Top.Mail.Ru
архив

Процентный беспредел

Щедрость парламентариев в год выборов не знает границ. Госдума приняла поправки ко второй части Налогового кодекса, повышающие порог, после которого начинается налогообложение процентов по вкладам физлиц. Сейчас этот налог взимается с части дохода по рублевым депозитам, которая превышает три четверти ставки рефинансирования (в данный момент это 13,5% годовых). А с вступлением депутатского решения в силу налогом будут облагаться только проценты, превышающие ставку рефинансирования, т.е. более 18% годовых.

Очевидно, депутатское законотворчество было в значительной степени спровоцировано недавним решением ЦБ, снизившего ставку с 21% до 18%. В результате большинство частных вкладов в российских банках подпало под налогообложение. Причем многие крупные банки снизили собственные депозитные ставки не в последнюю очередь из-за «процентного» налога.

Возможно, банкиры лукавят, находя еще одно оправдание своей прижимистости. Но экономическая целесообразность «процентного» налогообложения действительно сомнительна. Введенный во времена расцвета зарплатных депозитных схем налог потерял актуальность, поскольку компании давно пользуются другими способами вывода зарплаты из-под налогообложения. Суммы, которые по «процентному» налогу перечисляются в бюджет, минимальны, а дополнительной работы, затрат и пререканий с клиентами у банков, активно работающих с частными вкладчиками, хоть отбавляй.

Самые серьезные проблемы с «процентным» налогообложением традиционно возникают у Сбербанка, держащего огромное количество пенсионных вкладов по высоким ставкам. Потому именно Сбербанк всегда выступал главным лоббистом повышения безналогового «процентного» порога.

Правда, в нынешней ситуации как раз из-за Сбербанка не реализовалась еще одна благая идея депутатов – ввести законопроект в действие задним числом (с 1 января 2003 года), поскольку банку тогда пришлось бы возиться еще и с возвратом клиентам множества мизерных сумм.

Теперь остается ждать, когда законопроект будет одобрен Советом Федерации, подписан президентом, опубликован и затем через месяц введен в действие. Только с этого момента отчисление налога по старой схеме прекратится. Как прогнозирует заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев, в лучшем случае это будет уже вторая половина июня.

Правда, Медведеву сама идея привязки налогообложения процентов по вкладам к ставке рефинансирования представляется «вздорной». А тот факт, что в новом законопроекте все опять вертится вокруг ставки ЦБ, объясняется, по мнению Медведева, исключительно желанием депутатов быстро решить вопрос, идя по «проторенной дорожке».

Поэтому ряд парламентариев намерены заняться разработкой совершенно нового механизма взимания «процентного» налога, после того как нынешние поправки к Налоговому кодексу вступят в силу. Суть готовящихся в думских кулуарах предложений заключается в том, чтобы раз в полгода менять безналоговый предел исходя из инфляции за предыдущие шесть месяцев.

Впрочем, отнюдь не очевидно, что очередная новация Госдумы понравится банкирам, которым и так из-за щедрости парламентариев приходится увеличивать стоимость привлекаемых у частных лиц ресурсов. А если безналоговый порог будет пересматриваться раз в полгода, то и сроки открываемых физлицами депозитов (которые и сейчас весьма невелики) могут существенно сократиться. Вкладчики наверняка постараются уложиться до очередного пересмотра.  Как считает начальник управления организации продаж Банка Москвы Фарид Шафиков, объяснять клиентам каждые полгода взаимосвязь между инфляцией и налогом на доход по депозитам будет еще сложнее, чем в случае со ставкой рефинансирования.

Еще по теме

архив
Цвет звезд
Будучи зрителем – прости, Господи! – простоватым, я глух к мощным децибелам катарсиса. Это выше моих физических возможностей – просидеть, например, четыре часа в театре (пусть даже с антрактом), чтобы все это время прислушиваться к раскатам древнегреческого рока, окропляя программку слезами горькими, как разлука Одиссея с Пенелопой, а в финале пролиться очистительным плачем по своей грешной жизни. Пусть режиссер будет сто пятьдесят раз гений, а актеры будут завывать совершенно натуральными голосами, но за четыре часа внимание мое расстраивается и идет себе гулять налево: вот зрительница через ряд комкает платочек, вон на балконе две коротко – под Шарон Стоун – стриженые блондинки сидят, наверное, держа друг дружку за руки. Портьера пыльная, лепнина пышная, тоска, в общем, или, как писал Даль, мление скуки.
Цвет звезд