Top.Mail.Ru
архив

Пожиратель компаний

В конце августа этого года руководство General Motors объявило о том, что некий бизнесмен поставил их в известность о намерении довести свой пакет акций в корпорации до 15%. Вроде бы рядовое событие, какие случаются сплошь и рядом. И к тому же 15% - это не контрольный пакет... Но рынок отреагировал мгновенно: котировки акций GM, которые до этого падали, сразу поползли вверх - не сильно, но вполне достаточно для того, чтобы связать этот рост с обнародованной информацией. Аналитики же начали наперебой выискивать слабые места в управлении General Motors, которые объяснили бы внезапный интерес вышеупомянутого бизнесмена к ее акциям.

Что же произошло? Все встанет на свои места, если назвать имя этого человека, который уже не в первый раз становится героем деловых новостей СМИ всего мира. Знакомьтесь - Карл Айкен, великий и ужасный, ночной кошмар СЕО американских компаний 80-х годов.

Шантажист

Карл Айкен вырос в Нью-Йорке, в семье школьной учительницы и неудавшегося оперного певца, а впоследствии кантора в синагоге. Известно, что отец принимал активное участие в воспитании сына и даже читал вместе с ним Шопенгауэра. После школы Карл поступил в Принстонский университет, а по его окончании, поддавшись на уговоры матери, - еще и в медицинскую школу, которую, впрочем, бросил спустя два года. Затем - армия, из которой Карл демобилизовался в 1961 году. Надо было подыскивать подходящую профессию. Помог дядя, пристроивший племянника на место ученика брокера в Dreyfus and Company. Приобретя некоторый опыт в операциях с ценными бумагами, Айкен перешел в Tessel Patrick and Company, а позднее - в Gruntal, где создал собственный отдел опционов. Примерно в то же время он начал выпускать бюллетень The Mid-Week Options Report.

В 1967 году Айкен решил начать карьеру независимого брокера и занял $400 тыс. у своего дяди, чтобы купить место на Нью-Йоркской фондовой бирже. Еще во время армейской службы Айкен пристрастился к азартным играм. Это увлечение оказало огромное влияние на его бизнес-стиль. Уже тогда начала складываться незавидная репутация Айкена, про которого говорили, что он скуп, подвержен частым приступам гнева и ужасно груб с подчиненными.

Но властной и деятельной натуре Айкена, видимо, не хватало эмоций, которые он получал, занимаясь брокерством. Ему хотелось более рискованных игр, и Айкен вступил на нелегкий путь "пожирателя компаний"

Сперва внимание Айкена привлекли фонды, инвестировавшие средства в недвижимость. Они тогда стоили сравнительно дешево. Вскоре Айкен получил контроль над одним из таких фондов - Baird and Warner, активы которого оценивались в $30 млн. В 1979 году Айкен выиграл битву за право контролировать компанию Tappan - производителя электрических плит. Он использовал эту победу, чтобы надавить на правление компании и вынудить его продать Tappan шведской фирме, поскольку это гарантировало ему как акционеру ни много ни мало $3 млн. Фокус удался.

Первые успехи настолько воодушевили Айкена, что он решил повторить эту комбинацию еще несколько раз: скупить достаточное количество акций, получив таким образом возможность диктовать свои условия руководству компаний, а затем заставить их продать предприятия.

Айкен наметил несколько потенциальных жертв и приступил к осуществлению своих планов, но вдруг понял, что деньги можно получать и иным - причем менее хлопотным - способом. До смерти напуганные руководители компаний, прослышав о кровожадных замыслах Айкена, и особенно о том, как он поступил с другими компаниями, сами выступали с предложением выкупить у "пожирателя" принадлежащие ему акции с солидной премией, лишь бы он оставил их в покое. Вот где пригодилась дурная репутация!

Эту схему Айкен добавил в арсенал своих излюбленных приемов и довел ее до совершенства. Благодаря ему американский бизнес-сленг обогатился термином greenmail (по аналогии с другим английским словом blackmail - "шантаж"), который стал использоваться для обозначения ситуации, когда руководство компании во избежание враждебного захвата выкупает акции предполагаемого захватчика по завышенной стоимости.

Следующей мишенью Айкена стала компания Hammerhill Paper. Однако ее руководство смогло дать захватчику достойный отпор, и в итоге Айкен был вынужден подписать соглашение, ограждавшее компанию от будущих атак. Тем не менее Айкен и тут не остался внакладе. Спустя год акции Hammerhill Paper настолько выросли в цене, что он смог продать свою долю с прибылью в $9 млн. Во время борьбы за Hammerhill Paper Айкен, по легенде, произнес одну из своих знаменитых фраз: "Меня абсолютно не интересует бумажный бизнес. Все, что меня волнует, - деньги. И как можно быстрее".

