Top.Mail.Ru
архив

Правительство замедленного действия

ДУМА утвердила Касьянова премьером без эксцессов, в спокойной дружеской обстановке. Получив 325 голосов, Касьянов превзошел даже уровень депутатских симпатий, которого достиг Примаков. При этом каждый голосовал за свое: правые - за программу либеральных реформ, а левые - за отказ от них и активную госполитику в области инвестиций. В Касьянове нашли "свое" и те и другие. Тем не менее назначение Касьянова четко определило конфигурацию и направление действий власти, сменить которые Путин сможет теперь, только сменив премьера.

Предварительные консультации с думскими фракциями дотоле очень закрытый Касьянов использовал для формулирования своего стратегического выбора и публичного "опускания" руководителя Центра стратегических разработок Грефа. Его программу Касьянов почти уравнял по значимости с предложениями депутата Маслюкова. Касьянов одержал промежуточную аппаратную победу: ему дозволяются обещания взять из программных наработок лишь те, что "не расходятся с логикой кабинета министров". Никто уже не вспоминает заявления Путина конца 1999-го - начала 2000-го о том, что именно ЦСР создаст конструкцию будущей России.

Логика, которой собирается руководствоваться Касьянов, выглядит эклектичной. В ее основе не целевые ориентиры (или, как говорят бизнес-консультанты, vision - "образ потребного будущего"). Касьянов руководствуется, во-первых, пониманием того, что крайне важно "удержать ситуацию". Во-вторых - бюрократической склонностью к согласованию всевозможных ведомственных, клановых, отраслевых, корпоративных и прочих групповых интересов. Концепция ЦСР, первая с 1992 года последовательная программа действий, превращается согласно этой логике всего лишь в еще один "интерес", который нужно согласовать с другими. В процессе согласования логика и возникнет.

Экономическая политика касьяновского кабинета обещает быть - по крайней мере на первых порах - "стабилизаторской", умеренно-протекционистской и умеренно-либеральной. Касьянов предельно прагматичен и имеет свой стиль: он склонен к непрозрачным методам управления экономикой, собственностью и финансовыми потоками.

Естественно, интересы крупного бизнеса и чиновничества будут "учитываться" правительством Касьянова в большей мере, чем интересы среднего и мелкого бизнеса. Правительство попытается продолжить формирование мощных государственно-частных холдингов, доминирующих в своих секторах рынка; для этого потребуется отраслевая и межотраслевая консолидация активов. Частному бизнесу, претендующему на исключительное положение в своем секторе за счет использования государственного ресурса, придется расстаться с частью прибыли и собственности. Взамен - налоговые и иные льготы и преференции, таможенные барьеры для зарубежных конкурентов, снисхождение со стороны естественных монополистов и т.д. Кроме того, предполагается участие государства в страховании инвестиционных рисков. Все это требует избирательности и согласования отдельными членами кабинета своих интересов.

Умеренная либеральность Касьянова сулит некоторое снижение налогового бремени, в том числе: единую ставку подоходного налога; ликвидацию части межрегиональных барьеров, препятствующих движению капитала и товаров; некоторое упрощение лицензирования и уменьшение количества надзорных инстанций; осторожное введение накопительной пенсионной системы. Будет предпринята попытка сделать социальную помощь адресной. Касьянов вряд ли откажется от идей бездефицитного бюджета, сокращения госрасходов, усиления контроля за расходной политикой ведомств и региональных администраций. Премьер против излишнего укрепления реального курса рубля.

Все реформаторские шаги Касьянова будут осторожными и выверенными. На это у него есть самооправдание: "Мы при всем желании не можем решить разом все те проблемы, которые накапливались десятилетиями", "...не имеет смысла проводить в жизнь меры, которые будут отвергнуты неподготовленными общественными институтами". Такой позицией гарантируется отсутствие "кавалерийских атак", но от нее отдает казуистикой. Можно, конечно, ждать, пока "общественные институты" созреют для реформ. Но ведь необходимые сейчас реформы - реформы институциональные. А ждать, пока институты подготовятся к реформированию самих себя, можно достаточно долго. Хотя бы потому, что средний класс к реформам готов давно, но не умеет отстаивать свою позицию, олигархи же и население к реформам не будут готовы никогда.

Суть касьяновской доктрины, которая поддерживается стоящими за ним олигархическими группами, - в том, что механизмы саморегуляции гражданского общества в их западном понимании в России в ближайшей перспективе созданы быть не могут; поэтому необходимо формирование "управляемой демократии" и "управляемого рынка". Что и достигается балансом интересов элит. Крупные предприниматели пережили август-98, адаптировались к новым условиям и готовы сожрать новый чиновничий клан. Серьезные реформы начнутся только после кризиса олигархической модели капитализма.

Еще по теме