Top.Mail.Ru
архив

Принцип кейретсу

Грег Шенкман создал в США две преуспевающие технологические компании, стал крупнейшим среди физических лиц акционером телекоммуникационного гиганта Alcatel и готовится к реализации проектов в России. До Шенкмана ни одному советскому эмигранту не удавалось достичь таких успехов в западном hi-tech бизнесе. Главное условие успеха, по мнению Шенкмана, – это безграничная вера в свою идею.

 

Григорий родился в Киеве в 1961 году. Родители Григория эмигрировали в США – в Сан-Франциско – в 1979 году, когда ему было всего 18 лет. «Как у всех уезжающих, амбиций у меня было много, – говорит Шенкман. – Но когда я приехал в США, то понял, что просто так ничего с неба не упадет и придется добиваться всего самому. И представить, что через какое-то время у меня будет большая преуспевающая фирма, я не мог даже в самых смелых мечтах».

 

О пользе чтения

История Шенкмана – воплощение «американской мечты». Он начинал карьеру с самого низа: нанимался на различную низкоквалицированную работу. «Было время, когда я работал посудомойкой в кафе в Сан-Франциско, – вспоминает он. – Но посудомойка из меня вышла плохая: я переводил слишком много мыла, часто бил посуду, а однажды по недосмотру залил водой все заведение. В результате на этом месте я долго не удержался».

Идею, куда же двигаться, амбициозному молодому человеку подсказала статья в одной из деловых газет. «Еще в начале 80-х я прочитал, что телекоммуникационная отрасль – одна из самых многообещающих и именно она будет расти быстрее других. Я в это поверил», – рассказывает Шенкман. Он устроился на работу в телекоммуникационную компанию Haris – сначала в качестве продавца, затем маркетинг-менеджера, потом регионального менеджера. Затем Шенкман работал в компании Northern Telecom, позднее ставшей отделением Nortel Networks. Так продолжалось до 1988 года, когда Шенкман пришел к выводу, что ему трудно работать в качестве наемного работника и лучший выход – создавать свое собственное дело. «Я, наверное, не очень подхожу для корпоративной жизни и культуры. У меня слишком много амбиций и желаний. Они не всегда совпадали с целями компании, на которую я работал. И я начал искать нечто другое, хотя на своем прежнем месте показывал очень неплохие результаты», – говорит Шенкман.

Закапывая крысиные норы

Грег со своими товарищами основал консалтинговую компанию EVPinc.Первичные инвестиции составили всего $20 тыс., и большую часть из этих денег Шенкману одолжили его родители. Первый клиент новой компании был из Японии – компания PrestigeInternational.

Дело быстро пошло на лад, но Шенкман был снова недоволен. «Наша работа была трудной и малоприбыльной. Консалтинг плох тем, что с каждым новым клиентом нужно начинать все с нуля, изобретать что-то новое. Я пришел к выводу, что оптимальный вариант – изобрести что-то новое, а затем это новое тиражировать. Какое-то время мы тиражировали опыт, накопленный при работе с японским клиентом, но потом поняли, что это не тиражный продукт. В результате мы решили создать компанию, которая занималась бы контролем телекоммуникационных сетей», – рассказывает Шенкман.

В то время на зарождающемся рынке информационных технологий существовал провал, который оборотистые американские журналисты называли «крысиной норой, в которую никто не хочет попасть». Речь шла о плохом взаимодействии телефонных компаний и компьютерных сетей корпораций, которые эти телефонные компании обслуживали. Шенкман вместе со своим другом Алеком Милославски (тоже выходцем из СССР) создали компанию Genesys Telecommunications Laboratories, призваннуюзакрыть «крысинуюнору». Решение компании выглядело примерно так: когда клиент Genesys получал звонок, специальное ПО опознавало звонившего еще до того, как кто-либо успевал поднять трубку. Затем оно перенаправляло звонок наиболее подходящему абоненту. Это, казалось бы, нехитрое решение позволило за несколько лет превратить Genesys в компанию с миллионными оборотами, а в число ее клиентов вошли такие огромные корпорации, как Sony, Charles Schwab, American Airlines-SABRE и другие.

Детищу Шенкмана приписывают сразу две заслуги: во-первых, компания открыла новое направление, связующее отрасли телекоммуникаций и информационных технологий. Это направление получило название CTI (Computer-Telecom Integration – «компьютерно-телекоммуникационная интеграция»). Во-вторых, опыт Genesys заставил по-иному взглянуть на аутсорсинг – перепоручение части внутренних операций компании сторонним подрядчикам. Если раньше аутсорсинг был не в чести, то сегодня к его услугам прибегают многие ведущие компании (см. «Ко» № 33 от 3 сентября 2001 года).

