Top.Mail.Ru
архив

Вселенная для всех

Отели на орбите, рудники на астероидах, групповые экскурсии в невесомость: новое поколение молодых фирм и предприятий намерено с помощью своих смелых идей создать целую индустрию во Вселенной. Космические ракетопланы и недорогие ракеты сделают полеты в космос доступными, как никогда раньше.

Человек, у которого имеется миллиард долларов, живет на Земле, как король. Но тот, кто хочет покинуть планету, даже с этой суммой далеко не уедет: в лучшем случае километров на четыреста, до Международной космической станции (МКС). Билетов на Марс, к кометам или звездам нигде не достать.

Человек сидит на своем голубом шаре, словно потерпевший кораблекрушение во Вселенной.

Но мультимиллионеры мириться с этим обстоятельством не желают. Если нет "авиакомпании", выполняющей полеты на орбиту, то мы сами ее создадим - таков их девиз.

Роберт Бигелоу, ставший миллиардером благодаря сети отелей Budget Suites of America, работает над созданием надувной космической станции из высокотехнологичного волокна, которая к 2015 г. примет на борт первых астронавтов.

Ричард Брэнсон, миллиардер и глава музыкального и авиационного концерна Virgin, строит в американском штате Нью-Мексико космодром и космический корабль, на котором в 2014 г. туристы полетят на орбиту.

Эрик Андерсон, основатель американской фирмы Space Adventures, намерен организовать в 2017 г. полет вокруг Луны. По некоторым данным, два билета он уже продал (по $150 млн каждый).

В среде интернет-гигантов считается чуть ли не хорошим тоном создавать собственную компанию, предлагающую полеты в космос: основатель Amazon Джефф Безос и его фирма Blue Origin разработывают ракету для туристов. Сооснователь Microsoft Пол Аллен строит самый большой летательный аппарат в мире: космический корабль Stratolaunch, призванный стать летающей пусковой установкой для ракет. Глава корпорации Google Ларри Пейдж не отстает от коллег, финансируя планы компании Planetary Resources по добыче полезных ископаемых на астероидах.

В мире царит космическая лихорадка, такая же, как в начале 1960-х, когда президент США Джон Кеннеди принял решение о старте лунной программы. Но, в отличие от проекта "Аполлон", о дуэли двух сверхдержав речи не идет. Новыми покорителями неба движут не соображения престижа, а экономическая выгода.

Полет в космос, на протяжении более полувека остававшийся прерогативой государственных агентств, таких как NASA или ESA, становится делом частных инвесторов, а сам космос превращается в развивающийся сегмент рынка. "Почти каждую неделю новая компания предлагает свои проекты, и любой в нашей среде задается вопросом: какая же из них заработает новый миллиард?" - отмечает Джеймс Пьюра, президент влиятельного фонда Space-Frontier, в планы которого входит колонизация космоса.

Причиной этой волны стартапов стал конкурс Ansari X-Prize, организованный в середине 1990-х американским бизнесменом Питером Диамандисом. Он пообещал выплатить $10млн фирме, которая первая доставит человека на высоту в 100 км- туда, откуда официально начинается космос. В 2004 г. победу одержала американская Scaled Composites, отправив в космос свой корабль SpaceShipOne. Этот успех взбудоражил всех.


Пристанище на Луне

Три года назад правительство США еще больше разожгло интерес к космосу, радикально пересмотрев стратегию его освоения: NASA решило сконцентрироваться на глубоком космосе и к 2025г. доставить астронавтов на астероиды. Дорогостоящая программа космических "шаттлов" была закрыта и сдана вархив: теперь осуществление полетов на МКС должны взять на себя коммерческие структуры.

С тех пор все больше частных компаний по заданию NASA строит ракеты и космические корабли для доставки на МКС продовольствия, научного и технического оборудования. Первой фирмой, осуществившей доставку груза на МКС, стала SpaceX. Ее основатель Илон Маск, известный прежде всего в качестве создателя электромобиля Tesla, теперь намерен произвести революцию в сфере космических полетов.

Компания Orbital Science и корпорация Boeing также строят космические корабли по заказу NASA, а Sierra Nevada Corporation, расположенная в штате Невада, занимается созданием нового поколения "шаттлов" (первый запуск запланирован на 2017 г.).

