Top.Mail.Ru
архив

Ранняя весна-2000

Новый год - и новый рейтинг. "Ко" и агентство PRimum Mobile приступают к анализу президентской избирательной гонки и деятельности команд кандидатов в президенты. Результаты экспертной оценки были предсказуемы, но все-таки мы ожидали более значительного разрыва между кампанией Путина и предвыборной активностью других кандидатов. Эксперты рассудили по-своему. Вероятно, это оценка не столько самих PR-кампаний претендентов, сколько ожиданий. Реально предвыборная гонка кандидатов еще не началась, и именно поэтому в этой публикации мы уделили все внимание анализу давно и активно ведущейся кампании главного претендента - Владимира Путина. Действующие пиарщики Владимира Путина /Источник: Rupr.ru 26.01.00/

  • Игорь Щеголев - и.о. начальника Управления правительственной информации аппарата правительства, затем - начальник Управления пресс-службы администрации президента
  • Михаил Лесин - министр печати и СМИ
  • Андрей Виноградов - замруководителя аппарата председателя правительства
  • Наталья Тимакова - пресс-секретарь председателя правительства, затем - замначальника управления правительственной информации, затем - замначальника управления пресс-службы администрации президента
  • Игорь Шабдурасулов - замруководителя администрации президента
  • Владислав Сурков - замруководителя администрации президента
  • Джохан Поллыева - замруководителя администрации президента, затем - помощник председателя правительства
  • Михаил Кожухов - пресс-секретарь председателя правительства
  • Игорь Буренков - пресс-секретарь блока "Единство"
  • Михаил Маргелов - пресс-секретарь фракции "Единство" в Думе, прежде - руководитель Росинформцентра
  • Алексей Громов - пресс-секретарь и.о. президента
  • Сергей Ястржембский - помощник и.о. президента
  • Валерий Манилов - первый заместитель начальника Генштаба, руководитель информационно-аналитического центра по Северному Кавказу
  • Александр Михайлов - руководитель Росинформцентра

Уже в конце 1999 года, до отставки Бориса Ельцина, было очевидно, что фаворитом президентской кампании будет Путин. От наиболее серьезных противников (Примаков, Лужков) Кремлю почти удалось избавиться еще в ходе парламентских выборов. "Неожиданный" уход Ельцина поставил Путина в почти беспроигрышную ситуацию с точки зрения результатов предстоящих выборов. Главным для него стал вопрос: будет или нет второй тур выборов?

Хотя с начала января большое число политических и околополитических деятелей заявили о своих претензиях на участие в гонке, все они будут лишь массовкой в пьесе, написанной в декабре для и.о. президента неизвестными авторами из Кремля. Более того, после новогодней отставки Ельцина все альтернативные кандидаты оказались в ситуации крайнего цейтнота. Теперь они вынуждены спешно изыскивать средства и мобилизовать организационные ресурсы на досрочную президентскую кампанию. В относительно благоприятном положении оказались кандидаты партий и движений, участвовавших в парламентских выборах: у них в распоряжении действующие штабные структуры. Но с деньгами всем будет непросто - кто же захочет вкладываться в заведомо неудачное дело?

ПУТИН ПРОТИВ ВСЕХ, ВСЕ ПРОТИВ ПУТИНА

Отставка Ельцина оказалась самым сильным ходом предвыборной кампании. По существу, она "сделала" Путина следующим президентом. С этим согласны или смирились практически все: избиратели, другие претенденты, главы государств СНГ, международное сообщество, многочисленные эксперты и социологические службы. Но эта предопределенность может сослужить Путину плохую службу. Особенно если рассматривать перспективы будущего президента не только в предвыборной президентской борьбе, но и после ее окончания.

Путин пока только и.о., которого должны выбрать президентом. Население ждет от него решительных действий как от актуального президента, обладающего всем набором полномочий. Реальные же действия (в сфере экономики, внутренней политики, борьбы с коррупцией) не могут вызвать однозначной поддержки как со стороны населения (потенциального электората), так и со стороны кланов российской элиты, сгруппировавшихся вокруг кресла президента и подталкивающих или сдерживающих Путина всеми возможными, находящимися в их распоряжении (заметим, немалыми) средствами.

