Российский авторынок буксует в дефиците
Дефицит машин в России привел к хаосу на автомобильном рынке. Покупатели формируют очереди и продают в них места, а дилеры в попытках вернуться к прежним финансовым показателям навязывают дополнительное оборудование по чрезмерно завышенным ценам. Опрошенные «Компанией» эксперты не исключают, что трудности на авторынке могут продлиться до 2023 года. На этом фоне они рекомендуют не спешить с покупкой автомобиля.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей в России снижаются четвертый месяц подряд. По данным экспертов, в октябре в России продали 126 204 новых легковых и легких коммерческих автомобиля, что на 18,1% меньше, чем в 2020 году, и на 17% ниже показателей 2019-го за тот же период.
С января по октябрь этого года россияне купили 1 313 579 легковых и легких коммерческих машин, а это на 10,5% превысило показатели 2020-го, отметившегося локдаунами и закрытиями дилерских центров во время карантинов. При этом относительно января-октября 2019-го показатель продаж снизился на 7,72%.
«Предстоит еще пройти долгий путь, чтобы преодолеть глобальный спад производства и новые проблемы в логистике, связанные с разрывом цепочек поставок», — заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.
Спад продаж — только одна из нескольких глобальных проблем для автомобильного рынка. Самоизоляция во время карантина в 2020-м подняла спрос на машины, смартфоны, ноутбуки и настольные компьютеры. В связи с этим производители чипов начали резко отставать по исполнению заказов. В мае агентство Bloomberg писало, что крупные компании ждали необходимые микросхемы по 17 недель, у менее крупных срок мог доходить до года.
В ближайшее время проблема дефицита автомобилей не решится, а нехватка чипов будет оказывать негативное влияние на авторынок не только в 2022 году, но и в 2023-м, заявил «Компании» руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
«Никто никому руки не выкручивает»
Дефицит чипов повлиял и на производство автомобилей. Крупнейшие автомобильные концерны — Nissan, Honda, Ford, Fiat Chrysler, Volkswagen, Suzuki, Subaru — еще в начале года сократили планы по выпуску машин. Российский АвтоВАЗ решил выпускать автомобили без магнитолы и мультируля. Аналитики прогнозируют, что из-за «чипогеддона» мировой автопром поставит в 2021 году примерно на 4 млн автомобилей меньше, чем ожидалось, и обойдется ему это в $110 млрд недополученного дохода.
Помимо этого, автомобильный ритейл в 2021 году продемонстрировал значительный рост цен на новые машины — плюс 20–25%. Этот показатель подтверждает и Тимерханов. Автомобили АвтоВАЗа продаются на 9–12% дороже, чем в январе. Все модели Citroen только в ноябре подорожали на 20–50 тыс. рублей. Один из самых популярных брендов у россиян — Kia — увеличил стоимость своих машин на суммы от 15 до 100 тыс. рублей.
Как сообщили аналитики «Банкавто», на начало ноября 2021-го сильнее всего цены выросли на Volkswagen Polo. Стоимость автомобиля за последние девять месяцев поднялась на 27,4% по сравнению с тем же периодом предыдущего года — до 1,19 млн рублей.
В топ-5 автомобилей по росту цен вошли:
Volkswagen Polo (+27,4%, средняя цена за девять месяцев 2021 года — 1,19 млн рублей);
Lada Vesta (+14,1%, 1 млн рублей);
Hyundai Solaris (+12,5% 1,05 млн рублей);
Lada Granta (+11,1%, 673 тыс. рублей);
Kia Rio (+10,3% 1,07 млн рублей).
Дефицит и подорожание машин вынуждают россиян обращаться в банки за автокредитами. Согласно прогнозу аналитиков ВТБ (есть у журнала «Компания»), в 2021 году российские банки могут поставить исторический рекорд по выдаче кредитов на машины, одобрив договоры более чем на 1 трлн рублей. За январь — октябрь объем одобренных займов уже достиг 924 млрд рублей, что в полтора раза больше, чем за тот же период 2020 года. Несмотря на наблюдающийся дефицит новых автомобилей на рынке и рост цен, спрос клиентов по-прежнему остается высоким, отмечали аналитики.
Рост стоимости вполне рыночный и оправданный, считает автомобильный эксперт Вячеслав Субботин. «Есть люди, которые готовы купить автомобиль по цене, выросшей на 20–30%. Никто никому руки не выкручивает. Не надо винить дилеров в картельном сговоре — нет никакого сговора», — заявил он «Компании». Эксперт добавил, что автомобили не товар первой необходимости. При этом покупатели сами готовы платить за комфортные машины с дополнительным оборудованием.