Покупатель

Относительный недостаток средств до поры до времени мешал развернуться Айкену в полную силу. Он не мог выкупить компании, в которые инвестировал средства, и их руководители, знавшие об этом, называли все притязания Айкена блефом. Поэтому для тех случаев, когда одной репутации монстра оказывалось недостаточно, для того чтобы диктовать условия, Айкену нужно было искать дополнительные источники финансирования.

В 1982 году Айкен при поддержке нескольких финансистов предпринял попытку захватить ритейловую компанию Marshall Field. Этот случай примечателен тем, что руководство компании не ограничилось обычными средствами защиты, но попыталось воспользоваться законами против организованной преступности. Однако Айкена не остановил тот факт, что его поставили на одну доску с главарями мафии. В итоге под его давлением Marshall Field влилась в крупную британскую ритейловую фирму. Эта операция принесла бизнесмену невиданный доселе куш в $100 млн, с которыми можно было начать охоту за более крупной дичью.

Одну за одной он приобрел компании Anchor Hockings, American Can и Owen-Illinois, но владел каждой из них менее недели - столько времени потребовалось руководству этих фирм, чтобы собрать деньги для "выкупа" (естественно, с солидной премией). Тот же трюк Айкен проделал с компанией Dan River. В результате его и без того неважная репутация стала просто чудовищной. А после того как выяснилось, что ради спасения компании местные жители жертвуют свои пенсии, Айкена начали называть людоедом, воюющим со стариками.

Получив в свое распоряжение значительные финансовые средства, Айкен стал реже использовать тактику шантажа, предпочитая приобретать корпорации и менять в них руководство. Примерно в это же время в контакт с ним вступил Майкл Милкен - знаменитый финансист, который в 80-е годы принимал участие в организации крупнейших враждебных захватов (ему будет посвящен один из следующих материалов рубрики Story). Он предложил Айкену свою помощь в поиске денег. Благодаря его поддержке Айкен смог, к примеру, замахнуться на компанию Phillips Petroleum, предложив за нее $8,1 млрд. Покупка не состоялась, но в конце концов руководство Phillips выплатило Айкену $25 млн в качестве "компенсации издержек". И Айкен, разумеется, смог выгодно продать принадлежавшие ему акции компании.

Комбинатор

Время от времени Айкен уступал желанию самолично "порулить" захваченной компанией - естественно, не без выгоды для себя. Так случилось в 1985 году, когда он обратил внимание на славную прежде, но к концу века захиревшую авиакомпанию Trans World Airlines. То, как Айкен обошелся с этой компанией, считают классическим образцом его захватнической деятельности. Он не только выжал из компании все, что смог, пока находился у руководства, но и продолжает наживаться на ней и сейчас - спустя несколько лет после того, как покинул ее.

Когда-то TWA находилась в ряду самых лучших авиакомпаний страны. В свое время она была крупнейшей в США и инициировала многие важные новшества в авиабизнесе. Она первой наладила регулярные рейсы в Европу и обратно по маршруту, проложенному Чарлзом Линдбергом. TWA стала первой использовать всепогодный самолет (Boeing Stratoliner), первой начала предлагать пассажирам свежесваренный кофе и первой придумала крутить фильмы в салоне.

Однако к концу века имидж компании испортился. Пассажиры стали жаловаться, что самолеты TWA морально устарели и к тому же редко прибывают точно по расписанию. Тем не менее специалисты считали, что при умелом руководстве компанию еще можно спасти.

На роль одного из спасителей назначил себя Айкен, который в 1985 году начал приобретать акции TWA. Естественно, руководство компании не распознало благородных намерений Айкена и, памятуя о его методах, стало отчаянно защищаться. К этой кампании подключились и профсоюзы. Вместе им удалось даже сформировать антиайкеновское лобби в конгрессе. Однако все их попытки найти опору в действующем законодательстве не увенчались успехом, и менеджмент TWA начал искать "белого рыцаря". На эту роль был выбран Фрэнк Лоренцо - в то время СЕО Texas Air Corp. Его представитель уже договорился с Айкеном о том, что тот получит $95 млн и откажется от своих претензий. Но в последний момент Лоренцо пожадничал, попытавшись снизить сумму отступных на $7 млн, и сделка не состоялась. Айкен пошел на принцип и довершил задуманное, получив в итоге контроль над TWA.

За несколько лет он сосредоточил в своих руках все акции компании, после чего сделал ее частной. Лично Айкену этот ход принес около $469 млн, а к долгу, висевшему над TWA, добавил еще примерно $540 млн. Неудивительно, что ожидаемого возрождения Trans World Airlines при Айкене так и не случилось. В январе 1993 года произошло первое банкротство компании, обусловленное в том числе и неблагоприятной экономической ситуацией, в которую американские авиакомпании попали после иракского вторжения в Кувейт и резкого скачка цен на нефть.

