Top.Mail.Ru
архив

Саду – цвесть

Россия вновь удивляет мир. На глобальных рынках падают объемы производства полупроводников, закрываются или продаются заводы по изготовлению компьютеров. В США в 2000 году впервые объем продаж ПК снизился более чем на 6% по сравнению с 1999 годом. У нас же все наоборот. Россия лидирует по темпам роста компьютерного рынка среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. В 2000 году российский рынок ПК увеличился на 25%. Наибольшим потенциалом обладают российские региональные рынки, ныне находящиеся в зачаточном состоянии.

По данным IDC Russia, объемы продаж компьютеров в 2000 году выросли на 25% и составили около 1,5 млн компьютеров. Менеджер по маркетингу IDC Михаил Новиков считает, что если не произойдет экономических и политических кризисов, то российский компьютерный рынок будет до 2005 года расти со скоростью до 10% в год.

«Красные» растут быстрее «белых» Новиков видит три основные причины для этого роста. Во-первых, государство начало несколько программ, для которых нужны значительные закупки компьютерной техники. Во-вторых, в корпоративном секторе назрела необходимость модернизации компьютеров и ПО. В-третьих, покупательная способность населения в ближайшие год-два будет увеличиваться на 8 –10%. Сотрудники западных компьютерных компаний согласны с прогнозом IDC. В московском представительстве IBM при этом уточняют, что продажи их техники растут быстрее, чем рынок в целом (в 2000 году рост продаж IBM составил 69%). Но эту цифру IBM получила за счет прироста серверов и ноутбуков, удельный вес которых на компьютерном рынке не столь велик. У Hewlett-Packard самым быстрорастущим сегментом также стали мобильные компьютеры (прирост в 2000 году 294%). Правда, объем рынка ноутбуков в 2000 году в России составил всего 69 тыс. экземпляров. Доля западных вендоров на российском рынке ПК в 2000 году составила 15% и доля эта продолжает сокращаться. Вероятно, поэтому прогнозы отечественных производителей компьютеров более оптимистичны, чем прогнозы производителей западных. Генеральный директор компании «Аквариус» Владимир Шибанов, основываясь на собственных данных, подтвердил, что российский рынок ПК в 2000 году составил 1,5 млн штук. В 2001 году этот показатель должен быть на 25 – 30% больше. Если не помешают политико-экономические проблемы, то в 2002 году будет продано на 50% больше ПК, чем в 2000 году. Генеральный директор компании R & K Николай Можин оценил прошлогодний объем рынка ПК в 2 млн штук. По мнению Можина, это на 30% больше, чем в 1999 году. Можин считает, что в 2001 году продажи вырастут на 15 – 20%.

Почему «гуляют» цифры Трудно считать проценты, когда колебания базового числа компьютеров доходят до полумиллиона. Со статистикой на компьютерном рынке дело обстоит плохо. Или, наоборот, очень хорошо, – это зависит от того, кто смотрит. Для компаний, конечно, хорошо: чем меньше о них знают, тем лучше. Они заинтересованы в занижении цифр. Причина все та же: элементная компьютерная база – импортная. Ставки налогов на нее прыгают от 5% до 20%. По признанию главы ГТК Михаила Ванина, суммарный сбор на ввоз компьютеров сегодня составляет 40%. Естественно, в полном объеме сбор никто не платит. Поскольку классификация комплектующих – дело для таможенников довольно сложное, то в начале этого года возникла условная такса: $18 тыс. с автофургона за «серую» растаможку. Причем совершенно неважно, забита ли «фура» процессорами по $300 или корпусами по $30. Ставка единая для всех комплектующих. Это сразу отразилось на рынке, стоимость процессоров упала, а цена на корпусы за полгода взлетела вдвое. И теперь стоимость крашеной железной коробки с блоком питания и процессора в розницу примерно одна – $60 – 80. Неясность в подсчетах добавляет еще одно обстоятельство: непонятно, какое устройство считать за один компьютер. Каждый считает, как ему удобно: одни принимают за единицу измерения полностью собранный компьютер, другие – корпус с установленным дисководом, фирменной наклейкой и сертификатом качества. Абсолютные цифры компьютерного парка России гуляют в пределах от 6 до 12 млн штук. Тем более невозможно подсчитать, сколько компьютеров сегодня находится в тех или иных регионах. Этого никто не знает. Компьютеры попадали туда разными тропками, минуя возможных учетчиков. Однако все дискуссии об относительных и абсолютных цифрах прекращаются, как только речь заходит о будущем. Крупные производители согласны, что компьютерный рынок России будет прирастать регионами, находящимися за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Потенциал роста там гораздо выше. Сегодня в Москве сосредоточено более половины современного компьютерного парка страны. А по словам менеджера московского офиса Intel Александра Палладина, «74% россиян еще ни разу в жизни не подходили к компьютеру».

