Top.Mail.Ru
архив

Рублевские погреба

Коллекционировать вино стало модно. Жить за городом – тоже. На стыке двух этих поветрий появился новый бизнес – проектирование и наполнение винных погребов в коттеджах. Если проявить терпение, то на увлечении владельцев загородных домов вином можно даже заработать.

 

Потребность граждан в собственных дегустационных комнатах стала причиной сотрудничества фирмы «Проект-экспо», занимающейся проектированием и строительством, и сомелье Виталия Гринюка. Пока результатом совместной деятельности стали три частных винных погреба на Николиной горе и в Екатериновке. Еще пара погребов находится в разработке. Параллельно обе стороны продолжают вести и другие, собственные проекты.

Компания «Проект-экспо» с 1995 года занимается рекламой и выставочными стендами. Лет пять назад фирма стала делать винные стойки для супермаркетов. Постепенно винная тема стала все больше и больше выделяться в бизнесе фирмы. Например, компания сделала винный погреб для ресторана «Ностальжи» совместно с его владельцами Рожниковским и Бухаровым и архитектором Аленой Табаковой. «Винный погреб – это больше, чем склад, – говорит Александр Бомбин, директор «Проект-экспо», похожий на физика из ответственного НИИ. В прошлом, кстати, профессиональный водолаз, занимавшийся разработкой и строительством подводных сооружений. – Вино – уникальный продукт, требующий особого режима хранения. Температура, свет, влажность, вибрация могут превратить содержимое стодолларовой бутылки в средненький напиток. Поэтому мы постоянно консультируемся со специалистами в этой области».

Одним из консультантов и стал Виталий Гринюк, член ассоциации сомелье. С Бомбиным он познакомился на строительстве погреба в магазине «Деликатный» на Ленинском проспекте, где был коммерческим директором. Журналист-международник с мгимошным образованием по специальности не работал никогда. Правда, английский с испанским ему в жизни пригодились – придя в 1997 году помощником официанта в «Испанский уголок», он увлекся вином и начал всерьез читать иностранную литературу по этой теме. После обучения на винодельне в Испании Гринюк стал сомелье. Работал в ресторанах «Эль Гаучо» и «Красная площадь».

Идея консультировать владельцев погребов появилась после того, как кто-то попросил Гринюка провести ревизию своей коллекции. «Человек купил вина почти на $100 тысяч, я застал около 4000 бутылок. Но 60% выбраковал, потому что это были вина, не предназначенные для долгого хранения». После знакомства с Бомбиным, чья компания к тому моменту уже вышла на частных заказчиков, родилась идея совместного проекта – делать винные погреба под ключ. «Проект-экспо» занимается инженерной, дизайнерской и строительной частью, а Гринюк консультирует, каким должен быть погреб, занимается его наполнением и дальнейшим поддержанием запаса.

«Это перспективный бизнес, – говорит сомелье ресторана «Де Густо» Павел Швец. – Потребление вина с каждым днем растет. На Рублевке уже есть люди, которым собственный винный погреб необходим для престижа». Строительство такого погреба обходится в сумму от $5000 до бесконечности. «В Подмосковье есть погреб и из испанского кедра – это очень дорогой материал, его для сигарных хумидоров обычно используют, – объясняет Гринюк. – Обычно все-таки винный погреб укладывается в сумму до $100 тыс.» Заработок компании «Проект-экспо» за вычетом всех расходов – порядка 15 – 20% от стоимости строительства. Наполнение вином обходится владельцу примерно в $30 тыс. – средний погреб рассчитан на 2000 бутылок. Сомелье зарабатывает на загрузке погреба от 3% до 10%.

Большинство работ по дереву выполняется на собственной производственной базе «Проект-экспо» во Фрязине. (Бомбин отказывается говорить, сколько денег инвестировано в производство.) Иногда все мощности загружены работой для винного погреба, иногда – только 10%. Когда три года назад компания «Проект-экспо» всерьез стала заниматься винными погребами, докупили новое оборудование. Первое время, пока не было опыта и шли эксперименты, компания терпела убытки. «Сейчас убытков нет, мы отработали технологию, – рассказывает Бомбин. – Ведем дело очень аккуратно. Работа с частными заказчиками – авторская и во многом зависит от взаимопонимания». Иначе можно заказать кубометры красного дерева, а потом клиент передумает, и все пойдет насмарку. Так, винный погреб для одного очень крупного бизнесмена строится уже два года – у него постоянно меняются планы относительно того, каким погреб должен быть и зачем он ему нужен.

По словам Бомбина, сейчас винный бизнес рассчитан скорее на будущее: «Это хорошая тема, которая не закончится через год-два. В ней надо двигаться, зарабатывать имидж». Направление перспективно по нескольким причинам. Построенный и принятый заказчиком винный погреб продолжает приносить доход. «Проект-экспо» получает деньги за обслуживание системы. Сомелье регулярно обновляет запас любимых хозяином вин, имея с каждой бутылки свой процент. «Когда у нас будет 10 – 20 погребов, я смогу открыть свою виноторговую компанию», – улыбается Виталий Гринюк.

Есть большое количество потенциальных клиентов, которые пока лишь присматриваются к погребам своих знакомых. Проектированием и строительством винных погребов в Москве занимаются несколько фирм. Например, производитель оборудования для хранения вина EuroCave или виноторговая компания «ДП-Трейд», строившая погреб Евгения Киселева, один из самых больших в Подмосковье. Но коттеджных поселков вокруг Москвы в несколько раз больше, чем профессионалов в области «погребостроения».

Основная проблема бизнеса сомелье и проектной компании, по мнению специалистов, в нестабильности заказов и большой вероятности затягивания каждого конкретного проекта. Фактически это признают и Гринюк, и Бомбин: ведь их партнерство пока никак не оформлено юридически. Тандем собирается регистрировать фирму только после того, как появится ощутимый поток заказов.

Еще по теме