Неясная позиция Путина по ряду вопросов (думский кризис, политические пристрастия, экономическая политика) уже стоила ему нескольких рейтинговых процентов в январе. Но чем более определенным будет Путин в своих планах и намерениях, тем больше у него будет противников в региональной, олигархической и чиновничьей элите. Сегодня в России нельзя делать что-либо радикальное, не затрагивая коренных интересов элиты. И Путин сейчас находится в положении слона в посудной лавке. С одной стороны, номинально он действительно политический "слон" - впервые за долгие годы в руках одного человека находятся реальные нити контроля над администрацией президента, правительством, Думой да и Советом Федерации. Но, с другой стороны, любое его движение до президентских выборов приведет к "битью посуды", а значит, и к росту противодействия со стороны обиженной стороны.

Лучший пример - очередной заявленный старт антикоррупционной кампании. Это одна из самых выигрышных тем - и для роста международного престижа Путина, и для расширения электоральной поддержки да и для социально-экономического положения страны. Новая антикоррупционная кампания в очередной раз началась с обвинений в адрес Юрия Скуратова с его пресловутыми костюмами "от Паколи из Мабетекса" стоимостью $30 тыс. И это на фоне почти поголовной коррупции и массового казнокрадства в объемах, сопоставимых, наверное, с годовыми бюджетами крупнейших областей и республик страны. Новое наступление на Скуратова показало, насколько в действительности и.о. президента находится в путах тех сил, которые пока реально контролируют Кремль. Электорату такое начало антикоррупционной кампании больше напоминает фальстарт Путина в президентской гонке, тем более что Скуратов является номинальным конкурентом Путина на выборах. Итак, самым серьезным препятствием Путина на пути в президенты России становится его окружение, доставшееся в наследство от Ельцина.

Команда командой, но теперь Путин отвечает за все происходящее в стране. Раньше в его активе были только победы, а поражения можно было списать на администрацию президента, самого Ельцина, его "семью" и т. д. по списку. Теперь все проблемы, с которыми сталкивается население России, должен решать и.о. президента Путин. Проблем очень много - от замерзающих без топлива городов, страдающих беженцев и скрываемых потерь в чеченской кампании до острого бюджетного дефицита, парламентского кризиса или угрозы международной изоляции России. Все это вкупе делает позиции и.о. весьма уязвимыми. Теперь любой неуспех или прокол правительства или кремлевской администрации автоматически ставится в вину Путину. А ошибки (а иногда и "подставы") случаются не так уж редко: парламентский кризис, окрасивший Путина в глазах части электората в розовые тона, - лучший тому пример. У Путина достаточно времени, чтобы допустить серьезные ошибки. Время становится еще одним серьезным противником и.о. президента.

Помимо уже перечисленных проблем, появившихся у и.о., неизбежность победы Путина на выборах может привести к отказу многих кандидатов от борьбы, а сами выборы превратить в фарс, в котором будут участвовать лишь "договорные" кандидаты Кремля - Зюганов и Жириновский. Не исключено, что может повториться думский скандал с безальтернативным избранием спикера. Только это будет уже скандал международного уровня: критический настрой Запада к Путину еще более усилится, особенно если участвовать в этом выборном фарсе откажется Явлинский - признанный для международного сообщества фаворит российской политической сцены. В определенной степени реноме Путина находится в руках его политических оппонентов, участвующих в президентской гонке. Как они распорядятся им - вот один из самых интересных вопросов предстоящей президентской кампании.

Безальтернативность предстоящих выборов несет в себе еще одну опасность для Путина: население, особенно его просвещенная часть, тоже может не захотеть играть роль массовки. Таким образом, выборы президента 26 марта трансформируются в референдум о доверии В.В. Путину. Причем, "за" Путина проголосуют только те избиратели, которые поставят крестик напротив его фамилии. А "против" - нужно считать всех тех, кто проголосует: 1) за других кандидатов; 2) "против всех" (ожидается, что доля протестного электората будет выше обычного); 3) все те, кто не придет на выборы (голосующих "ногами" будет как никогда много, особенно среди молодежи). Если Путин не получит поддержки на этом плебисците, его легитимность как президента не будет подкреплена в глазах населения легитимностью фактической, открывающей больший кредит доверия и дающей моральные права на преобразования. Как это ни парадоксально, но в силе Путина его главная слабость.

Кампания и.о. на общем фоне продолжает доминировать, но она уже не будет столь победоносной, как это было в конце 1999 года. Фактически пик популярности Путина пришелся на начало января. Далее его рейтинги будут иметь неуклонную тенденцию к снижению. Вряд ли команда его многочисленных PR-советников сможет исправить это положение. Хотя попытки компенсировать потерю динамики роста авторитета и.о. и переломить тенденцию к снижению рейтингов популярности Путина предпринимаются. Порой это получается вполне удачно, а порой случаются и проколы.

