Top.Mail.Ru
архив

Расплата за черное прошлое

В стране, которая считается главным оплотом демократических ценностей, очень выгодно принадлежать к угнетаемому меньшинству. Так, потомки американских рабов решили воспользоваться преимуществами, которые им дает цвет кожи, и подали иск против 18 корпораций. Они требуют компенсаций за причастность к работорговле и геноцид афроамериканцев в XIX веке.

 

Главным борцом за справедливость выступает чернокожая юрист Деадрия Фармер-Паеллманн. Она задалась целью прославиться, выиграв это дело, и бьется с могущественными компаниями и несговорчивыми судьями с 2000 года. Именно тогда Деадрия впервые представила факты, достаточные, по ее мнению, для того, чтобы доказать вину страховой компании AetnaIncorporated. Как призналась сама Деадрия, она даже на юридический факультет поступила специально с целью добиться компенсации за страдания, которые были причинены ее предкам.

 

 

Мы не рабы

 

Изначально она собиралась бороться преимущественно с федеральными властями, но, вникнув в проблему, решила сконцентрироваться на борьбе с корпорациями. «Они получили то, что имеют, за счет рабовладельческого строя, и поэтому с кого, как не с них, требовать репарации», – гневно восклицает Паеллманн. Да вот беда. Сколько ни пыталась юрист разыскать ту компанию, которую можно было бы обвинить в ущемлении интересов именно ее предков, попытки не увенчались успехом.

Зато в книге «Генеалогия чернокожих» Чарльза Блоксона она вычитала, как наживались на рабах страховые компании AetnaIncorporated и LloydsofLondon, и решила, что мстить она будет им, раз не может найти конкретных обидчиков. Но для начала нужно было получить внятные доказательства, основанные не на исторических спекуляциях. В архивах Aetna Деадрия отыскала компрометирующие компанию документы и добилась того, что в январе 2000 года фирма публично извинилась за свое темное прошлое. Ее руководство пообещало даже выплатить компенсации потомкам рабов, но вскоре денежные вопросы были спущены на тормозах.

К сентябрю 2000 года Деадрия Фармер-Паеллманн завершила еще одно расследование, на этот раз в отношении ChaseManhattanBank. В структуре сегодняшнего JPMorganChase Паеллманн нашла следы двух банков: TheMerchantsBankofNewYork и TheLeatherManufacturersBankofNewYork, которые эксклюзивно обслуживали компанию-страховщика NationalLoanFundLifeAssuranceCompanyofLondon с оборотом в $2,5 млн в 1850-е годы. Как утверждает Паеллманн, инвестиции в среднюю компанию, страховавшую владельцев от смерти рабов, составляли тогда около $300 000, то есть фирма, сотрудничавшая с вышеназванными банками, была сущим монстром индустрии. У нее страховались плантаторы из Виргинии, Северной Каролины и Вашингтона. Среди ее клиентов были члены совета директоров таких компаний, как GeorgeBarclay, иные возглавляли свой собственный бизнес, как табачный магнат Генри Лудлам из Виргинии.

По меркам того времени компания была очень «продвинутая». В ее штате помимо страховых агентов были даже медицинские эксперты, которые осматривали рабов перед тем, как выписывать на них страховку. Но тем не менее они никогда не компенсировали полную стоимость раба. Так, TheMerchantsBankofNewYork и TheLeatherManufacturersBankofNewYork при наступлении страхового случая выплачивали лишь три четверти от той суммы, что рабовладелец выложил за чернокожего. Об этих тарифах свидетельствуют архивные документы.

 

 

Извинения сквозь зубы

 

Благополучие банка JPMorganChaseManhattanBank не давало покоя Паеллманн. Поэтому в 2004 году она развернула кампанию против его слияния с BankOne, утверждая, что обе организации в прошлом участвовали в работорговле.

В отличие от руководства Aetna, топ-менеджеры ChaseManhattan не торопились отвечать на обвинения Паеллманн и приносить публичные извинения. Они были вынуждены сделать это лишь после того, как в 2002 году Городской совет Чикаго принял постановление о разоблачении эпохи рабства, которое открыло новые возможности для борцов за репарации. Власти потребовали, чтобы все компании, так или иначе имевшие связи с работорговлей, рассекретили эту постыдную деталь своей истории, извинились и покаялись. Но банк ChaseManhattan отпирался так долго, как мог. И лишь под угрозой того, что ему будет запрещена деятельность в Чикаго, сдался.