Очереди на авто
Нехватка автомобилей и высокая цена породили рыночный феномен — продажу мест в очередях на популярные автомобили. Такое явление было распространено во время кризиса 2008 года на фоне стремительного роста автомобильного рынка. Однако сейчас популярность выкупа мест в очереди происходит из-за долгого срока ожидания у дилеров по отдельным моделям автомобилей и их комплектациям.
В сентябре автодилеры рассказали, что срок ожидания новых машин массового сегмента с начала года увеличился как минимум на полтора месяца. Время ожидания разнится как по бренду, так и по моделям внутри каждого бренда, отмечают «Ведомости». Однако на множество импортных моделей в хороших комплектациях, по данным издания, очередь перешла уже на 2022 год. И это подтверждают специализированные сайты по продаже мест в очередях.
Работает очередь так: покупатель заказывает новый автомобиль, а после выставляет свое место в ней на продажу. Для оформления сделки покупатель должен оплатить место в очереди через перевод или наличными при встрече с продавцом. Средняя стоимость продаваемых мест — 50–60 тыс. рублей.
Однако платить за место в очереди хотят не все. Часть водителей пытается воспользоваться онлайн-шоурумами, но даже там машин в наличии почти никогда не бывает. К примеру, на главной странице онлайн-шоурума Hyundai висит предупреждение о том, что «все автомобили распроданы». Онлайн-сервис предлагает воспользоваться специальным чат-ботом в Telegram, который пришлет уведомление, как только для покупателей будет доступен тот или иной автомобиль. Однако новые машины раскупаются буквально за несколько секунд после появления уведомления в боте, отмечают участники одного из чатов, посвященных обсуждению онлайн-шоурума Hyundai. Они не исключают, что так быстро успевают скупить авто именно дилеры при помощи собственных ботов. Аналогичная ситуация возникала и с автомобилями Renault.
Автомобиль без допоборудования — уже не купить
Дилеры по-своему пытаются справиться с дефицитом авто — накручивают цены, предлагая дополнительное оборудование. При этом без него купить машину попросту невозможно — дилеры в этом случае грозятся поставить покупателя в очередь на 3–5 месяцев, а при личном контакте могут заявить напрямую, что без «допов» машину купить нельзя. Стоимость же «допов» завышена порой в десятки раз, в итоге покупатель несколько сотен тысячи рублей может переплатить буквально «за воздух».
К примеру, рекомендуемая розничная цена (РРЦ) автомобиля Lada Xray составляет от 799,9 тыс. рублей. Однако покупателю в минимальной комплектации он обойдется почти вдвое дороже — в 1 млн 479 тыс. рублей. Сумма складывается следующим образом:
300 тыс. рублей — дилерские «допы». Речь идет о сигнализации, сетке в салон, ковриках и других товарах, чья стоимость, по официальным расценкам, составила бы не более 90 тыс. рублей;
250 тыс. рублей — страхование жизни при покупке в кредит (обязательный параметр);
130 тыс. рублей — страховка КАСКО;
Если автомобиль взят в кредит, то переплата по банковским процентам, например, под 15,5% годовых составит чуть более 540 тыс. рублей.
«Сейчас до 90% автомобилей продается с допоборудованием», — заявил «Компании» гендиректор дилерских центров «Автоdom» Андрей Ольховский. По его словам, это связано с отношениями между дилерами и импортерами. «Если бы импортеры проявили лояльность и не вмешивались в торговую политику дилеров, то рынок сбалансировался бы в какой-то период, а попытка его регулировать со стороны импортеров дает такой негативный эффект (в виде роста стоимости машин — Прим. ред.) и снижает лояльность клиентов», — объяснил Ольховский. Он отметил, что дилеры вынуждены устанавливать «допы» на автомобили, чтобы «как-то обосновать высокую стоимость».
«Если клиенту сказать честно, что на автомобиль такая цена, то можно получить определенный негатив от импортера, который отразится на работе дилера в будущем»,
— добавил гендиректор «Автоdom».
Без «допов» купить авто на сегодня практически нереально, уверен генеральный директор дилерских центров «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. По его словам, клиенты не могут отказаться от них, поскольку почти всегда «допы» сразу устанавливают на автомобиль. До возникновения дефицита с дополнительным оборудованием продавались 20–30% авто в зависимости от бренда, заявил гендиректор «АвтоСпецЦентр». «Автомобили в своей цене имеют до 15% именно за счет допоборудования или финансовых продуктов», — заявил «Компании» Терлюкевич.