На поддержку рейтинга направлены такие откровенно популистские шаги власти, как погашение задолженности перед бюджетниками и увеличение пенсий (в период избирательной кампании). Средств для этого в бюджете нет, и уже летом такая "щедрость" кандидата может отозваться ростом инфляции.

Другое направление работы и.о. в январе - налаживание отношений внутри СНГ, проведение саммита глав государств Содружества в Москве. Тот факт, что Путину удалось заручиться однозначной поддержкой глав государств СНГ, может оказать влияние на позицию Запада. А ведь мировое общественное мнение по-прежнему неблагосклонно к и.о. президента и рассматривает его как "темную лошадку".

Достаточно прочно закрепившийся за Путиным образ жесткого политика, способного привести страну к диктатуре, команда и.о. президента усиленно пытается компенсировать "правоохранительной" кампанией. Премьер и и.о. президента в одном лице Владимир Путин активно проводит в последнее время кампании установления "диктатуры законности", наводит порядок в работе правоохранительных органов.

И наконец, наиболее "победоносная" и одновременно болезненная для Путина тема чеченской войны тоже требует созвучной времени трактовки. Отсюда и назначение Сергея Ястржембского помощником президента по освещению ситуации на Северном Кавказе с целью обеспечить более благожелательный информационный фон чеченской войне как на Западе, так и в России. Не следует забывать, что именно неудачи в Чечне и - как следствие - затягивание военной операции и растущие потери среди российских военнослужащих, немного "подвесили" рейтинг Путина во второй половине января.

Рейтинг президентских PR-кампаний (1 - 30 января 2000 года)

PR-кампанияОценка в баллах
1 Кампания ПутинаИнформационная политика ОРТ и РТР Избрание председателем Совета глав государств СНГ Встреча Путина и Лукашенко, вступление в силу Договора о российско-белорусском союзе Миротворчество Путина и раскол в думской "оппозиции" Назначение Д. Медведева руководителем предвыборного штаба Встреча Путина с председателем ПАСЕ Расселом-Джонстоном Увеличение пенсий Новая антикоррупционная кампания, дело Скуратова 3,84
2 Кампания ЗюгановаФормирование сильной фракции КПРФ и сателлитных депутатских групп в Думе, раздел комитетов Критика думской "оппозиции" 3,04
3 Кампания ЯвлинскогоРост рейтинга Явлинского в результате парламентского кризиса Роль Явлинского и "Яблока" в создании координационного комитета фракций СПС, "Яблока" и ОВР Публичная поддержка Явлинского Сергеем Ковалевым 2,85
4 Кампания ЖириновскогоИзбрание вице-спикером Госдумы, поддержка позиции КПРФ и "Единства", критика парламентской "оппозиции" Поездка в Страсбург на заседание ПАСЕ 2,39
5 Кампания ГоворухинаВыступления в "Гласе народа" (НТВ) 2,32
6 Кампания Джабраилова 1,07
7 Кампания ТитоваЖесткая критика Титовым силовой операции в Чечне. Выступление в Давосе 1,01
8 Кампания ТулееваКомментарий в поддержку Тулеева в "Зеркале" Сванидзе (РТР) 1
9 Кампания Скуратова 1
10 Кампания Баркашова 0,29
11 Кампания Подберезкина 0,21

Экспертами рейтинга выступают: А.А. Андреев, пресс-секретарь фракции КПРФ; С.Д. Беленков, начальник управления по связям с общественностью мэрии Москвы; М.Ю. Виноградов, обозреватель газеты "Русская мысль"; А.К. Гнатюк, президент "ИМА-консалтинг"; Д.Д. Дегтяренко, главный редактор информационно-аналитического бюллетеня "Новости СМИ"; В.А. Евстафьев, президент рекламной группы "Максима"; Б.Л. Еремин, главный редактор журнала "Советник"; А.Е. Загрядский, исполнительный директор Ассоциации российских банков; Н.И. Кротов, руководитель службы по связям с общественностью телерадиокомпании "Прометей"; И.Е. Минтусов, председатель совета директоров центра политического консалтинга "Никколо-М"; А.П. Ситников, президент консалтинговой группы "Имидж-контакт"; А.П. Торшин, заместитель генерального директора Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО); Г.Г. Ханов, президент холдинга Publicity; А.А. Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры России; И.Е. Ясина, обозреватель газеты "Время МН".

Еще по теме