В 2005 году банк официально извинился за то, что был частью «жесткого и несправедливого института рабства», используя рабов в качестве залога по кредитам. В виде компенсации банк учредил стипендию SmartStartLouisiana на общую сумму $5 млн для чернокожих студентов из Луизианы. Правозащитники, разумеется, сочли инициативу банкиров крайне оскорбительной. Особенно их расстроило, что каждый стипендиат после окончания учебы получит шанс устроиться на работу в брутальную контору, пытавшую их предков.

Столь долгую проволочку с извинениями в банке объяснили проведением собственного расследования, в ходе которого выяснилось, что камни в него кидают из-за двух давно уже прекративших свое существование CitizensBank и CanalBank. Они были частью BankOne еще тогда, когда ни о каком слиянии с MorganChase и речи не шло.

Для внутреннего расследования BankOne и JPMorganChase наняли ученых из фирмы с говорящим названием HistoryAssociatesInc. Согласно контракту, исследователи проверили истории банков в Кентукки, Луизиане, Виргинии, но компромат нашли только на CitizensBank и CanalBank, которые были основаны в Луизиане в 1830-е годы.

Эти два банка слились в 1924 году в CanalTrustandSavingsBank. В 1931 году ChaseBank возглавил группу инвесторов, которая приобрела контрольный пакет CanalBank. Два года спустя CanalTrustandSavingsBank обанкротился и был ликвидирован. Его имущество, включая некоторые депозиты и займы, по воле федеральных властей перешло к TheNationalBankofCommerce из Нового Орлеана, который был позже переименован в FirstNationalBankofCommerce. В 1998 году его приобрел BankOne.

В принципе технически BankOne уже имел очень мало связи с банками-рабовладельцами, но афроамериканское сообщество так не считало. Ведь согласно опубликованным данным, в период с 1831 по 1856 годы 13 000 рабов использовались в качестве залогов по кредитам. Из-за банкротства некоторых плантаторов 1250 человек стали собственностью Citizens Bank и Canal Bank.

Пиарщики банка поработали на славу, стараясь загладить вину: «Сегодня JPMorganChase – это компания, очень сильно отличающаяся от Citizens и CanalBanks в 1800-е годы. Мы намерены помогать афроамериканцам, предоставив им финансовую помощь, дав образование и возможность получить у нас работу».

 

 

Американское дышло

 

Законы, подобные чикагскому, сильно осложнили жизнь компаниям, которые пытаются забыть свое темное прошлое. Из-за них, например, в 2003 году международный инвестиционный банк LehmanBrothers в Чикаго едва не упустил контракт на $145 млн. А вернув его, банк получил в нагрузку и судебный иск от правозащитников.

Вслед за Чикаго акты о разоблачении корпоративных рабовладельцев приняли и другие города: Нью-Йорк, Кливленд, Лос-Анджелес и Детройт. На федеральном уровне подобный закон с 1989 года пытается продвинуть конгрессмен-демократ из Мичигана Джон Коньерс-младший, но каждый год его отвергает юридический комитет нижней палаты конгресса.

В августе 2005 года в злодеяниях сознался BankofAmerica. Он признал, что проводил финансовые операции с рабовладельцами, хотя рабы ему никогда не принадлежали. В качестве компенсации за содеянное, как и MorganChase, BankofAmerica выделил $5 млн, но не для студентов, а на гранты для институтов, занимающихся изучением и сохранением истории афроамериканцев. Последних мизерная подачка снова оскорбила. Годовая зарплата главы банка Кеннета Льюиса и то больше – $7,21 млн, а активы банка на тот момент составляли $1,25 трлн.

В общей сложности различные компании пообещали потомкам черных рабов около полумиллиарда долларов, но пока ничего не выплатили. Запросы истцов впечатляют еще больше. Например, в 2004 году они требовали от страховой компании Lloyd's по $1 млн на истца в качестве персональных компенсаций, что в сумме составляло $2 млрд. Сегодня истцы требуют не отдельных выплат потомкам пострадавших, а создания гуманитарного трастового фонда. Среди соответчиков по этому иску фигурируют правительство США, R.J. ReynoldsTobaccoCo. и FleetBostonFinancialCorp. (в качестве наследницы ProvidenceBankofRhodeIsland).

 

 

Резьба по черному дереву

 

Со страховой компанией Lloydsвот уже несколько лет борется скандально известный адвокат Эдвард Фаган, не менее преданный своему делу, чем мисс Паеллманн. Впервые он попал на страницы газет после того, как в 1998 году заставил швейцарские банки во внесудебном порядке выплатить $1,25 млн истцам по делу о золоте жертв нацизма. Однако с «рабским» делом у Фагана пока все складывается не так гладко.