Под нажимом кредиторов и разгневанных служащих Айкен согласился уйти с поста председателя правления. Более того, он дал TWA взаймы $190 млн, чтобы компания смогла остаться на плаву. Но когда в 1995 году пришел срок возвращать долг Айкену, у компании не оказалось наличных средств. В результате была заключена уникальная сделка: TWA предоставила Karabu Corp., одной из компаний Айкена, право покупать со значительной скидкой (и перепродавать) авиабилеты на ее рейсы в течение 99 месяцев.

Судя по всему, на момент соглашения измученная долгами TWA полагала, что дешево отделалась от Айкена и что он не сможет извлечь сколько-нибудь значительных прибылей из этой сделки. Оказалось, что сможет. И еще как!

В августе 1995 года Айкен создал компанию Global Discount Travel, у которой покупатель мог заказать билеты на рейсы TWA, позвонив по бесплатному телефону. Однако развитие Интернета подсказало бизнесмену более многообещающую альтернативу. В октябре 1996 года Global создала сайт www.lowestfare.com, на котором тоже можно было приобретать авиабилеты по более низким ценам. В августе 1998 года Lowestfare.com акционировалась, а Карл Айкен стал председателем ее правления и главным акционером. Торговля наследством от TWA развернулась полным ходом. Согласно официальной статистике, с момента заключения соглашения Karabu заплатила за билеты, которые в обычной продаже стоят около $925 млн, всего $514 млн. И хотя Lowestfare.com заманивает покупателей значительными скидками, предприятие остается высокорентабельным.

Простой подсчет показывает, что долг Айкена давно погашен, а до истечения срока сделки еще очень далеко... Конечно, спустя какое-то время TWA спохватилась и попробовала доказать, что Айкен нарушил условия соглашения, но безрезультатно.

"Санитар леса"

1988 год. Америка переживает экономический подъем, Джордж Буш ведет борьбу за президентское кресло, а Карл Айкен захватывает компании.

2000 год. Америка вновь переживает экономический подъем, Джордж Буш (на этот раз младший) ведет борьбу за президентское кресло, а Карл Айкен по-прежнему захватывает компании.

Кажется, картинка та же самая. Но изменения все-таки есть. Если в 80-е годы американская пресса описывала Айкена почти всегда в негативном ключе, то спустя десять лет все больше журналистов и экспертов склонны признавать его положительную роль в реформировании корпораций, которые он захватывал либо пытался захватить.

Кстати, сам Айкен не любит, когда его называют "захватчиком", считая себя эдаким "санитаром леса", активистом в борьбе за права акционеров. Свою позицию он недавно объяснил в открытом письме, опубликованном в журнале Fortune. По словам Айкена, американские корпорации зачастую управляются плохо, а интересы акционеров, которые являются подлинными собственниками компаний, просто игнорируются. Поэтому он, как крупный держатель акций многих корпораций, считал и считает себя вправе использовать это преимущество для того, чтобы заставлять компании менять стиль работы, избавляться от ненужных активов, повышать сумму дивидендов на одну акцию и т.д.

Летом 2000 года завершилась одна из самых долгих осад, которую когда-либо предпринимал Айкен. За последние пять лет он сделал несколько безуспешных попыток получить контроль над компанией RJR Nabisco. Ни одна из них не завершилась окончательной победой Айкена, однако по ходу борьбы он добился нескольких важных промежуточных результатов: бизнесмен, к примеру (при поддержке других акционеров), заставил руководство компании разбить ее на табачное и пищевое подразделения. Айкен считал, что такое разделение отвечает интересам акционеров в свете постоянной угрозы многомиллионных исков от курильщиков. Затем он принял участие в борьбе за пищевое подразделение, но в итоге проиграл компании Philip Morris, которая предложила больше денег - $14,9 млрд. Однако этот проигрыш тоже можно назвать лишь относительным, поскольку благодаря ему Айкен-акционер получил около $589 млн.

Эта внушительная сумма, оказавшаяся в распоряжении Айкена, стала еще одним аргументом в пользу версии о том, что он решил увеличить свой пакет акций в General Motors не просто так, а для того, чтобы начать борьбу за компанию с самыми высокими доходами в мире. Конечно, как и в случае с Nabisco, реальный захват Айкеном General Motors вряд ли был возможен. Но хорошая встряска гиганту была бы обеспечена. К примеру, Айкен вполне мог бы использовать свое влияние, чтобы заставить руководство GM "отделить зерна от плевел" - разбить корпорацию на несколько независимых бизнесов (кстати, эту меру считают разумной и многие эксперты).

Однако сейчас остается только гадать, какие планы вынашивал Айкен в отношении General Motors. Спустя месяц после сенсации стало известно, что он не только не будет покупать новых акций GM, но и собирается продать те, что у него были до этого. Одна из версий такого решения: Айкен разозлился на руководство General Motors, которое обнародовало его планы, в результате чего цена акций подскочила. Но это только версии. Реальные мотивы действий Айкена чаще всего остаются неизвестными. Зато почти всегда известны их результаты.

Еще по теме