"Русские думают не только о карьере"
В большинстве школ, имеющих программы МВА, работают зарубежные преподаватели. Высшая школа международного бизнеса Академии народного хозяйства при правительстве РФ не исключение. Преподавание в школе ведется по программе МВА Кингстонской школы бизнеса (Великобритания). Два иностранных профессора школы согласились рассказать "Ко", что они думают о наших студентах. На наши вопросы ответили Филип Сэмьюэл, директор Кингстонской бизнес-школы, и профессор Робин Мэтьюз, директор Центра международного бизнеса при этой же школе.
"Ко": Кто учится по вашей программе?
Ф. С.: В Великобритании мы обычно берем менеджеров среднего звена, которые проработали в компаниях несколько лет. В Кингстоне средний возраст поступающих на МВА - 35-36 лет. В России, как мы заметили, студенты, поступающие на наш курс, гораздо моложе. Карьера толкает их к тому, чтобы вступать на этот путь раньше.
Р. М.: Я думаю, средний возраст ваших студентов - 22-26 лет. А молодые люди гораздо легче перенимают знания и опыт. К тому же русские не просто хотят получить диплом, но весьма заинтересованы в том, что они действительно изучают в процессе учебы. Получая образование, они сразу несут знания к себе на работу и применяют на практике.
"Ко": Можно ли сказать, что российские студенты хорошо учатся?
Р. М.: О да. Уровень базового образования в России очень высок, а ваши специалисты талантливы. Человеческие ресурсы в России превосходные. И если судить по ним, то Россия может в скором времени занять на мировом рынке крепкие и даже доминирующие позиции.
Ф. С.: Я еще думаю, что все дело в среде, в нынешней культурной и экономической ситуации. Эти молодые люди хотят поскорее достичь каких-то результатов, сделать достойную карьеру. Они гораздо образованнее, чем британские студенты. Они приходят учиться к нам, уже окончив институт, университет или даже имея степень магистра.
"Ко": Что кроме возраста еще отличает российских студентов от британских?
Р. М.: Русские ужасно жадны до знаний . Мы даже не можем этот их голод целиком утолить. Мы, как правило, предоставляем студентам время усвоить пройденное, осмыслить полученную информацию. Но русские студенты только и говорят: "Мы хотим еще! Дайте нам еще что-нибудь узнать!"
Ф. С.: Их потребность в знаниях, в учебе имеет самые серьезные личные мотивации. Тут важно и то, что у вас кризис.
Р. М.: Еще очень интересно и необычно для нас то, что количество женщин среди русских студентов, учащихся по программе МВА, гораздо больше, чем у нас в Кингстоне. В Москве около половины учащихся - женщины. И они великолепно учатся. Многие из них занимают весьма серьезные места в фирмах, такие, например, как маркетинг-менеджер или специалист по международному консалтингу. Есть среди них финансисты и предприниматели. Это выглядит впечатляюще. Было бы очень хорошо, если бы такой же баланс между мужчинами и женщинами в бизнесе был в Великобритании.
"Ко": А какой процент женщин в таком случае учится на МВА в Кингстоне и вообще в Великобритании?
Ф. С.: В Кингстоне где-то процентов 30, но это самый большой процент по всей Великобритании. В других местах в лучшем случае лишь 25% женщин учатся по программе МВА или изучают экономику и менеджмент по каким-то другим программам.
"Ко": Чем отличается поведение британских и российских студентов во время занятий?
Р. М.: Для российских студентов самое сложное - научиться вести себя на занятиях независимо, решать за самих себя, научиться иначе воспринимать преподавателей. Наша программа интерактивна. Мы хотим, чтобы студенты полностью раскрывались на занятиях, чтобы задавали как можно больше вопросов, как можно больше действовали самостоятельно. Вашим студентам нужно много времени, чтобы привыкнуть к этой системе обучения. Ведь это гораздо сложнее, чем просто выслушать, что говорит профессор, и запомнить его слова.
Ф. С.: Одна из главных вещей, которую мы должны сделать в начале обучения, - научить российских студентов, как надо учиться и как можно продолжать получать образование за стенами аудитории.
"Ко": Насколько хорошо российская аудитория понимает иностранных преподавателей?
Р. М.: Россияне очень активно, внимательно и продуктивно учатся. Наши русские ученики чувствуют, что в этой жизни им ничего не гарантировано. Российские студенты гораздо гибче, адаптивнее британских. Они ценят знания хотя бы потому, что вовлечены в довольно динамичную, хаотическую среду, в которой им нужно выживать и действовать. Российские студенты также гораздо серьезнее британских, и они чувствительнее относятся к проблемам бизнеса и экономики. В Великобритании в процессе обучения студенты больше работают с моделями неких ситуаций, а русские подходят к вопросу творчески. Недавно мы заметили еще одно интересное отличие. Когда британские и голландские студенты работают над проектами, то они мыслят в более частных, конкретных, практических категориях. И их приходится толкать к обобщениям, толкать к более обобщенному, системному мышлению. Когда же мы приезжаем в Россию и следим за разработкой проектов русских студентов, то видим, что они, наоборот, пытаются оперировать глобальными, общими категориями. Для них особенно важен философский аспект. И тогда приходится их склонять к рассмотрению конкретных проблем, учить конкретизировать вопросы. Так что русские студенты очень сильны в теории. Но их приходится учить работать практически.
"Ко": А как насчет предприимчивости?
Ф. С.: Русские студенты гораздо более предприимчивы, чем британцы. У них более сильные амбиции. Россияне к тому же более интернационально мыслят, осмысливая рыночные ситуации, легко "поднимаются над границами". В Великобритании только часть студентов в группе интересуются международным рынком, а в России им интересуются все.
"Ко": Может быть, потому, что многие из ваших студентов мечтают продолжить карьеру за рубежом?
Р. М.: Да нет же, российские студенты гораздо более заинтересованы в применении своих усилий внутри России, а не за границей. Я тоже сначала думал, что люди хотят получить степень МВА, чтобы уехать работать в Америку, в Европу. Оказалось, ничего подобного, они хотят работать здесь.
Ф. С.: Российские студенты очень социальны. Они думают не только о себе, но и о том, какой вклад они могут сделать в развитие отечественной экономики. А британские студенты, как правило, думают лишь о своей карьере.