Романа Абрамовича поймали на слове
НА ЗАПАДЕ не особенно считаются с российскими металлургическими компаниями. По общемировым меркам почти все они мелкие, с высокими издержками производства, да еще и конфликтующие между собой. Однако в последнее время отечественный металлургический бизнес старается приблизиться к западным стандартам. Причем, что удивительно, вертикально интегрированные холдинги российские бизнесмены строят без внешних инвестиций, собственными силами. Они укрупняют бизнес, объединяясь между собой в альянсы, и инвестируют в развитие новых производств.
На прошлой неделе получили развитие сразу несколько инвестиционных проектов в металлургическом бизнесе.
Например, иркутский губернатор всерьез воспринял обещания Романа Абрамовича построить в области третий алюминиевый завод (в регионе уже работают ИркАЗ и БрАЗ) мощностью 300 тыс. тонн в год. Напомним, что проект строительства завода несколько лет назад предложила TWG, владевшая контрольным пакетом акций Братского алюминиевого завода. После того как у БрАЗа сменился собственник, проект затормозили. Однако новый владелец БрАЗа Абрамович в конце марта заверил региональные власти, что строительство нового завода стоимостью $300 млн все-таки состоится. Губернатор Говорин поймал Абрамовича на слове, и тут же подписал распоряжение "О комиссии для выбора площадки под строительство нового алюминиевого завода". 15 апреля комиссия приступит к работе. Правда, после объединения алюминиевой собственности Абрамовича с "Сибирским алюминием" Олега Дерипаски можно представить, что строительство завода в Иркутской области начнется не скоро. Не так давно Олег Дерипаска обещал Леониду Кучме построить алюминиевый завод на Украине. Кроме того, первоочередные заботы альянса - обеспечение своих заводов сырьем. Пока предприятия Дерипаски и Абрамовича не полностью обеспечены собственным глиноземом. Однако на этот счет новостей от "Русского сибирского алюминия" пока не поступало.
Зато "младший" алюминиевый альянс - группа "СУАЛ" и "Трастконсалт" (владельцы Иркутского, Богословского и Уральского алюминиевых заводов) сообщили, что приступают к строительству железной дороги с единственного в России крупного бокситового месторождения - Среднетиманского. Лицензией на освоение месторождения владеет родственная фирма "СУАЛа" - созданная в 1997 компания "Боксит Тимана". До нынешнего года "СУАЛ" уже поставлял на УАЗ около 500 тыс. тонн бокситов, но только зимой. Из-за отсутствия железной дороги сырье приходилось возить большегрузным транспортом по зимнику. После прокладки 160 км железной дороги бокситы можно будет возить на переработку не только на "суаловский" УАЗ, но и на Богословский завод. (Оба соседних предприятия преимущественно специализируются на производстве глинозема, а алюминия вырабатывают существенно меньше.) Расчетная стоимость прокладки дороги $70 - 100 млн, а общая сумма затрат на освоение Среднетиманского месторождения - $180 млн. В "СУАЛе" говорят, что, если они найдут дополнительные инвестиции, в перспективе можно расширить добычу настолько, что сырья хватит для строительства на Тимане нового глиноземного завода мощностью до 700 тыс. тонн в год. Для заводов альянса "СУАЛ" - "Трастконсалт" это сырье уже будет избыточным, зато его можно продавать "большим алюминиевым братьям". Однако, по словам главы "СУАЛа" Виктора Вексельберга, ни Дерипаска, ни Абрамович с предложениями о совместной разработке бокситового месторождения к нему не обращались.
Еще один глобальный горнорудный проект сейчас продвигают соратники Олега Дерипаски из "Уральской горно-металлургической компании". Они собираются осваивать Удоканское и Чинейское месторождения. В Чинейском месторождении содержатся титаново-магнетитовые и медно-сульфитовые руды (запасы - примерно 8 млн тонн), а также коксующийся уголь, а в Удоканском вообще чего только нет. Одной только меди более 20 млн тонн. Представители УГМК говорят, что Удоканская гора - просто зеленая, медь из нее так и сочится. Однако к месторождению нужно проложить железную дорогу длиной примерно 62 км (40 км до Чинейского и 22 км до Удокана). Затраты на освоение месторождения уже просчитывались предыдущими претендентами на удоканскую медь и составляют $480 млн плюс $78,5 млн на эксплуатационные расходы при цене меди на мировом рынке $3 тыс. за тонну. Сейчас медь стоит вдвое дешевле, соответственно во столько же возрастают затраты. Выходит примерно $1 млрд. Однако сумма затрат УГМК не пугает. Представители группы говорят, что не видят иного выхода, как обеспечить подконтрольный им уральский медный комплекс сырьем. Сейчас заводы УГМК производят примерно 240 тыс. тонн рафинированной меди в год, получая сырье из двух основных источников - Гайского ГОКа (входит в состав группы) и монгольского ГОКа "Эрдэнэт". Стратегия развития группы до 2020 года предусматривает расширение сырьевой базы, в которую как раз и входит освоение Удокана. Большим плюсом для УГМК является то, что кроме меди в удоканском месторождении содержится еще и железная руда. Стоит отметить, что Кузнецкий, Западно-Сибирский и Нижнетагильский металлургические комбинаты сейчас уже находятся под контролем группы. А КМК и НТМК специализируются на обслуживании "металлических" потребностей МПС, что позволит снизить затраты группы на прокладку к Удокану железной дороги.