Top.Mail.Ru
медиа

«Пытаться заработать на билетах в кино — большая ошибка»

Фото: Александр Авилов / /Агентство «Москва» Фото: Александр Авилов / /Агентство «Москва»

Треть россиян за последний год стала реже ходить в кинотеатры, и почти у 10% опрошенных это больше не любимый досуг. Тем не менее, зрители не ушли из кино совсем — скорее, перешли в категорию сомневающихся, и их интерес можно вернуть, уверены в исследовательской компании Wanta Group. Чем кинотеатры малых городов планируют привлекать кинозрителя, какие премьеры готовят отечественные режиссеры, и кто может повторить успех «Чебурашки» — в материале «Компании».

Как выйти в плюс

Работу кинотеатров в изменившихся условиях обсуждали на этой неделе в рамках Санкт-Петербургского международного Контент Форума. На мероприятие приехали владельцы кинотеатров из разных городов и поселков страны, от удмуртской Можги до тюменского Ялуторовска. Всех интересовало, как сохранить остатки интереса зрителя.

Просмотр конкретного фильма находится у россиян только на третьем месте в списке причин, по которым они идут в кино, поделился с собравшимися неожиданной статистикой руководитель департамента клиентского опыта компании Wanta Group Егор Брус. «Конечно, контент имеет значение, например, бесспорной популярностью пользуются блокбастеры, но есть и другие факторы», — отметил он.

Так, наибольшая часть опрошенных (61%) назвала поход в кинотеатр возможностью отдохнуть и расслабиться, 57% — возможностью провести время с близкими и лишь 35% — посмотреть кино на большом экране. В этой статистике и кроется ответ на вопрос, что делать, чтобы выжить и выйти в плюс. Кинотеатрам нужно становиться многофункциональными, заключил эксперт. Один из возможных вариантов — открыть при кинотеатре кафе, а в свободное от показов время проводить презентации, концерты, предположил он.

Социально-демографический профиль кинозрителей в малых городах

«Сам кинотеатр не приносит денег. И если вы думаете, что будете зарабатывать на билетах в кино — это большая ошибка», — поддержал коллегу Егор Ефимов, представитель кинотеатра «Премьера» из Ялуторовска. Кино — всего лишь центр притяжения, а вот появление по соседству с кинотеатром продуманного бара, в котором можно будет посидеть после сеанса, позволит аккумулировать выручку, поделился он собственным опытом.

Еще одним инструментом для привлечения зрителей Ефимов назвал «Пушкинскую карту». Однако за лежащие на ней деньги также придется конкурировать — ведь важно привлечь их обладателей в кино. Владельцам кинотеатров эксперт посоветовал дружить с учителями и родительскими чатами, устраивать групповые показы, делать совместные коллаборации с предприятиями и налаживать связи со СМИ. «Организовывайте экскурсии, не бойтесь демонстрировать на большом экране ролики и фильмы ребят, которые что-то снимают», — делился лайфхаками Ефимов.

Не все присутствующие сразу понимали, как примерить этот опыт на себя. Так, представитель одного из муниципальных кинотеатров рассказал, что при сдаче помещений в аренду у муниципальщиков возникают сложности, в том числе юридические. «Мы не можем сдавать зал меньше, чем на 10 лет, поэтому не все советы являются рабочими», — объяснил мужчина, представившийся Вячеславом.

Однако спикеры были непреклонны: учиться зарабатывать нужно всем, поскольку конкуренция за зрителя в ближайшие годы только обострится.

Посещение кинотеатров

Уход западных дистрибьюторов уже сказался на трафике: почти треть (29%) зрителей в малых городах стала реже ходить в кинотеатры. И если в 2021 году поход в кино называли любимым видом досуга 45% опрошенных, то в 2023 — только 36%. 

«То, что контента стало меньше, не могло не повлиять на поведение зрителей. В основном люди перешли в категорию сомневающихся, но они по-прежнему хотят ходить в кино. Важно понять, что вы можете им предложить», — объяснял Брус представителям кинотеатров. В рамках форума эксперты советовали кинотеатрам обращать внимание на дизайн пространства, который «должен вызывать желание вернуться вновь», и рассматривать самые разные концепции, например, кинотеатра-музея.