Он начал помогать Паеллманн еще в 2002 году – это был первый случай судебного разбирательства по данному вопросу. Тогда они пошли войной на Aetna, FleetBostonFinancialCorp. и транспортную компанию CSX. В своих пылких речах Фаган описывал бизнес-операции с рабами как «геноцид» со стороны нынешних глобальных компаний. Он апеллировал к тому, что из-за работорговли разрушилась культура стран Африки. Но на этот раз суд не повелся на его риторику. Доводы защиты оказались убедительнее. Судьи согласились с тем, что банки и компании в тот период действовали в соответствии с историческими реалиями и не нарушали существовавшего законодательства.

После поражения адвокаты не отчаялись и подали в суд на компанию Lloyds. Одна из самых известных в мире страховых фирм Lloyds была основана в Лондоне в 1688 году. Бизнес она вела довольно успешно, поскольку работорговля в те времена процветала, а корабли, на которых возили живой товар, часто тонули и подвергались нападениям пиратов. Большинство британских работорговцев страховали риски у Эдварда Ллойда.

Вспомнив о своих прежних ошибках, адвокаты придумали новый ход. При помощи тестов ДНК они доказали, что предки именно их истцов находились на определенных кораблях, так или иначе связанных с компаниями-ответчиками. Один из них даже предоставил страховки, выписанные Lloyds на его предка.

Незадолго до начала новых судебных разбирательств на канале ABCNightlifeвышел сюжет о человеке, который был самым важным свидетелем Паеллманн для доказательства вины корпораций. Это 108-летний Кейн Уолл, который, как утверждают его родственники, находился в рабстве до 1960-х годов. Вовлечение Уолла в судебное разбирательство истцы считают сильным ходом, поскольку его личный опыт ярко демонстрирует жестокость рабовладельцев. Уолл жил на Миссисипи, собирал бобы и горох, копал картошку и никогда не получал за это деньги, рассказывают со слезами на глазах его родственницы. С точки зрения закона, использование Кейна Уолла его хозяевами было зарегистрировано как «добровольный сервитут», иначе говоря, «добровольная неволя». В конце концов Уолл сбежал от своих хозяев. Вся эта история, считают американские журналисты, пока больше похожа на легенду, чем на судебную улику.

 

 

Бессрочная давность

 

Каждый раз, когда дело о геноциде рабов отправляется в суд, истцы не сомневаются в победе, но судьи снова и снова выносят приговоры в пользу обвиняемых корпораций. Задолго до того как на сцене появилась мисс Фармер-Паеллманн, потомки бывших рабов начали бороться за свои права. Но с тех пор единственной их удачей было получение публичных извинений от бывших работорговцев. Тем временем эпоха рабства становится все более отдаленным историческим фактом.

В 1987 году была создана Национальная коалиция чернокожих за репарации в Америке, которая объединила разного рода правозащитные организации, несколько местных и государственных законодательных органов, академические группы и даже женские клубы, выступавшие за выплату компенсаций потомкам рабов.

В 2000 году вышел бестселлер Рэндалла Робинсона «Долг: что Америка обязана отдать чернокожим», в котором автор утверждал, что даже некоторые американские университеты получили финансовую прибыль от торговли рабами. Этой осенью свой доклад, основанный на изучении документов о работорговле, должен представить Университет Брауна из Род-Айленда, также фигурирующий в труде Робинсона. Для исследования проблемы там был создан специальный Управляющий комитет по рабству и правосудию. Его расследование длилось три года, вызвав массу дискуссий в американской прессе. В 2001 году разгорелся скандал после того как в нескольких газетах, распространяемых на территории университета, появились рекламные статьи против выплаты репараций, что вызвало волну возмущения среди студентов.

Если речь идет об общественном мнении, Америка настроена по отношению к бывшим рабам исключительно позитивно, но судебная система США не готова признать, что в позапрошлом веке выносила неэтичные и антигуманные решения. «Исторические реалии были другими, – говорят судьи. – И компании с тех пор сильно изменились. А сегодня люди уже не рабы и, если хотят, могут получать деньги от MorganChaseза честный труд, а не за счет памяти предков».

 

Расстрельный список

Кому предъявляют претензии потомки рабов

 

Страховыекомпании

Aetna Inc

American International Group (AIG)

Lloyd's of London

New York Life Insurance Company

Southern Mutual Insurance Company

 

Банкиифинансовыехолдинги

FleetBoston Financial Corporation (Bank of America)

AFSA Data Corporation

Brown Brothers Harriman

JP Morgan Chase Manhattan Bank (Bank One)

Lehman Brothers

Loews Corporation (Lorrilard)

 

Табачныекомпании

RJ Reynolds Tobacco Company

Brown and Williamson

LiggettGroupInc.

 

Транспортныекомпании

Canadian National Railway

СSX Corporation

Norfolk Southern Corp.

Union Pacific Railroad.

 

Еще по теме