Top.Mail.Ru
архив

Разочарование года

Налоги на российский бизнес снижаться больше не будут. На прошедшей неделе знамя фискального либерализма, два года реявшее над Белым домом, было скромно спущено президентом Владимиром Путиным, заявившим, что «дальнейшего снижения налогов государство себе позволить не может». Надо отдать должное нынешней кремлевской администрации – прощание с очередным пунктом предвыборной программы президента было отлично продумано. Президентские слова прозвучали на встрече с молодыми предпринимателями, организованной генеральным советом «Единой России» в ответ на просьбу бизнесменов увеличить количество льгот для предприятий. По словам президента, государство «подошло к той черте, после которой снижать налоги нельзя», «праздник кончился».

Неизбежность пересмотра налоговой стратегии правительства стала очевидной летом 2002 года. К этому времени позитивный эффект, достигнутый за счет введения единой 13-процентной ставки подоходного налога и регрессивной шкалы единого социального налога, был практически исчерпан, и рост доходов по этим статьям стабилизировался. Тогда же правительство разочаровалось в результатах другой налоговой инициативы – снижения налога на прибыль предприятий. В начале года ставку снизили с 35% до 24%, при этом была ликвидирована так называемая инвестиционная льгота. Предприятия лишились права корректировать налоговую базу на сумму инвестиций в развитие производства, что позволяло уменьшить эффективную ставку налога до 17,5%. В результате реальный уровень налогообложения предприятий резко возрос, а вместо ожидаемого роста доходов МНС стало месяц за месяцем срывать бюджетное задание.

Правительство поначалу рассчитывало, что все как-нибудь само собой утрясется, и продолжало активно работать над налоговой реформой. В рамках либеральной налоговой программы с 1 января 2003 года будут окончательно отменены последние оборотные налоги с пользователей дорог и владельцев автомобилей. В результате по расчетам Минфина в следующем году налоговое бремя снизится почти на 253 млрд руб. до 37,6 % ВВП, а в 2004 году – до 35,7%. Это снижение возвращает бюджетную систему к параметрам 1999 и 2000 годов, когда бюджет был лишен дополнительных доходов от высоких мировых цен на нефть. На этом очередной этап налоговой реформы решили притормозить.

Причин такого решения несколько. Во-первых, снижение налогов ограничено в своей полезности. Его влияние на экономический рост без сопутствующих реформ в других секторах может привести лишь к росту бюджетного дефицита. Отказ от дальнейшего снижения налогов, таким образом, может означать намерение правительства серьезно разобраться с остальными факторами роста – обеспечением конкурентных условий и снижением непроизводственных издержек. В приложении к российским условиям это означает ускорение реформ естественных монополий РАО «ЕЭС», «Газпрома», жилищно-коммунального комплекса и создание жестких ограничений на вмешательство государственных органов в деятельность компаний. Во-вторых, правительство страхуется на случай войны на Ближнем Востоке. Если она начнется, нефтяные доходы быстро пойдут вниз и снижение налогов на другие отрасли станет невозможным. Новый поворот генеральной линии уже приобрел реальные очертания. По словам вице-премьера Алексея Кудрина, правительство подумывает о том, чтобы продлить существование 5-процентного налога с продаж на один-два года (подробнее смотреть интервью Алексея Кудрина на стр.32).

Еще по теме