При этом, по утверждению Шенкмана, Genesys до определенного момента развивалась только за счет собственных средств. Лишь в 1995 году были привлечены деньги инвестиционных фондов, что дало толчок бурному росту компании. В 2000 году оборот Genesys составил более $300 млн.

Свои десять процентов

Триумфом Шенкмана стала продажа своей компании французскому производителю телекоммуникационного оборудования Alcatel в январе 2000 года за $1,5 млрд. Причину продажи он объясняет так: «Фирма, как и человек, имеет много ступеней в своем развитии – детство, юность, зрелость и т. д. На определенном этапе мы решили, что Genesys нужно иметь больше партнеров, потому что будущие этапы развития подразумевали больший риск». Основная часть сделки была осуществлена путем обмена акций, в результате чего Шенкман стал крупнейшим среди физических лиц акционером Alcatel.

Но, сделавшись в одночасье миллионером, Шенкман не стал почивать на лаврах и занялся созданием новой компании. «Одна из моих фобий – я не могу представить себя без работы», – признается он.

Новая фирма Шенкмана, получившая название Exigen, начала активно скупать мелкие компании, работающие в области информационных технологий. «Мировой рынок IT-технологий огромен, его обороты составляют более $200 млрд в год, – объясняет Шенкман выбор направления. – Даже если завоевать всего 10%, получится очень внушительная цифра».

Если Genesys развивалась медленно и в основном на собственные средства, то в случае с Exigen была сделана ставка на скорость. Причин выбора такой стратегии было несколько: во-первых, теперь компаньоны располагали солидным стартовым капиталом, а во-вторых, по словам Шенкмана, рынок развивался столь быстро, что на промедление времени просто не оставалось. Exigen занялась созданием информационных систем для финансовых компаний – банков, страховых фирм, а также компаний – операторов связи. Сегодня в число клиентов Exigen входят многие крупные американские банки – Chase, Citybank, WellsFargo, страховые компании, входящие в американский top-10, а также ведущие телекоммуникационные операторы, среди которых Deutshe Telekom, British Telecom и SBC.

«Одной из самых сложных наших задач была необходимость интегрировать большие коллективы людей. Раньше они занимались разными задачами, а тут были вынуждены работать воедино. В такой ситуации важно не ошибиться, не поломать систему, – говорит Шенкман. – Нам помог опыт с нашим первым клиентом, он ведь был из Японии. В своей работе мы целенаправленно использовали японскую методологию кейретсу».

 

Суси, банзай и кейретсу

Кейретсу – вариант объединения компаний в конгломерат, получивший широкое распространение в Японии после первой мировой войны. Эти объединения не имели холдинговой управляющей компании, придерживались диверсификации и состояли, как правило, из банков различного профиля, страховой компании, добывающих компаний, производственных фирм и торговых сетей, фирм химической и топливной промышленности. В отличие от прежней формы объединения – дзаибатсу членом кейретсу могла стать любая фирма, не исключая и малый бизнес. Таким образом, компания получала более свободный доступ к капиталу, финансовую помощь со стороны банка кейретсу – правда, в обмен на участие банка в управлении фирмой.

 

Творец новой религии

С ростом доходов привычки владельца большого состояния, по его собственному признанию, изменились мало. «Мои бытовые условия почти те же, что и раньше. Когда работаешь много, остальных вещей почти не замечаешь. Чванство в духе новых русских встречается и в Америке, но в конечном счете все зависит от человека, от того, на чем он концентрируется», – говорит он.

Концентрация на задаче, по мнению Шенкмана, – самая необходимая составляющая успеха. «Любой бизнес – что в сфере hi-tech, что любой другой – требует идеи. Нужны идея и знание, куда ты хочешь прийти. Бывают моменты, когда, кроме веры, у тебя ничего больше нет: ни гарантий, ни денег. Тяжелые времена приходят часто, но нельзя терять уверенности в том, что ты прав. Нет веры – деньги не помогут. Нашего бизнеса до нас не существовало, мы создавали принципиально новый бизнес. Мы творили нечто вроде новой религии», – говорит он.

Не теряет Шенкман и связей с исторической родиной: «Мою компанию основали выходцы из СССР, у нас работает много российских специалистов, и у нас есть масштабные планы по развитию бизнеса в России. Есть желание, есть надежда, и видятся возможности превратить ее в одну из ведущих технологических держав». При этом говорить конкретно Шенкман не хочет, а только хитро улыбается. Так что вполне возможно, что скоро и в России узнают о кейретсу.

Еще по теме