Top.Mail.Ru
архив

Ротвайльское столпотворение

Перед грузовиком с надписью "На пути к высшему блаженству" с видом победителя стоит топ-менеджер концерна ThyssenKrupp, и по его улыбке заметно, сколь доволен он своим нанимателем. Александр Келлер, глава лифтостроительного отдела ThyssenKrupp в Европе, где на его предприятиях трудятся 11000человек, собрался в это последнее воскресенье сентября перебираться из центрального офиса в Эссене в вюртембергский Ротвайль, чтобы там с гордостью презентовать новейший и сенсационный проект своего предприятия, окотором в прессе сейчас отзываются скорее негативно. За 40 млн евро здесь собираются построить башню высотой 235 м с двенадцатью шахтами, где будут испытывать и демонстрировать клиентам со всего мира новейшие высокоскоростные подъемники ThyssenKrupp. На вершине башни предполагается обустроить смотровую площадку: Ротвайль получит доход от активного развития лифтостроительного подразделения, в котором по всему миру работают 47000человек и который имеет оборот в 6 млрд евро.

Смена кадра: из Вюртемберга перенесемся в Рурскую область. Аздесь всем явно не до праздников. Вместо этого тут царят шок и ярость. Сталелитейные предприятия в Бохуме и Крефельде закрываются, поскольку мировые рынки переполнены сталью из России и Китая. В прошлый вторник тысячи сталеваров вышли на улицы: ведь они боятся потерять рабочие места.


Один концерн, два разных мира

Сегодня эссенский сталелитейный и технологический гигант с годовым оборотом в 40 млрд евро и со 150000сотрудников выглядит двояко: здесь бизнес в упадке и с неясным будущим, а там бизнес процветает и идет своим путем. Одни прячутся за стеной молчания, поскольку им предстоят новые, весьма болезненные "оздоровительные" мероприятия, а другие открыто предстают перед общественностью, преисполненные чувства собственного достоинства. Ко второй категории относится лифтостроительный сектор (он занимает третье место в мире, после швейцарской компании Schindler и американской Otis) и сектор производства промышленного оборудования. Оба сектора имеют высокую рентабельность и входят в число немногих настоящих "жемчужин" в "короне" ThyssenKrupp.

Но большинству отраслей приходится бороться за выживание: падают прибыли сталелитейной промышленности в Германии, терпит убытки военное судостроение в Гамбурге и Киле, угрожают самому существованию концерна миллиардные убытки от рискованных инвестиций в заокеанские сталелитейные проекты. На предприятии сейчас куются планы по "отделению успешных частей бизнеса от его проблемных элементов", заявляет представитель коллектива рабочих концерна ThyssenKrupp. Ведется поиск покупателей или партнеров для слабых звеньев бизнеса, а некоторые части и вовсе ликвидируются. Для "жемчужин", напротив, разрабатывается стратегия роста, "в финале которой возможна продажа, частичная продажа или IPO", говорит один из членов производственного совета предприятия.

В отчетном 2011-2012 г. концерн потерпел убытки в размере 5млрд евро. К концу сентября завершающегося финансового годаубытки уже составили 1,2 млрд евро. 21ноября, видимо, будет представлен самый страшный баланс в истории ThyssenKrupp. Затраты на два недавно построенных сталелитейных завода в Бразилии и США исчисляются миллионами, их нужно продавать, но пока никто не хочет покупать. При этом нужно еще разобраться со старыми обвинениями в картельном сговоре и коррупции.

К тому же готовятся серьезные изменения в структуре собственности: из-за нехватки финансов предстоит наращивание капитала, которое снизит влияние Фонда Круппа, основного акционера с пакетом акций в 25,3%. С тех пор как два месяца назад скончался Бертольд Байтц, фонду явно недостает уверенного руководства патриарха Krupp, хотя его действия порой бывали спорными. На прошлой неделе еще не было собрано новое правление фонда, которое могло бы принять решение относительно управления инвестициями. Эта слабость привлекает международных инвесторов, намеревающихся раздробить ThyssenKrupp и по кускам распродать его или выставить на IPO, чтобы побыстрее заработать.


Новые инвесторы

"Вполне возможно, что концерн - не без помощи своих финансовых инвесторов- вынужден будет пойти на болезненное разделение сильных и слабых частей", - сетует один из представителей лагеря рабочих. Ввоздухе витает мысль о расчленении, и ввиду бедственного положения она уже не пугает многих сотрудников ThyssenKrupp. В секторе лифтостроения, как заявляет без обиняков один из менеджеров по подъемным механизмам, даже "с нетерпением ожидают того дня, когда высокие технологии избавятся от балласта погрязшего в кризисе сталеварения и смогут пойти своим путем".

Три международных финансовых инвестора имеют по 5% ThyssenKrupp или чуть больше: два из них, Franklin Mutual и BlackRock уже пять лет связаны с концерном. Две недели назад шведская инвестиционная компания Cevian увеличила свой пакет акций ThyssenKrupp. Теперь она владеет 5,2% акций и уже заявила о намерении приобрести еще больше.

