Рублевская маржа
На прошлой неделе компания «Рамэнка» открыла торговый центр на 7000 кв. м на Фрунзенской набережной. Его внешняя неказистость (помещение арендовано на территории строительной ярмарки) ни ритейлера, ни покупателей не смущает – в привлекательном по платежеспособному спросу районе сетевых супермаркетов кроме недавно открывшейся «Азбуки вкуса» нет. Пару лет назад акционеры двух московских сетей, живущие по соседству, сетовали в беседе с корреспондентом «Ко», что сами страдают от отсутствия цивилизованной торговли в районе. Тем не менее свои магазины открывать здесь не торопились: маркетинговые расчеты показывали нескорую окупаемость при существующих ценах на «фрунзенскую» недвижимость. Похоже, сегодня ритейлеры готовы к менее выгодным для себя условиям.
Следующий магазин «Рамэнка» откроет на Рублевском шоссе, ставшем в последнее время необычайно популярным направлением у ритейлеров и рестораторов. «Это связано как с общерыночными тенденциями – в первую очередь с переездом торговых центров на окраины, – так и с чисто «рублевской» спецификой. Ведь концентрация богатых людей на «Рублевке», наверное, одна из самых высоких не только в России, но и в Европе. Безусловно, рост спроса на аренду торговых помещений на этом элитном направлении связан и с высоким платежеспособным спросом местного населения, проживающего в Николине, Горках-2, Жуковке», – говорит Максим Карапетов, PR-директор Vesco Realty.
«Перекресток», например, открыл на «Рублевке» уже пять магазинов (не считая тех, что расположены в городе на ведущих в элитные поселки трассах). По словам Светланы Зыковой, директора по маркетингу ТД «Перекресток», средний чек супермаркета в Горках почти в два раза превышает показатели по сети в целом: обитатели окрестных поселков отдают предпочтение деликатесам, экзотическим товарам, элитному алкоголю. Несмотря на то что все магазины сети обеспечиваются товаром по единой базе, в Горки иногда завозится эксклюзивная продукция: пятидесятилитровых бочек коньяка, например, в Москву доставили всего три, и «Перекресток» в Горках был единственным супермаркетом с таким предложением. «В ближайшие год-два планируется размещение еще не менее пяти супермаркетов в наиболее престижных поселках ближайшего Подмосковья», – говорит Зыкова.
Рублевка в отличие от Москвы – практически свободная от конкурентов территория. «Развитие коттеджных поселков в Подмосковье рождает спрос на загородные рестораны. Для одиночных проектов это свободная ниша, дающая возможность работать с хорошей маржой», – отмечает заместитель правления МДМ-банка Алексей Панферов. Пока наиболее активный ресторанный игрок на «Рублевке» – Аркадий Новиков, открывший здесь три своих ресторана. Однако возможности выхода ждут и другие желающие. «Рублево-Успенское направление для нас очень привлекательно», – признает Михаил Зельман, управляющий директор компании «Арпиком».
Толчком к продвижению ритейлеров и рестораторов в глубь «Рублевки» стало появление здесь торговых центров («Рублевский», «Западный», «Рамстор», «Квадро», «Перекресток»). По сведениям «Ко», еще не менее десятка девелоперов вынашивают планы строительства в районе Рублевки торгово-развлекательных центров.
Арендаторы, скорее всего, выстроятся в очередь. Как отмечает Максим Карапетов, арендные ставки на «Рублевке» ниже, чем в центре столицы, и находятся в пределах $1500 – 1800. А окупаемость торговых центров на данном направлении крайне высока.