GOLD 1582.40
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
авто

Российский авторынок катится под откос

Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ / Legion-Media

Сегодня Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала неутешительные данные по российскому авторынку. Продажи автомобилей в стране снова снизились — в начале осени они рухнули более чем на 20%. Огромной проблемой по-прежнему остается дефицит полупроводников, образовавшийся в пандемию. Что происходит с авторынком и как ситуация будет развиваться дальше — разбирался журнал «Компания». 

Исследование о состоянии российского авторынка аналитики начали с хорошей новости. За период с первого по третий квартал текущего года продажи новых машин и легких коммерческих авто по сравнению с прошлым годом выросли на 15%. За это время в стране успели реализовать 1,26 миллиона авто. Среди них — больше всего внедорожников — свыше 587 тысяч.

На втором месте по популярности у россиян оказались коммерческие авто. С начала года граждане купили 91,5 тысячи таких машин. Наименее покупаемыми стали электрокары (менее 800 штук). Их обогнали пикапы, доля которых в общем объеме продаж составляет всего 0,6%.

В то же время динамика первого осеннего месяца оказалась для России негативной. За это время продажи обвалились на 22,6%. Если в прошлом году в сентябре россияне купили более 119 тысяч машин, то в этот раз приобрели менее 35 тысяч.

Сильнее всего пострадал АвтоВАЗ: продажи Lada в сентябре упали на 51%, и концерн реализовал всего 17 тысяч авто. Продажи Kia снизились на 16%, а Hyundai — на 26%. При этом в сентябре росла востребованность китайских брендов Haval и Chery. Их продажи выросли на 147% и 134% соответственно.

«На данный момент ситуация на рынке крайне нестабильна, однако в ноябре Комитет автопроизводителей попробует пересмотреть свой прогноз рынка на 2021 год», — заявил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель. 

Неосторожный оптимизм 

В последний раз АЕБ пересматривала прогноз российского авторынка в июле. Тогда сообщалось, что за первое полугодие продажи новых легковых авто и легкого коммерческого транспорта в стране выросли почти на 38%. По сравнению с допандемийным показателем рост оказался не таким внушительным и составил 5,1%. Тем не менее Штэрцель назвал его «приятным» и отметил, что рынок восстанавливается лучше, чем ожидалось.

Динамику первого полугодия в АЕБ в значительной степени объяснили локдауном 2020 года. С его снятием ситуация у дилеров стабилизировалась, и они стали фиксировать высокую доходность. Спрос на автомобили в первой половине 2021-го превышал предложение и поддерживался мерами государственной поддержки. Также рынку помогла отсрочка повышения утилизационного сбора.

На фоне таких успехов АЕБ летом резко улучшил прогноз по российскому рынку на 2021 год. Вместо двухпроцентного роста ассоциация допустила увеличение продаж авто на 9,8%. Однако Штэрцель оговорился, что это произойдет, если рынку удастся избежать полного локдауна. «Нам представляется, что удастся не допустить резкого падения продаж в 2021 году и в ближайшие месяцы мы увидим коррекцию», — отмечал он. 

Полупроводники и энергетика 

Нынешнюю динамику авторынка глава комитета назвал ожидаемой по ряду причин. Одна из них — дефицит полупроводников, с которым мир столкнулся во время пандемии коронавируса. На фоне самоизоляции люди по всему миру активизировали покупку смартфонов, ноутбуков, компьютеров и прочих устройств, которые работают на чипах (они также необходимы для производства авто). В результате, по данным TrendForce, зимой текущего года некоторые поставщики зафиксировали 30-процентное превышение спроса на полупроводники над предложением.

На эту ситуацию также наложились проблемы с поставками — на фоне пандемийных ограничений производители чипов стали резко отставать по исполнению заказов. В мае сообщалось, что крупные компании иногда вынуждены ждать микросхемы по 17 недель. У небольших компаний этот срок может доходить до одного года.

Вместе с тем АЕБ указала и на другие препятствующие росту рынка процессы. «Новые вызывающие опасения факторы, такие как энергетический кризис в Китае и Великобритании, рост стоимости сырья и другие проблемы, будут поддерживать негативный тренд в ближайшие несколько месяцев», — предупредил Штэрцель. Так, в Китае в сентябре из-за дефицита угля около 20 регионов ввели ограничения на потребление электроэнергии. Некоторые предприятия, в частности металлургические и сталелитейные, обязали сократить энергопотребление или на время полностью остановить производство. 

Чего ждать дальше 

Дальнейшее развитие событий видится экспертам не самым радужным. Исследователи компании IHS Markit пришли к выводу, что из-за дефицита микрочипов в этом году производители не смогут выпустить более 10 миллионов машин. В первом квартале мировой автопром недосчитался 1,44 миллиона авто, а во втором этот показатель достиг 2,6 миллиона. Предполагается, что в третьем квартале отрасль недосчитается 3,1 миллиона машин. В норму же мировой автопром начнет приходить не раньше 2023 года.

Прогноз по восстановлению рынка в разговоре с журналом «Компания» подтвердил Алексей Муханов, руководитель группы исследований и клиентской аналитики в «Авто.ру». Он отметил, что падение продаж в России не стоит связывать с затухающим спросом.

«Проблемы с поставками электронных компонентов на автомобильные заводы всё ещё сохраняются, а сроки улучшения ситуации “сдвигаются” уже на 2023 год. При таком положении дел изначальный прогноз на 2021 год — 1,6 миллиона новых машин и рост в 10% — рискует оказаться слишком оптимистичным», — признает он.

Эксперт допустил, что по итогам года в России будет зарегистрировано порядка 1,5 миллиона «легковушек». В следующем году в отсутствии кризисных ситуаций продажи останутся на том же уровне и составят 1,4-1,6 миллиона новых авто. При этом Муханов отметил продолжающийся рост спроса на подержанные машины.

«На вторичном рынке обстановка тоже не радужная: цены повысились, интересных вариантов очень мало и за ними идёт настоящая охота. Ажиотажа на рынке добавляют и дилеры, которые из-за недостаточного поступления автомобилей с пробегом через трейд-ин начали активно развивать направления выкупа и комиссионных продаж. Поэтому на вторичке можно ожидать небольшого роста сделок — с 5,5 миллиона в 2020-м до 5,6–5,8 миллиона в год», — заключил эксперт.