Траты на досуг в месяц

Несмотря на более редкие походы в кино, в целом в 2023 году вне дома россияне стали проводить больше времени, чем в 2021-м. Выросли и их траты на досуг — впрочем, незначительно — с 5,5 тысячи рублей в месяц до 6,1 тысячи. Кинотеатры цены на билеты в последние два-три года, по их собственному признанию, не повышали — боялись спугнуть зрителя в неспокойное время.

Что снимают в России

Российские режиссеры уже озаботились вопросом контента: на ближайшее полугодие запланировано множество новых премьер, трейлеры которых показали участникам форума. Так, 26 октября в прокат выйдет фильм «Императрицы» от режиссера Андрея Кравчука, где в центре сюжета окажутся женщины у власти. Этой же осенью ожидается и выход триллера «Синдром» с Оксаной Акиньшиной и Кириллом Кяро — они сыграли попавших в автокатастрофу супругов. Ему после показа аплодировали особенно сильно, как и трейлеру детективной комедии «Исчезнувший велосипедист» с Антоном Лапенко.

Марюс Вайсберг, снявший комедию «Конец Славы», пообещал собравшимся, что мир совсем скоро увидит лучшую роль Павла Деревянко. Премьера фильма, по данным «Централ Партнершип», запланирована на 25 января следующего года. Этой же зимой выйдет и ожидаемый кинотеатрами «Холоп-2». 

Как рассказали журналисту «Компании» владельцы кинотеатров, успех «Чебурашки» может повторить фильм «Бременские музыканты» от Алексея Нужного. Тем более, что премьера состоится 1 января — как и у фильма с Гармашем, вышедшим в широкий прокат в самом начале 2023-го, и собравшим рекордную кассу в каникулы. Сам Нужный признался, что решил снять современную версию сказки братьев Гримм из-за отсутствия в кино качественных детских фильмов, на которые хочется сводить детей. Роль Трубадура сыграл Тихон Жизневский, а короля — Сергей Бурунов.

Предвзятый кинозритель

Молодые зрители предвзято относятся к российскому кинематографу, рассказала «Компании» Марина Широбокова из Удмуртии. Выбирая между «Леди Баг» и «Бабой-Ягой» предпочтение, как правило, отдают первому фильму. Возможно, дело в погруженности в контекст, вступилась за подрастающее поколение Ольга Петрова из Можги. Важно раскручивать своих героев, знакомить детей с материалом из русских народных сказок, тогда узнаваемость сделает свое дело, и люди потянутся в кино, считает она.

«Репертуар сейчас выравнивается, идет в сторону качества, — удовлетворенно заметил Константин Мунжуков из Бурятии. — Раньше он был на уровне плоских шуток, и качеством совсем не блистал». Сам Мунжуков делает ставку на популярность у зрителей приключенческой драмы «Повелитель ветра» с Федором Бондарчуком и на «Холоп-2», поскольку предыдущая часть уже зарекомендовала себя у зрителей.

Писателей переучат в сценаристов?

Этой весной в доме творчества Переделкино была организована мастерская для писателей, желающих обучиться сценарному мастерству, рассказал журналисту «Компании» Егор Брус. «Туда были приглашены известные писатели, поэты, люди, которые реализуют себя в рекламе. Важно было показать им, что вы можете писать еще и сценарии для кино, что это может стать одним из направлений», — пояснил он. Появление таких программ говорит о том, что государство в курсе существования определенных проблем и принимает меры для их решения, добавил собеседник.

Запуск еще одной программы вскоре планирует Фонд Кино. Она получит название «Автор» и будет рассчитана на выпускников сценарных факультетов, которые работают не по специальности, рассказал представитель Wanta Group.

«Многие выпускники сценарных факультетов занимаются копирайтингом, маркетингом, написанием сценариев рекламных роликов, и они абсолютно не реализуются в кино. Это связано, наверное, и с самим процессом — у нас же нет болливудской фабрики, где мы готовы каждый год трудоустраивать по 50, по 100 сценаристов», — заметил Брус. Возможно, кому-то из них требуется дополнительное образование, поддержка профессионалов – нужно понимать, что речь идет о работе вдолгую.