Top.Mail.Ru
архив

Разыскивается киномагнат

Московские кинопрокатные фирмы переключают свое внимание с однозальных кинотеатров на мультиплексы. К концу года в столице запланировано открытие сразу трех многозальных комплексов. Компании рассчитывают сделать их базой для строительства отечественных вертикально-интегрированных холдингов. Человек, который сумеет его выстроить, станет первым настоящим отечественным магнатом индустрии развлечений.

Отечественный кинопрокат выстраивается на новой технологической основе вот уже несколько лет. За 2000 год 70 современных кинотеатров, расположенных в крупных городах России, принесли своим хозяевам $35 млн кассового сбора, тогда как 1560 кинотеатров старой формации всего лишь $7 млн. Такие цифры были приведены на «круглом столе» в рамках недавно прошедшего ММКФ. Тем не менее пока в России нет бизнесмена, занимающего нишу, в которой в США господствует Самнер Редстоун, глава американской информационно-развлекательной империи Viacom. Его компании, в частности, принадлежит крупнейшая в Америке сеть кинотеатров. Российские предприниматели от кино делают только первые шаги в выстраивании будущих империй. К крупнейшим отечественным кинопрокатным сетям «Империи Кино» (само название говорит об амбициях) и группе «Каро» к концу года может добавиться еще один игрок – «Парадиз продакшнз». В октябре компания, которой принадлежит двузальный кинотеатр «Ролан», планирует открытие пятизального кинокомплекса «Пять звезд» в районе Павелецкого вокзала. В комплексе, создаваемом на базе «Центрального детского кинотеатра» 1000 зрительных мест. «Парадиз» несколько лет назад создали бизнесмены, сотрудничающие с общественным «Фондом Ролана Быкова». Компания и фонд по-прежнему остаются партнерами, а именем покойного актера и режиссера Быкова будет назван один из залов «Пяти звезд». Точную стоимость проекта в «Парадиз» не раскрывают. Современное техническое оснащение одного кинозала исполнительный директор компании Армен Бадалян оценивает в несколько сот тысяч долларов. С учетом того, что залов в комплексе будет пять, а фойе станет «дружественным и многофункциональным», инвестиции в «Пять звезд» должны составить не меньше $2 млн. Для реализации проекта «Парадиз» привлекла заемные средства, которые компания обязана вернуть кредиторам в срок от 3 до 5 лет. «Парадиз продакшнз» рассчитывает на семейную аудиторию. Армен Бадалян считает, что ситуацию, когда наибольший коммерческий эффект кинопоказ приносит в выходные и вечерние часы, можно изменить. «Идеология нашего комплекса состоит в том, чтобы быть максимально привлекательным для родителей, приезжающих с детьми в утреннее время. И мы будем очень серьезно думать о том, как нам присмотреть за теми детьми, которых родители берут с собой вечером в кинотеатр. Мы планируем создать в комплексе детский развлекательный центр», – говорит Армен Бадалян. Руководители «Парадиз» намерены после ввода «Пяти звезд» продолжить строительство мультиплексов. Но поскольку этот проект компания сможет вести только на заемные средства, его дальнейшее развитие будет зависеть от успеха или неуспеха первого комплекса. Компания занялась кинопоказом два года назад. За это время «Парадиз» открыла кинотеатр «Ролан» и стала миноритарным совладельцем нескольких региональных кинотеатров. Дальнейшей целью Армен Бадалян назвал построение вертикально интегрированного кинохолдинга с цепочкой «производство фильмов – прокатный бизнес – кинопоказ». Для этого «Парадиз» придется обзавестись собственной киностудией – фирма «Парадиз продакшнз» уже зарегистрирована, но пока ничем себя не проявила. Прокатное агентство «Парадиз 2000», которое в будущем смогло бы зарабатывать на продаже прав на фильмы, снятые компанией «Парадиз», уже существует.

