Top.Mail.Ru
рынки

«Российские производители страдают больше западных»

Фото: Алексей Куденко / РИА Новости Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Производители различного оборудования вынуждены отказываться от высоких технологий из-за дефицита чипов. Некоторые из них ищут обходные пути, даже возвращаясь к устаревшим образцам своих продуктов. Отрасль прогнозирует сохранение нехватки полупроводников и в 2022 году. Опрошенные «Компанией» эксперты ожидают дефицита вплоть до 2024 года и отмечают, что некоторым производствам сложившаяся ситуация только на руку.

Газета The Wall Street Journal приводит пример, как некоторые компании пытаются адаптироваться к «чипагеддону». Так, топ-менеджмент корпорации Toro, производящей оборудование для ухода за газонами и уборки снега, вернул старый дизайн своих продуктов, отказавшись от использования микросхем в джойстиках для их управления.

Производитель электроскутеров T3 Motion заменил несколько важных компонентов на централизованную плату с одним процессором. Производитель Polaris, выпускающий снегоходы, на время отказался от GPS-навигатора с большим экраном. В последних снегоходах корпорации BRP и вовсе не было электронной системы безопасности.

Как возник дефицит?

Во время пандемии большая часть сотрудников перешла на удаленку, предпочитая не пользоваться общественным транспортом, поэтому по всему миру начал расти спрос на смартфоны, ноутбуки, настольные компьютеры, автомобили и подключенные к интернету устройства. При этом производители не успевают удовлетворить повышенный спрос. По данным аналитиков TrendForce, мировой спрос на микросхемы оказался на 10–30% выше текущего предложения.

Сейчас основными производителями полупроводников являются тайваньская Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC) и южнокорейская Samsung. Первая занимает 54% рынка, вторая — 17%. Как сообщает Susquehanna Financial Group, крупным компаниям приходится ждать микросхемы до 17 недель, а небольшим — до одного года или совсем отказываться от своих проектов. Во втором квартале более 30 производителей полупроводников начали повышать цены на свою продукцию от 10% до 30%. Отдельные продукты подорожали в десятки раз.

Дефицит чипов повлиял и на производство автомобилей. Крупнейшие автоконцерны еще в начале 2021 года заявили о снижении планов по выпуску машин. Нехватку чипов ощутили на себе Nissan, Honda, Ford, Fiat Chrysler, Volkswagen, Suzuki, Subaru и другие. Российскому АвтоВАЗу пришлось выпустить ряд автомобилей без магнитолы. В 2021 году автопроизводители потеряют более $110 млрд, писал CNBC.

«Сроки поставок чипов в среднем — полтора-два года»

Дефицит чипов в своей основе имеет столько причин, что, как минимум, в ближайшие пару лет на его прекращение рассчитывать не приходится, считает аналитик агентства MForum Analytics Алексей Бойко. По его словам, «мир сейчас вошел в полосу высокой турбулентности», а смягчить дефицит чипов помогает активное развертывание производителями все новых производственных мощностей. Однако построить новую фабрику по производству микроэлектроники за месяц или полтора невозможно, поскольку средние сроки строительства и запуска в эксплуатацию — полтора-два года.

Однако нехватка комплектующих не скажется на прогрессе в технологиях, считает эксперт. «Кризис безусловно создает серьезные экономические проблемы для производителей и потребителей, но вряд ли он в состоянии притормозить технический прогресс», — добавил он в разговоре с «Компанией». При этом на российском рынке дефицит комплектующих «серьезно сказывается». Прежде всего, пострадали автосборочные предприятия, но постепенно кризис распространяется и на другие отрасли, где используется современная микроэлектроника, отмечает Бойко.

«Можно говорить о том, что российские производители страдают больше западных, поскольку сейчас крупные заказчики микросхем находятся в более привилегированном положении, поскольку закупают более крупные партии товара, а иногда даже являются совладельцами тех или иных ключевых для них производителей», — объяснил эксперт. Он отметил, что некоторые компании разрабатывают свои чипы, другие — занимаются созданием таких подразделений, но все это «завязано» на крупных инвестициях, недоступных российским участникам рынка.

Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков считает, что проблема нехватки чипов «будет присутствовать» большую часть 2022 года. В беседе с «Компанией» он отметил, что дефицит приводит к изменению логистических цепочек, перерывам в работе заводов, фабрик, снижению поставок, а далее — к повышению цен.

Нехватка чипов продлится до конца 2023-го — начала 2024 года, прогнозирует аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «[Производители] выкручиваются как могут, отказываются от электроники, переходят на старые механические компоненты, где это возможно», — заявил он «Компании». При этом, по словам эксперта, не стоит ждать, что в 2024 году все неожиданно наладится: разрабатывающие электронику дизайн-бюро пытаются адаптироваться под новую элементную базу, поэтому «дефицит будет “пульсировать”», а крупные компании будут в более выгодном положении. Мир перешел к натуральному хозяйству, когда тот же Samsung как крупнейший поставщик многих компонентов не приобретает новые чипы, а меняет на свои, что довольно выгодно, считает Муртазин.

По его мнению, дефицит все же отражается на техническом прогрессе — падает качество компонентов, иногда отбраковку используют те же Samsung и Apple. «Все, что выходит в 2021-2022 году будет дороже и заведомо хуже, чем в моделях 2020-го или начале 2021 года», — добавил эксперт.

По словам Муртазина, российский рынок пострадал не меньше мирового. «Те, кто производит в России и имеет собственную компонентную базу — они в шоколаде. Все, что производится вне России — ощущает на себе дефицит. Сроки поставок чипов в среднем полтора-два года», — заключил эксперт.

Еще по теме