У покупателей нет выхода в ситуации с требованиями приобрести «допы», считает автоэксперт Вячеслав Субботин. По его словам, клиенты хотят покупать комфортные автомобили с определенным количеством опций, а на них цены всегда выше. При этом на машины класса «ниже среднего» накруток почти никаких нет, заверил эксперт.
«В связи с серьезным дефицитом автомобилей все дилеры вынуждены зарабатывать на любых дополнительных услугах, так как это остается единственной возможностью сохранить свою рентабельность», — сообщил «Компании» замначальника отдела стандартизации и контроля дирекции развития продаж дилера «Бизнес кар» Александр Бахуров.
И это испытание дефицитом выдерживают не все дилеры. В третьем квартале 2021-го число официальных дилерских центров в России сократилось на 39 единиц. Это самое значительное изменение числа дилерских центров с начала года. При этом с января 2021-го их количество уменьшилось на 67.
Позиция властей
В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) не увидели признаков монопольного сговора и нарушения законодательства в ситуации на дилерском рынке. «В случае их обнаружения ФАС России примет меры антимонопольного реагирования», — сообщили журналу «Компания» в пресс-службе ФАС.
При этом Роспотребнадзор обеспокоен ситуацией с навязыванием дополнительного оборудования. «Территориальные органы рассматривают все обращения потребителей, при наличии достаточных оснований проводится проверка деятельности дилерских центров и применяются меры административного реагирования», — заявили «Компании» в ведомстве.
Роспотребнадзор также рекомендовал покупателям машин внимательно изучать экземпляры подписываемых договоров и обращать внимание на непонятные или неудобные нюансы, а также на упоминания «допов». «При наличии признаков навязывания дополнительных услуг необходимо обращаться в территориальные органы Роспотребнадзора», — заключили в ведомстве.
«Не покупать и не потакать»
Рано или поздно ситуация с ценами на автомобили нормализуется, но маловероятно, что это произойдет раньше середины следующего года, считает Терлюкевич из «АвтоСпецЦентра». По его словам, к тому времени цены вырастут в лучшем случае на процент инфляции и «однозначно не пойдут вниз». Текущие цены на автомобили лишь приблизились к уровню цен в валюте на начало 2014 года, добавил он.
«В большинстве брендов уже подошли к пороговому значению по стоимости. Дальнейший рост цены будет ослаблять спрос на эти модели, — добавил Ольховский из «Автоdom». — Ряд моделей уже перешли черту по стоимости». Больше других подняли цены бренды Volkswagen и BMW».
Субботин считает, что цены на авто будут высокими «еще год, а то и полтора». Он объяснил, что планы по производству машин составляются из заявок дилеров и формируются не менее полутора лет. По прошествии этого времени цены, возможно, стабилизируются, а дилеры не будут продавать авто преимущественно в максимальной комплектации. Сейчас на машины с обвесами высокий спрос, добавил Субботин.
На этом фоне эксперты советуют не спешить с покупкой нового автомобиля. «Если у вас есть автомобиль — ездите пока на нем до лучших времен. Если он доставляет вам хлопоты, вложите денег в его ремонт. Если же все-таки он вам надоел, вы хотите его заменить — продавайте», — сказал Тимерханов. Он отметил, что в этом случае машину купят быстро и «даже по хорошей цене». При этом эксперт рекомендовал рассмотреть варианты приобретения на «вторичке», поскольку «там больше выбор и ниже цены».
«Правильный ответ: не покупать и не потакать [дилерам]. Пусть разорятся, пусть закроются и пересмотрят отношение к клиентам», — сказал в беседе с «Компанией» независимый автоэксперт Сергей Асланян*.
Он уверен, что основным инструментом борьбы с повышением цен и дорогими «допами» должен стать бойкот покупателей.
Дилерам стоит компенсировать финансовые провалы не за счет клиента, а через взаимодействие с властями, объяснил эксперт. «Пусть выходят на уровень правительства, формируют с ним цены, договариваются о льготах, но без клиентов», — добавил он. Автоэксперт отметил, что ситуация с ценами нормализуется не менее чем через два года. К тому моменту отсеются слабые игроки дилерского рынка и сменятся правила игры, заключил Асланян.
* Признан в России СМИ-иноагентом.