При этом "космические бунтари" намереваются радикально снизить стоимость полетов: ожидается, что многоразовые ракеты и ракетопланы смогут сделать космос доступным для туристов, исследователей и предпринимателей.

Именно стремление минимизировать цены и стало импульсом к созданию целой индустрии в космосе. Планы и проекты один смелее другого: туристические полеты на Марс, заправочные станции на орбите, космические станции на Луне и рудники на астероидах. Через несколько лет космическая экономика должна будет сама себя обеспечивать сырьем, которым изобилует Луна и другие космические объекты.

Если же удастся доставить редкие металлы на Землю, это вызовет сырьевой бум, и он позволит сделать более эффективными и доступными по цене ветроэлектростанции, мобильные телефоны и электромобили, не разрушая при этом природу.


Полет в космос - отличная идея для отпуска

Все это далекие планы, а пока все надежды на туристов - именно они должны стать локомотивом зарождающейся космической индустрии. К примеру, на сайте компании Virgin Galactic эра космических полетов для всех уже началась: для того, чтобы заказать поездку всей своей жизни, желающим нужно всего лишь заполнить анкету, указав имя и фамилию, адрес электронной почты и контактный телефон. Это все, что требуется для групповой экскурсии в космос.

На расположенном в пустыне американского штата Нью-Мексико аэродроме Spaceport America - стартовом комплексе, оснащенном ангаром, зданием "аэровокзала" и взлетно-посадочной полосой, - Virgin Galactic тестирует корабль SpaceShipTwo - это преемник победителя конкурса Ansari X-Prize. 18-метровый летательный аппарат, целиком построенный из углеродного волокна, похож на необычный частный самолет для мультимиллионеров.

Но это далеко не так. В следующем году на борт поднимутся первые шесть пассажиров, и им предстоит самая сумасшедшая поездка на "американских горках", какую только может заказать турист. Два самолета-носителя поднимают космический челнок на высоту 15 км, что на 5 км выше, чем летают обычные воздушные суда, после чего SpaceShipTwo отстыковывается от носителей и запускает собственный ракетный двигатель.

Со скоростью 4200 км/ч - скорость ружейной пули - "шаттл" взмывает вверх, после примерно четырех минут практически вертикального полета оба пилота выключают двигатель, и в кабине воцаряется тишина. На высоте 110 км корабль несется сквозь космическое пространство - это в 11 раз выше, чем высота полета самолета, и в четыре раза ниже, чем МКС. Небо насыщенного черного цвета, повсюду видно мерцание звезд, а над изогнутым горизонтом - голубая лента атмосферы Земли.

Шесть минут длится состояние невесомости - корабль находится в открытом космосе. Пассажиры парят в кабине, как астронавты, делают сальто и наслаждаются видами, открывающимися через небольшие иллюминаторы. Затем "шаттл" входит в плотные слои атмосферы, раскрывается хвостовое оперение - два специальных крыла, снижающих скорость падения. Спустя два с половиной часа после старта космический корабль приземляется на ВПП аэродрома.

Эксперты называют такой полет суборбитальным: корабль находится в космосе всего несколько минут. Алана Шепарда, первого американца, совершившего подобный полет, сегодня чествуют, как героя: в 2011 г. почта США выпустила марку с его портретом.

Такой полет Virgin Galactic предлагает за $250 000; ее конкурент, компания Xcor Aerospace, строящая ракетоплан Lynx, продает билеты по $100000 - не дороже, чем стоит Mercedes E-класса.

NASA запускало своих астронавтов- участников программы "Аполлон" в одноразовых ракетах. Современные фирмы, напротив, строят ракетопланы, которые можно использовать сотни раз. Это экономит средства.

И именно таким образом полеты в космос становятся прибыльными. Virgin Galactic на развитие своего "шаттла" собрала почти $500 млн, в том числе и за счет продажи 650 билетов. Среди покупателей значатся такие голливудские звезды, как Брэд Питт, Анджелина Джоли и Эштон Кутчер. Впервом полете будет участвовать и сам миллиардер Ричард Брэнсон с обоими сыновьями. Количество предварительных заказов у ближайшего конкурента - Xcor Aerospace - составляет 250.

