Top.Mail.Ru
архив

Заткнуть пробоину!

В САМОМ начале сентября правительство утвердило концепцию изменения импортного таможенного тарифа. Заседание прошло на удивление гладко: кабинет министров полностью одобрил подход, предложенный Министерством экономики. Предполагалось, что Михаил Касьянов через неделю-другую подпишет соответствующее постановление, и с 1 января новые ставки вступят в силу.

Однако окончательное утверждение ставок переносилось уже как минимум дважды, что стало следствием нешуточной борьбы, активное участие в которой принимают как отраслевые лоббисты, так и заинтересованные ведомства. Итоговый вариант таможенного тарифа на 2001 год явно удовлетворит не всех. Компромисс еще не достигнут, но уже понятно, что по некоторым параметрам тариф не совпадет с тем проектом, о котором месяц назад подробно рассказывали деловые издания страны.

Напомним суть одобренных "в целом" тарифных изменений. Семь действующих таможенных ставок (от 0% до 30% декларируемой стоимости) должны быть сведены к четырем - от 5% до 20%. Для этого из 11-тысячной товарной номенклатуры таможни планируется снизить ставки по 1403 позициям, составляющие 30% и 25%. Примерно по 30 позициям ставка повышается с 0% до 5%.

Второе направление - унификация пошлин, то есть объединение или сближение ставок на сходную продукцию (например, на мебель и детали для ее сборки, на комплектующие для аудио- и видеотехники и готовую продукцию, на разные виды одежды, на мясо курицы и индейки, на свежие цветы и "зелень и другие растения" и т.д.). Эта мера ликвидирует большинство "товаров прикрытия", которые обычно используются для занижения таможенных платежей - разница ставок между сходными товарами часто составляла 15-20%. Далеко не всякий таможенник может отличить "ножки Буша" от индюшачьих окорочков, и ничего с этим не поделаешь - надо вводить единые ставки. Почти 80% из 2072 унифицируемых ставок понижаются.

Впрочем, снижение пошлин имеет номинальный, а не реальный характер. Таможенный проект - точная калька с летней налоговой реформы. То есть вроде бы налоги снижаются, но бюджет от этого только выигрывает (ожидается прирост легального импорта на 10-15%, что заведомо компенсирует снижение ставок). Конечно, импортеры, платившие за растаможку 30%, теперь "почувствуют разницу". Но таких немного. Зато правительство развязывает себе руки для усиленной борьбы с беспримерной даже по российским меркам коррупцией на таможне (см. "Ко" №35 от 18 сентября 2000 года), а таможенникам дает уникальную возможность начать "жизнь новую, жизнь честную".

А главное, открываются новые возможности для борьбы с "серым" импортом. Они ограничены коррупцией на таможне: зачем декларировать "товар прикрытия", когда можно просто "показать" две-три фуры из десяти. Так, Госкомстат считает, что ежегодно в стране продается примерно 2 млн иностранных телевизоров, а ГТК официально растаможивает 12 тыс. По данным ГТК, в страну ввозится цветов примерно на $10,4 млн и зелени на $7,7 млн, тогда как емкость только московского цветочного рынка, где доля импорта достаточно велика, составляет порядка $200 млн. ГТК, похоже, и сам не верит, что унификация остановит поток "серого" импорта. Иначе бы он не издавал приказов, подобных недавнему распоряжению сократить до трех число таможенных постов, на которых оформляется ввоз в московский регион голландских цветов.

Реальное снижение пошлин можно заметить только под микроскопом. До сих пор средневзвешенный импортный тариф составлял 11,4%; теперь он снижается до 10,7%. Но это просто приближение тарифа к возможностям импортеров: по расчетам Минэкономики, реально платежи собираются по средней ставке 9%. Будут сохранены и некоторые запретительные тарифы. Так, введение в мае пошлин на сахар-сырец (40%) и белый сахар (45%), а также установление квот на эти продукты привело к росту цен более чем на 50%. Однако правительство пока собирается снизить пошлину лишь до 30%, не отменяя при этом квот, несмотря на крайне негативную оценку этих мер советником президента Андреем Илларионовым*.

Больше всего благ новый таможенный тариф сулит "белым" дилерам, а также тем, кто давно собирался уйти от "серых" схем. Ведь после уплаты 30-процентной пошлины и НДС цена правильно ввезенного товара возрастает в полтора раза. Теперь же законопослушные импортеры некоторых товаров смогут снизить цены на 10%. Больше других повезло официальным импортерам автомобилей: снижаются и процентные, и фиксированные ставки (в евро за объем двигателя). Очевидно проигрывают "серые" импортеры мебели, бытовой и офисной техники.

Лоббисты отраслей и предпринимательских групп, которым новый таможенный тариф сулит неприятности, реформу откровенно "проспали". До сентябрьского заседания вялое недовольство высказывали лишь фармацевты (предполагалось повысить до 5% пошлины на ряд лекарств, в том числе инсулинсодержащие). Да еще чайный магнат Игорь Лисиненко весьма успешно доказывал правительству, что уравнивание ставок на фасованный и нефасованный чай обесценит инвестиции в домашние чаеразвесочные фабрики и заставит вывезти оборудование на Шри-Ланку, где рабочая сила и электроэнергия дешевле, а инвестиционный климат - теплее. В итоге ставки по чаю не были унифицированы.

Потом опомнились и другие "сборочные" отрасли - особенно автопром и компьютерщики. В самом деле, по ним реформа ударит сильнее всех: именно "сборка" использует протекционистские возможности таможни. Совсем неприятно, когда пошлины снижаются, а инвестиции - в расчете на постоянство законодательства - уже сделаны. Приходится либо снижать отпускные цены и прибыль, либо сокращать сбыт. Сборочные производства развернули масштабную кампанию за коррекцию нового тарифа, и, скорее всего, их точка зрения найдет свое отражение в итоговом варианте.

Наконец, иностранным поставщикам и макроэкономистам из Думы удалось донести до правительства идею полной отмены пошлин на технологическое оборудование. Эту возможность не исключил Михаил Касьянов; ратует за такое решение и Минэкономики. Против - российские производители. Скорее всего, правительство обнулит пошлины только на оборудование, "не имеющее аналогов", не отказавшись при этом брать с инвестиционных товаров 20-процентный НДС. Считать ли при этом "аналогичным" российское оборудование несравнимо низкого качества - непонятно. И нужно ли обнулять пошлину на оборудование, которое сейчас в стране не производится, но в принципе производиться может? В любом случае определять наличие аналога Минэкономики собирается в каждом случае "индивидуально". Но даже обнуление ставок не приведет к массовому ввозу технологий в Россию. По крайней мере до тех пор, пока ЦБ и правительство искусственно занижают курс рубля, делая иностранное оборудование слишком дорогим.

* признан в России иноагентом.

Еще по теме