работников, для чего были выбраны курсы по управлению проектами в «Сетевой Академии Ланит», а также тренинги по ИТIL (ИТ Infrastructure Library) и ИТSM (ИТ Service Management ) в компании ИТExpert.

Важную роль играет персона инструктора. ИТ-специалисты считают, что этот фактор может быть одним из главных при выборе тренинга. «В прошлом году я прослушал курс «Практические методы эффективного управления рисками, изменениями и командой проекта», – рассказывает начальник отдела ИТ СДМ-Банка Егор Самуйлов. – Тренер Александр Павлов замечательно раскрывает ключевые аспекты работы менеджера проекта. Посетив курс и пообщавшись с Александром, я смог со стороны посмотреть на свой практический опыт и знания и переосмыслить важные для своей работы вещи. Общение с Александром, его советы помогли мне систематизировать работу сотрудников, которые ведут ИТ-проекты в нашем банке». Как считает Александр Ревин, будущих CIO интересует возможность общения с людьми, имеющими практический опыт успешных проектов в сфере ИТ. По его словам, на рынке ИТ-обучения есть несколько «культовых» фигур, одно только имя которых может вызвать интерес к тренингу.

 

Пираты с указкой

 

По мнению Игоря Морозова, спрос на услуги ИТ-обучения постепенно перемещается в регионы. «В 2003 году соотношение между количеством специалистов, обучаемых в Москве и регионах (во всех существующих сегодня независимых центрах ИТ-обучения), составило 40% к 60% соответственно, – поясняет он. –В Москве курс прошли порядка 19 000 специалистов, а в регионах – свыше 33 000. Не секрет, что за пределами Московской области сегодня очень неплохо себя чувствует рынок серого (неавторизованного вендорами) обучения. По нашим оценкам, его объем как минимум равен объему авторизованного обучения, если не превосходит его в 1,2 – 1,3 раза». Связано это прежде всего с тем, что инфраструктура авторизованного обучения в регионах развита существенного слабее, чем в Москве. Кроме того, компаниями движет банальное желание сэкономить. «Между тем в отличие от авторизованных вендором учебных центров, где высокий уровень образования гарантируется самим производителем, серые поставщики курсов обеспечить столь же высокое качество не в состоянии, – поясняет Морозов. – Следствие – пустая трата инвестиций, направленных на повышение квалификации сотрудников. Следовательно, одна из ключевых задач всех поставщиков услуг ИТ-обучения – доставка качественных услуг в регионы».

По данным Академии АйТи, сейчас в России наблюдается тенденция к переходу на новые высокотехнологичные формы обучения – в частности, на дистанционную. Сегодня эта форма обучения охватывает порядка 17% рынка. К концу 2004 года, как прогнозирует Академия АйТи, доля дистанционного обучения увеличится вдвое. А к 2008-му в отдельных отраслях, прежде всего в госсекторе, может достигнуть 75% от общего объема ИТ-обучения.

Еще по теме