Если все сложится удачно, то за один только год в космос будет отправлено больше туристов, чем за 52года - астронавтов (а их было 532). "В течение первых десяти лет мы планируем запустить в космос 30000человек", - говорит Стивен Аттенборо, коммерческий директор Virgin Galactic.

Быть может, несколько искателей приключений доберутся и до Марса: американский миллионер Деннис Тито, побывавший в 2001 г. на МКС и ставший первым космическим туристом, работает над проектом Inspiration - Mars, который предусматривает, что в 2018 г. космический корабль с двумя астронавтами на борту приблизится на 100 км к Красной планете, совершит вокруг нее один виток и отправится в обратный путь.

А еще через пять лет может быть реализован другой проект, Mars One: голландец Бас Лансдорп намерен отправить на Марс четырех астронавтов, которые должны основать там поселение, при этом весь процесс будет транслироваться в формате реалити-шоу. С помощью спонсоров и представителей медиаконцернов Лансдорп намерен собрать $6 млрд. Желающих принять участие в проекте набралось уже более 200 000. Космический корабль, который доставит астронавтов к цели, еще предстоит построить.

Как ожидается, полеты в космос станут массовым явлением. По оценке Федерального управления гражданской авиации США, через десять лет космический туризм превратится в сегмент рынка, и его оборот составит миллиарды долларов.

Недорогие полеты на орбиту интересуют не только искателей приключений, но еще и ученых из самых различных дисциплин. По этой причине стартап Booster Space Industries предлагает биологам, медикам и инженерам совершать суборбитальные полеты по доступным ценам для проведения опытов в условиях невесомости.

Спутниковые компании также возлагают большие надежды на недорогие полеты. К примеру, разработчики проекта Swiss Space Systems (S3) планируют с помощью "шаттлов" снизить стоимость запуска на орбиту небольших спутников (до 250 кг) на 75% - сейчас цена составляет $40 млн.

Предполагается, что оснащенную ракетным двигателем капсулу доставят на высоту 80 км, откуда она самостоятельно поднимется до отметки в 700 км - на высоту полета орбитальных спутников.


Ракеты многократного использования

S3 планирует использовать снижение цен для того, чтобы через пять лет запустить в космос робота CleanSpace One. Он с помощью манипуляторов будет собирать космический мусор и отправлять его в атмосферу - на утилизацию. В скором времени могут появиться даже такие роботы, которые будут ремонтировать и заправлять спутники на орбите.

Над созданием крупнейшей в мире индустрии недорогих полетов в космос работает руководитель проекта Tesla Илон Маск. На его предприятии SpaceX, расположенном в городке Хоуторн, недалеко от Лос-Анджелеса, трудятся более 3000 человек. Их задача - максимально снизить стоимость полетов в космос. Космический "шаттл" для Маска - это как Ferrari, он же хочет создать, так сказать, Toyota Corolla- недорогое, но надежное средство передвижения.

При строительстве ракеты Falkon9 (по высоте сопоставима с Колонной Победы в берлинском парке Тиргартен - 68 м) Илон Маск делает ставку на недорогую конструкцию, стандартизацию и серийное производство. Так, топливные баки обеих ступеней ракеты практически идентичны, верхние лишь немного короче. Если использовать Falkon 9, то доставка на низкую орбиту 1 кг полезного груза будет стоить всего лишь около $4300. До недавнего времени называлась сумма в $10 000.

В следующем году Илон Маск намерен снизить цену еще больше, до $2500. Для этого он планирует объединить три ракеты Falkon 9 в супераппарат Falcon Heavy, который сможет поднять 53 тонны - вдвое больше, чем самая большая на сегодняшний день ракета Delta IV, продукт совместного производства компаний Boeing и Lockheed Martin.

На тестовом полигоне в штате Техас, среди зеленых лугов с пасущимися на них коровами, Маск занимается разработкой ракеты, которая произведет самую настоящую революцию в области космических запусков: с помощью реактивной струи она может вернуться с орбиты на планету и приземлиться на стартовой площадке, как вертолет. Семь тестовых полетов прошли успешно: ракета, названная Grasshopper ("Кузнечик") и представляющая собой конструкцию высотой с десятиэтажный дом, поднялась на высоту до 325 м.