 «Здесь вам не равнина, здесь климат иной» Ближайшие зоны роста генеральный директор самарской компании Iron Logic Сергей Бабинцев видит прежде всего в крупных и средних предприятиях, а скрытый потенциал – в хорошо образованной части населения. Пока продажи в секторе корпоративных и частных клиентов соотносятся друг с другом как 80 и 20. Соотношение у московских компаний составляет 50:50. У крупнейшего системного интегратора Урала компании «Корус» соотношение продаж в двух секторах такое же, как в Самаре. Компьютерный рынок Уральского региона по столичным масштабам невелик. Генеральный директор «Коруса» Борис Шиманович оценивает его в пределах от $80 млн до $120 млн. Основными потребителями ПК являются крупные промышленные предприятия и банки. По мнению Шимановича, уральский рынок полностью восстановился после кризиса 1998 года. В прошлом году за счет внедрения крупных систем автоматизации «портфель заказов» компании увеличился на 30 – 50%. В этом году Борис Шиманович не ожидает такого роста, связывая прошлогодний рывок с «проблемой 2000». По мнению Николая Можина, региональные рынки России не выдерживают никаких сравнений с зарубежными рынками. В США ежегодно продается около 30 млн компьютеров и один ПК приходится на двух человек, в России один ПК – на 25 человек. Для того чтобы в России сформировалась мало-мальски приличная информационная база, необходимо продавать 5 - 6 млн компьютеров в год. Пока это невозможно по двум причинам: слишком низкая зарплата и слишком высокая стоимость компьютера. Эти кривые линии имеют явную тенденцию к сближению, но, если брать среднестатистические цифры, то они пересекутся где-то за горизонтом жизни нынешнего поколения. Впрочем, среднестатистические цифры – вещь относительная. Средняя зарплата по России не дотягивает и до $100, но есть секторы, где зарплата значительно больше. Менеджер по маркетингу ростовской компании «Форте» Максим Заковортный описывает розничного покупателя в Ростове-на-Дону как мужчину в возрасте от 20 до 35 лет с доходом $300. Другие региональные менеджеры согласны, что компьютеры в основном приобретают служащие с ежемесячным доходом, примерно равным стоимости покупки.

За Волгой для американцев земли нет Благодаря падению цен на процессоры Intel и AMD сегодня стоимость наиболее простого компьютера из современных комплектующих опустилась до $250 – 300 (без монитора). Сергей Бабинцев называет наиболее популярными в Самаре модели на базе процессора Сeleron-700 и Pentium III-866. Их же как лидеров продаж упоминает и Владимир Шибанов. Стоимость аналогичных моделей марки Aquarius составляет примерно $350 и $500. По сведениям большинства компаний, для покупателей в регионах на первом месте стоит цена. Разница при выборе компьютера в $5 – 10 для провинциального покупателя принципиальна. Именно поэтому в регионах пользуются популярностью локальные брэнды. Каждая компьютерная компания старается двигать свою марку, собирая ее из комплектующих, которые самостоятельно привозит из Москвы или Петербурга. Доля «самосбора» составляет в различных регионах 70 – 80% настольных компьютеров. Исключение – это системные интеграторы, которые могут вообще не заниматься розницей. Борис Шиманович считает, что «Корусу» не нужен собственный брэнд в сегменте ПК, хотя при выполнении контрактов на автоматизацию «Корус» самостоятельно собирает до 95% настольных компьютеров и около 20% серверов. Разработчики программы «Электронная Россия» на первое место по значимости вынесли снижение административных барьеров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий. Если им удастся это сделать, снизив пошлины и налоги на компьютерную технику, то цена на простые модели в базовой комплектации может упасть до $200 – 250.

Деньги там, где услуги Перед региональными компьютерными компаниями все острее стоит проблема, на чем зарабатывать деньги. Доходность сохраняется только в секторах серверов, ноутбуков и дорогих настольных моделей, и многие компании начинают искать новые источники доходов. Екатеринбургский «Корус» начал свой бизнес десять лет назад. Последовательно компания была реселлером, авторизированным дилером и дистрибутором основных западных производителей. Однако с середины 90-х годов значительно больший доход, чем розничные продажи, стала давать системная интеграция. Проектировать, устанавливать сети, обучать персонал выгоднее, чем продавать «просто железо». По мнению представителей одного из конкурентов «Коруса», компании «Астерия Груп», сейчас структура доходов в системной интеграции стала напоминать западную. Половина доходов складывается из поставки оборудования и программного обеспечения, а вторая половина – из предоставления различного рода услуг. К ним относятся консультирование, модернизация в процессе работы, защита информации, обучение персонала и другие. Теперь интеграторы спокойно смотрят в будущее, не опасаясь падения цен на компьютеры. Правда, заниматься интеграцией могут не все – до интегратора компания должна дорасти, дозреть...

«Через четыре года здесь будет город-сад» Егор Яковлев, менеджер Intel по маркетинговым программам в странах Восточной Европы, на конференции Международного компьютерного клуба заявил, что по мнению Intel к 2004 году объем продаж в России составит более 4 млн штук. Причем 59% составят домашние пользователи и частный бизнес, а 41% – государственный заказ и крупные компании. Значит, кривые линии скоро пересекутся. Другое дело, – что из себя будет представлять к тому времени ПК, который принесут домой или в офис.

Еще по теме