Сценарий Гусинского в постановке Коха

Попытки замкнуть производство, прокат и показ кино в рамках одной компании уже предпринимали два отечественных бизнесмена – Владимир Гусинский и Сергей Лисовский. Но, похоже, ни одному из них не суждено в ближайшие годы стать российским самнером редстоуном. Гусинский уехал из страны, а Лисовский переключил внимание на другой бизнес. В планах бывшего хозяина группы «Медиа-Мост» Владимира Гусинского еще три года назад значилось создание кинохолдинга полного цикла. Ответственным за эту работу бывший медиа-магнат назначил бывшего директора государственной киностудии «Мосфильм» Владимира Досталя. Ради осуществления кинопроекта Гусинский назначил Досталя вице-президентом «Медиа-Моста» и главой компании «КиноМост», зарабатывавшей на производстве и прокате. По мнению Досталя, необходимым звеном в цепочке выстраивания холдинга должна была стать сеть проката. На эту программу Гусинский предполагал выделить $100 млн – $200 млн. На эти деньги Досталь должен был построить мультиплексы в 86 городах России. Первым в 1998 году «Мост» начал реконструкцию кинотеатра «Октябрь» на Новом Арбате. К концу 1999 года планировалось открыть на его базе кинокомплекс на 11 залов и более чем на 4000 мест. По плану частью комплекса должны были стать несколько баров и кафе, ночной клуб, а также ресторан «У Гуся». В настоящий момент мультиплекс практически полностью оборудован и технически почти готов к работе. Но его открытие задерживается на неопределенный срок по организационным причинам. Владимир Гусинский, как известно, больше не владеет этим бизнесом. Новый хозяин «Октября», компания «Газпром-Медиа», во-первых, еще не завершила юридическое оформление прав собственности. А во-вторых, в «Газпром-Медиа», похоже, в принципе не знают, что делать с мультиплексом. Ведь у «Газпрома» нет таких широкомасштабных планов внедрения в кинобизнес, какие были у Гусинского. Глава «Газпром-Медиа» Альфред Кох на прошлой неделе был недоступен для вопросов. В одном из своих июльских интервью он говорил: «Октябрем» необходимо заниматься, так как вложены большие деньги, а кинотеатр так и не заработал». Захочет ли Альфред Кох стать отечественным киномагнатом «полного цикла»? Теоретически при деньгах «Газпрома» момент для инвестиций в отечественное кинопроизводство сейчас как раз благоприятный. Несколько месяцев назад президент Владимир Путин подписал указ об акционировании государственных киностудий и создании ОАО «Российский прокат». По некоторой информации, продажа этих структур в частные руки произойдет в следующем году. Проблема же в том, что у «Газпром-Медиа» нет опыта управления подобными активами. К тому же депутаты Государственной думы и так обвиняют газового монополиста в трате огромных средств на непрофильные активы. В такой ситуации «Газпрому» будет весьма затруднительно решиться на крупные киноинвестиции. Скорее всего, Альфреду Коху придется искать на «Октябрь» покупателя.

Сценарий Лисовского, постановщик неизвестен

Сергей Лисовский, как и Владимир Гусинский, больше не интересуется кинобизнесом. Сегодня он предпочитает не вспоминать о том, что в 1998 году его группа компаний «Премьер СВ» выступала одним из инвесторов развернувшегося строительства торгово-развлекательного комплекса «Сити Стар» на площади Курского вокзала. Тогда Лисовский говорил о планах создания сети многозальных кинотеатров в регионах. Но в конце 2000 года он переориентировался на разведение кур. Тем не менее на месте «котлована Лисовского» у Курского вокзала почти возведено здание развлекательного комплекса. К концу года новый хозяин комплекса, компания «Ингеоком КРК», должна его запустить. Общая стоимость комплекса оценивается приблизительно в $150 млн. В его финансировании принимают участие правительство Москвы и Сбербанк России. Но кто станет оператором мультиплекса в «Сити Стар», пока неизвестно. Директор «Ингеокома» по маркетингу Наргис Базарова утверждает, что оператор семи залов на 2200 мест был определен еще в начале лета. Но она наотрез отказалась назвать его имя. Известно только, что два месяца назад «Ингеоком» провел конкурс на управление кинотеатром. «Претенденты оценивались исходя из платежеспособности, деловой репутации и возможности оснастить залы последними техническими новинками в области кинопоказа», – говорит Наргис Базарова. По неофициальной информации, полученной от участников кинобизнеса, право управления комплексом, скорее всего, будет передано структуре, близкой к группе «Каро», уже владеющей двумя многозальными кинотеатрами в гипермаркетах «Рамстор». Официальных комментариев на эту тему ни в «Каро», ни в «Империи Кино» не дали. Кроме семи залов мультиплекса в «Сити Стар» будет еще один зал, рассчитанный не более чем на 100 зрителей. Название компании, претендующей на управление этим залом, также хранится в строгом секрете.

Конкурс новых сценариев

Преимущества мультиплексов перед однозальными кинотеатрами в современном мировом кинобизнесе неоспоримы. «Ожидаемое появление первых проектов – только начало», – считает глава компании «Кодак-Киномир» Яна Селиванова. По ее убеждению, подавляющее большинство российских зрителей, как и за рубежом, в недалеком будущем будет ходить именно в многозальные кинотеатры. «Рынок на старте и будет развиваться еще как минимум десять лет, а в перспективы однозальных кинотеатров мы не верим», – говорит Армен Бадалян. Тем важнее для будущих киномагнатов закрепиться на этом поле. В российских регионах в ближайшее десятилетие вряд ли возможно появление проектов, соизмеримых со столичными. Пока экономическая ситуация не позволяет открывать там кинопрокатные площадки более чем на три зала. В марте группа «Каро» открыла трехзальный кинотеатр в Нижнем Новгороде, а в Челябинске усилиями компании «Киномакс», специализирующейся на региональном прокате, открыт двузальный кинотеатр. Срок окупаемости проекта в регионе больше, чем в столице – от 8 до 10 лет, по мнению директора по прокату компании «Киномакс» Василия Румакина. Он считает, что из-за необходимости поддерживать низкие цены на билеты создание кинотеатров с количеством залов более двух в провинции растянет срок окупаемости на десятилетия. Так что будущий российский редстоун, скорее всего, появится в Москве. Им станет тот, кто найдет пару сотен миллионов долларов для инвестиций в цепочку «кинопроизводство – кинопрокат – кинопоказ».

Еще по теме