Top.Mail.Ru
мнения

Рынок золота в ожидании азиатских потребителей

Фото: ТАСС Фото: ТАСС
Алексей Вязовский, вице-президент Золотого монетного дома

В этом году ярко проявились две разнонаправленные тенденции: спрос на желтый металл резко растет на Западе, но снижается на Востоке.

По данным Всемирного золотого совета (WGC), спрос на защитные активы привел к увеличению покупок драгметалла среди американских и европейских инвесторов до уровня, который в последний раз наблюдался во время референдума по «Брекситу» и после победы Дональда Трампа на президентских выборах в США. В то же время потребление ювелирных изделий, слитков и монет в Китае и Индии снизилось до многолетних минимумов из-за ралли курса золота и карантина, введенного для борьбы с пандемией коронавируса COVID-19. В результате рост инвестиционного спроса компенсировал уменьшение потребительского интереса к драгметаллу.

Совокупный объем спроса за первый квартал составил 1083 тонны, что на 1 % выше в годовом исчислении. Пандемия коронавируса, которая охватила весь мир в начале года, стала самым значимым фактором для рынка.

Приток паев в золотые биржевые фонды (ETF) составил 298 тонн, что привело мировой объем паев к рекордному показателю — 3185 тоннам. Совокупный объем инвестиций в слитки и монеты снизился до 241 тонны (­–6 % в годовом исчислении) по причине падения спроса на слитки (всего 150,4 тонны).

Однако при этом, благодаря активности западных розничных инвесторов, наблюдался резкий скачок покупок золотых монет (+36 %, 76,9 тонны). Как считают эксперты из Всемирного золотого совета, по мере ослабления карантина инвестиционный спрос должен еще больше увеличиться.

Особенно сильно пострадал из-за пандемии спрос на ювелирные изделия: квартальный показатель снизился на 39 % в годовом исчислении, до рекордного минимума — 325 тонн. Уровень доходов населения Китая и Индии уменьшился, поэтому в данном секторе не стоит ожидать крупного роста в этом году. Отметим, что на ювелирные изделия приходится около 70 % мирового потребления золота, причем население указанных стран является главным покупателем этих продуктов.

Центральные банки приобрели за первый квартал значительные объемы «желтого металла» в свои резервы, но при этом не в таких больших количествах, как год назад. Всего было приобретено 152 тонны (–8 % в годовом исчислении). Особенно отличился в этом отношении центральный банк Турции, который увеличил золотой резерв на 72 тонны. Главной новостью в этом секторе стало то, что ЦБ РФ прекратил покупать золото с 1 апреля. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина пояснила это решение тем, что объем золотых резервов страны наращивался в течение последних 10 лет для диверсификации рисков, и достаточный объем драгметалла уже приобретен.

Итак, очевидно, что крупные институциональные и индивидуальные инвесторы станут главными движущими силами спроса на рынке золота в этом году, как об этом свидетельствуют данные ВЗС за первый квартал. В этом контексте отметим важность недавнего решения российских властей. Благодаря постановлению Правительства «О выдаче генеральных лицензий на экспорт аффинированных золота и серебра в виде слитков», принятому 17 апреля, отечественные золотодобывающие компании получили право самостоятельно экспортировать собственную продукцию за рубеж. Это обстоятельство может уменьшить дефицит слитков на Лондонской бирже металлов и Нью-Йоркской фьючерсной бирже Comex. Таким образом, благодаря этому постановлению отечественные компании не только улучшат свое финансовое положение, но и завоюют существенную долю на мировом рынке.

В целом нынешний перекос на мировом рынка золота с точки зрения спроса будет преодолен только после восстановления экономики азиатских стран — потребителей драгметалла, а это произойдет не ранее 2021 года.