За шведами закрепилась репутация компании, инвестирующей деньги в предприятия, которые больше никому не нужны,- бесперспективные, казалось бы, случаи, когда предприятие можно "оздоровить" лишь путем жесткого вмешательства в его оперативное управление. Например, в мае 2010г. Cevian приобрела 10% Demag Cranes, производителя кранов из Дюссельдорфа, являющегося частью наследия старого Mannesmann AG. Год спустя этот пакет акций был вновь продан в два раза дороже своей первоначальной цены. Инвестор позаботился о том, чтобы Demag Cranes консолидировала и гармонизировала свои подразделения, атакже ликвидировала элементы, не приносящие прибыли.

В качестве срочной меры представитель Cevian в Германии Йенс Тишендорф навязал производителю кранов программу жесткой экономии. После применения этого мощного "лекарства" Тишендорф направил предприятие на путь расширения, продавил постройку завода по производству кранов в Индии и затеял создание совместного предприятия в Китае. Следствием этого явился взлет курса акций, привлекший внимание конкурентов по всему миру. Demag Cranes была продана компании Terex, американскому производителю кранов, который лишил Demag Cranes независимости, вследствие чего работники предприятия утратили свое влияние. Все решения теперь принимаются в США.

В свете таких случаев работники ThyssenKrupp обеспокоены. Они больше не доверяют никому, кто проявляет интерес к частям ThyssenKrupp, даже если предоставляются гарантии сохранения целостности. Причина тому - финский производитель высококачественной стали Outokumpu. В конце 2011 г. компания ThyssenKrupp продала финнам свои заводы по производству высококачественной стали в Бохуме, Крефельде и в районе Дюссельдорфа Бенрат, а также титановый завод в Эссене. Финны намеревались санировать и консолидировать эти немецкие заводы. Недавно Outokumpu объявила о закрытии в 2014 г. предприятия по производству высококачественной стали в Бохуме.


Жесткие сокращения в сталелитейном производстве

Согласно договору, ThyssenKrupp должна теперь забрать 600 рабочих мест у Outokumpu, хотя производство в Бохуме и сворачивается. Outokumpu объясняет решение о закрытии завода высокими ценами на электроэнергию и избытком мощностей в Европе. Кстати, финны давно уже хотят продать завод по производству высококачественной стали в итальянском городе Терни, ранее принадлежавший ThyssenKrupp, но не могут найти покупателя. Теперь компенсировать ущерб придется немцам.

А кризис на рынке высококачественной стали затягивает в свою воронку все новые производства в Рурской области. На территории бывшего крупповского завода по производству высококачественной стали в Бохуме располагается также прокатный цех, принадлежащий ThyssenKrupp и занимавшийся дальнейшей переработкой стали, которая выплавлялась по соседству. Теперь и этому цеху грозит закрытие. "Финны идут на такие сокращения, к которым не готов был ThyssenKrupp", - злословит один из членов производственного совета.

Этот разрушительный процесс не обойдет стороной и производство листовой стали в Дуйсбург-Брукхаузене, принадлежащее ThyssenKrupp: на этом заводе площадью 9 кв. км сейчас работают в три смены 14 000 человек. Глава концерна ThyssenKrupp Генрих Хизингер заявил, что грядут серьезные перемены.

Его план предусматривает сокращение 2000 рабочих мест, ликвидацию целого уровня управленцев, и далее, возможно, предполагается работать в тесном сотрудничестве с неким промышленным партнером. Кто это может быть, менеджеры ThyssenKrupp не распространяются. Но владелец российской компании "Северсталь" Алексей Александрович Мордашов уже заявил о своей заинтересованности. Мордашов хорошо знаком с Германией, является членом Российско-германской внешнеторговой палаты и владеет 25% ганноверского туристического концерна TUI.

Кроме того, Генрих Хизингер почти незаметно для общественности перестраивает организационную структуру: концерн должен стать менее централизованным. Хизингер намерен предоставить больше самостоятельности дочерним предприятиям ThyssenKrupp, на что еще раньше дал свое благословение "патриарх" концерна Бертольд Байтц. В этом случае директора отделов получат больше пространства для маневров, им не придется более согласовывать каждый шаг с центральным офисом в Эссене, которого они так боялись раньше. "Эта реорганизация готовит почву для расчленения", - констатирует один из менеджеров ThyssenKrupp.

Решение строить демонстрационную башню в Ротвайле - один из символов этого "перерезания пуповины". В то время как центральный офис хотел возвести башню вблизи Эссенского холма, менеджеры по подъемникам настояли на выборе места между Швабской Юрой и долиной реки Некар. Оттуда всего за час можно добраться до аэропорта Цюриха, где вращаются клиенты со всего мира, желающие, чтобы им объяснили технологию высокоскоростных лифтов. Глобальный лидер в этой области Schindler находится в Люцерне. Клиенты, приезжающие туда с визитом, смогут в тот же день оценить предложение конкурентов из ThyssenKrupp в Германии.

"Столпотворение" в Ротвайле говорит о том, что сердце ThyssenKrupp теперь бьется не только в Эссене.


Еще по теме