Пробуждение «динозавра»
Российский завод «Рубин» намерен кардинально изменить ситуацию на российском рынке телевизоров. В 2002 году «Рубин» собирается вдвое увеличить продажи своих телевизоров и вывести на рынок новые продуктовые линейки. В компании полагают, что смогут преодолеть предубеждение, с которым покупатели относятся к российским брэндам. Конкуренты уверены, что сделать это невозможно.
«Рубин» хочет вернуть себе 20% российского рынка телевизоров. В 2001 году объем продаж «Рубина» должен составить 350 тыс. телевизоров (это около 8% российского рынка). По заявлению председателя совета директоров МТЗ «Рубин» Александра Милявского, в 2002 году завод сможет произвести и продать 1 млн телевизоров. В качестве минимального объема продаж Милявский говорит о 600 тыс. – 650 тыс. телевизоров. При советской власти завод чувствовал себя на российском рынке законодателем мод, но сегодня здесь главными игроками являются корейские, европейские и японские компании. Объем всего российского рынка в 2001 году составил 5 млн телевизоров, который был поделен между корейскими компаниями (45% продаж), японскими (20%) и европейскими (20%) производителями. Оставшееся пространство делят российские компании, а также Rolsen (с недавних пор она тоже позиционирует себя в качестве российского производителя) и компании Nо name.
«Вас здесь не стояло»
Основные игроки считают, что в России нет места для нового крупного продавца. Даже такой монстр, как корейская Samsung, занимающая до 30% сектора телевизоров, говорит об увеличении продаж лишь на 2 –3%. Генеральный директор «Рубина» Александр Олейник настроен куда более оптимистично: «Мы провели исследования и убедились в том, что наша продукция востребована. Подсчитали, на сколько можно увеличить продажи, и исходя из этого разработали производственные планы». Важная часть новой маркетинговой стратегии «Рубина» – особый акцент на работе в регионах. Компания намерена сделать свою продукцию доступной самым широким слоям населения. «Рубин» собрался штурмовать несколько ценовых категорий. «В следующем году намечено полное обновление модельного ряда. Мы вводим четыре принципиально новые линии телевизоров», – говорит Милявский. По словам Олейника, завод будет выпускать и престижную продукцию, которая будет позиционироваться в одной категории с телевизорами LG и Samsung (речь идет о новой модели телевизора с плоским экраном стоимостью около $220), и телевизоры более дешевой линейки, которые будут стоить меньше, чем аналогичные модели иностранных и российских производителей – не более $100.
Правда, на рынок эти телевизоры выйдут уже не под торговой маркой «Рубин». Брэнд «Рубин» компания резервирует для престижной продукции.
По «Рубину» в каждый дом
Для продвижения новых-старых «Рубинов» компания намерена самостоятельно заняться розницей. Говорит Александр Олейник: «Наша задача состоит в том, чтобы, не уничтожая существующий оптовый канал, максимально расширить сбыт. Наш телевизор должен стоять во всех магазинах, включая сельские». «Рубин» не будет создавать сеть фирменных магазинов. По словам Олейника, сегодня невозможно представить себе магазин, специализирующийся только на телевизорах, поэтому компания намерена размещать в «чужих» крупных магазинах фирменные стойки со своим товаром.
Новая продукция получит серьезную рекламную поддержку – рекламный бюджет на следующий год составит не менее $2,5 млн.
Заместитель генерального директора компании «Мир» (крупный продавец бытовой техники) Евгений Кабанов считает, что «Рубин» давно уже должен был пересмотреть систему сбыта: «Не могу сказать, что мы довольны политикой «Рубина» по отношению к дистрибуторам. «Рубин» далеко не всегда способен обеспечить полный спектр продукции. А одно время даже выставлял технику по неоправданно высоким ценам».
Реклама или война?
Амбициозные планы компании по-разному оцениваются конкурентами. «Заявление руководителей «Рубина» могут быть просто рекламным ходом, призванным создать ажиотаж вокруг выпускаемой заводом продукции», – полагает представитель одного из крупных дистрибуторов, пожелавший остаться неназванным. Конкуренция на рынке телевизоров очень жесткая, и увеличить продажи на 100% и более – задача крайне трудная. Говорит менеджер по маркетингу департамента телевизионной техники представительства Samsung в России Дмитрий Сухов: «Конкуренция обостряется с каждым годом. Все игроки очень агрессивны. Мы будем ориентироваться не на количество, а на качество». Samsung, по словам Сухова, намерен увеличить свою долю в секторе так называемых имиджевых продуктов (сюда входят прежде всего телевизоры с плоским экраном). Сухов согласен с тем, что «Рубин» – самый агрессивный и перспективный из российских игроков: «С ним можно сравнить Rolsen. Обе компании существенно расширили свою линейку. «Рубин» первым из российских производителей представил телевизор с плоским экраном». Но позиционироваться в одном секторе с продукцией Samsung и LG, по мнению Сухова, российский телевизор не может. Причин тому много, в том числе – отсутствие полноценного производства. «Мы делаем телевизоры только из комплектующих Samsung. Все производство подчинено единой концепции. А «Рубин» – это просто марка, своих комплектующих у завода практически нет. Разные модели могут быть оснащены, к примеру, разными кинескопами», – утверждает Сухов.