Если полет в космос и назад пройдет удачно, то ракеты SpaceX можно будет использовать вновь уже через 24 часа. Схожие планы и у британской компании Reaction Engines: ее ракета Skylon, используя ракетный двигатель и реактивную струю, сможет летать в космос и назад, как самолет.

Илон Маск исходит из того, что использование многоразовых ракет позволит снизить стоимость доставки 1 кг груза на орбиту до $1100. Кроме того, он надеется дожить до того времени, когда сможет предложить полет на Марс и обратно стоимостью в $500000.

Что-то из этого может оказаться утопией. Но чем дешевле становятся полеты в космос, тем больше появляется коммерческих предложений. Кпримеру, гостиничный магнат Роберт Бигелоу, намеренный вложить в свой проект Bigelow Aerospace $500млн, хочет разместить на Луне космическую станцию BA 330 - для нужд астронавтов и, возможно, туристов.

На протяжении долгого времени о Луне мало кто вспоминал. Новый всплеск интереса к ней вызвал организатор X-Prize Питер Диамандис, объявив о начале конкурса Lunar-X-Prize: в 2015 г. в рамках нескольких проектов, например Moon Express и Astrobotic Technology, планируется доставить на Луну луноход и предпринять несколько поездок по поверхности спутника нашей планеты. В 2018 г. Moon Express предусматривает размещение телескопов на обратной стороне Луны, откуда открывается ничем не загораживаемый вид на космическое пространство. Американский стартап Golden Spike Company разрабатывает даже посадочный модуль для астронавтов, а ведь агентству NASA для осуществления первого полета на Луну потребовалось задействовать 400000специалистов.

То, что делает Луну столь привлекательной, - это ее природные ресурсы. Воду с Луны можно расщеплять на кислород и водород - два отличных вида ракетного топлива. В одних только кратерах на южном полюсе хранится миллиард тонн льда - достаточное количество для того, чтобы в течение последующих 2300 лет ежедневно заправлять "шаттлы" топливом. Также эти запасы можно использовать для снабжения водой астронавтов, для охлаждения космических кораблей и для защиты космических станций от излучения.

"Вода для космоса значит то же самое, что золото для американского Дикого Запада", - считает Билл Стоун, основатель проекта Shackleton Energy. По его мнению, с Луны можно без труда транспортировать воду в любую точку космического пространства - из-за очень низкой гравитации. Билл Стоун планирует поселить астронавтов на лунной станции, "добывать" там лед и раз в пару месяцев отправлять летающие танкеры к парящим на земной орбите заправочным станциям. Там космические корабли смогут пополнить свои запасы топлива, а роботы получат топливо для обеспечения им спутников.


Верфи во Вселенной

Для осуществления проекта Биллу Стоуну необходимо не менее $22 млн - как на разработку гигантского месторождения нефти. Если деньги удастся найти, то уже через пять лет к Луне сможет полететь первая миссия.

Благодаря этому космические путешествия станут настолько дешевыми, что в далекий космос смогут отправиться целые колонны кораблей, например к удаленным на миллиарды километров астероидам. Именно астероиды являются целью проектов Planetary Resources и Deep Space Industries - они интересны как источники полезных ископаемых. В 2015г. планируется запуск зондов, которые должны будут взять пробы скальных пород на астероидах и изучить полученные образцы.

Космические корабли, предназначенные для добычи полезных ископаемых, должны будут дробить небесные тела на части и добывать воду и металлы для транспортировки их на Землю. По оценкам Planetary Resources, астероид диаметром в 500 м может содержатьбольше платины, чем до сих пор добыло человечество. Еще более амбициозные планы у компании Tethers Unlimited, занимающейся созданием космических верфей, оборудованных 3D-принтерами и роботами. Они должны будут обрабатывать сырье для производства антенн, ракетных двигателей или солнечных батарей.

По мнению Джона Мэнкинса, руководителя одного из космических проектов, можно построить целые спутники-электростанции, которые спомощью микроволн будут посылать на Землю вырабатываемую из солнечных лучей электроэнергию, что станет началом эры дешевой электроэнергии.

В этом случае многомиллиардные проекты, разрабатываемые Ричардом Брэнсоном, Илоном Маском и их "коллегами по цеху", станут не более чем самым дорогим хобби на свете.

Космос

Еще по теме