Не вполне разделяет мнение коллеги глава московского офиса Rolsen (компания также собирает свои телевизоры в России) Леонид Осипов: «Сегодня у «Рубина» наиболее полный производственный цикл. Они сами разрабатывают модели и собирают их, чего другие пока не делают». Но Осипов согласен с тем, что продукция россиян пока не может конкурировать с раскрученными корейскими брэндами.
Так считает и представитель компании LG, пожелавший сохранить инкогнито: «В целом «Рубин» – успешная марка. Удачно выбрана ценовая группа, достигнут неплохой функциональный уровень. Продукция «Рубина» вполне может конкурировать с китайскими брэндами. Но до наших телевизоров она пока не дотягивает. И объемы продаж у нас несопоставимы». Но в дальнейшем, полагает представитель LG, при условии должной рекламной поддержки и надлежащей работы над дизайном, «Рубин» может стать достойным конкурентом корейских компаний.
В свою очередь, Роман Григорьев, начальник отдела аудио- и видеотехники фирмы «Партия» (это – один из ведущих российских продавцов электроники) уверен, что ни одну из российских компаний сегодня нельзя рассматривать в качестве серьезного игрока: «Российские производители в основном специализируются на дешевом ассортименте. У людей, серьезно относящихся к покупке бытовой техники, отношение к российской продукции довольно скептическое. Ее качество нас не устраивает, и мы ею не торгуем». Впрочем, такое отношение «Партии» к российским телевизорам вполне объяснимо, ведь компания специализируется в основном на дорогих брэндах. Григорьев уверен, что единственный аргумент в пользу россиян – это низкие цены. Но и в сегменте дешевых брэндов российская техника, по его мнению, все равно не может конкурировать с иностранной: «Полагаю, вы предпочтете автомобиль Daewoo нашим «жигулям».
Евгений Кабанов из «Мира» мыслит не столь категорично, но с коллегой солидарен: «Выпустив новый продукт, «Рубин» перешел в более дорогой сегмент, где соперничать с конкурентами ему будет очень трудно. Не думаю, что по своему качеству телевизоры «Рубин» соответствуют корейским. Когда разница в цене между отечественной техникой и техникой тех же Samsung и LG составляет всего 5%, покупатель отдает предпочтение известным зарубежным брэндам. Тем не менее марка «Рубин» имеет богатую историю, и мы, будучи мультибрэндовой сетью, предлагаем ее своим покупателям».
СПРАВКА
Были когда-то и мы рысаками
«Рубин» являлся абсолютным лидером среди советских производителей телевизионной техники. Предприятие, основанное в 1951 году, начало выпускать серийную продукцию спустя два года. «Рубин» выпустил первый советский цветной телевизор. Расцвет предприятия пришелся на 70-е годы, когда объемы выпуска продукции достигли миллионной отметки.
В 1993 году предприятие преобразовано в ОАО «МТЗ Рубин». К 1997 году объемы производства сократились на 99%. В том же году была разработана новая маркетинговая стратегия, позволившая заводу ежемесячно наращивать производство телевизоров. К концу первого квартала 2001 года его объемы достигли 35 тыс. телевизоров в месяц. С 1999 года основная производственная база МТЗ «Рубин» сосредоточена в Воронеже на заводе «Видеофон». Завод укомплектован оборудованием фирм Universal (США), Samsung и Sincon и считается самым современным в Восточной Европе.
Еще по теме
Завершена борьба молдавских производителей коньяка и их российских дистрибуторов против Бельцкого винно-коньячного комбината (БВКК) за торговую марку «Белый аист». Молдавское правительство решило выдать лицензии на розлив коньяка нескольким конкурентам БВКК. По некоторым оценкам, стоимость брэнда составляет $25 млн. Решение правительства Молдавии повлияет на расстановку сил среди российских коньячных дистрибуторов.