Top.Mail.Ru
$ 60.53
£ 74.01
¥ 45.59
 64.31
 9.00
Нефть WTI 92.61
GOLD 1786.62
РТС 1118.40
DJIA 33309.51
NASDAQ 12854.80
BTC/USD 24593.00
рынки

«Мы оказались между молотом и наковальней»

Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ / Legion-Media

Крупнейшая в России объединенная киносеть «Синема парк» и «Формула кино» в первый день августа пошла на отчаянный шаг, предложив зрителям услугу, в рамках которой за сеанс можно посмотреть сразу два фильма — российский и голливудский. При этом руководство сети не объяснило, откуда возьмет зарубежные ленты. Позже выяснилось, что непрозрачный намек этой схемы на пиратство должен был привлечь внимание Минкультуры к проблемам отрасли, на которые ведомство не обращает внимания. В Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) «Компании» заявили, что предложили властям множество мер поддержки, но пока за отрасль вступается только Госдума.

Объединенная киносеть «Синема парк» и «Формула кино» (крупнейшая в России, владеет 76 кинотеатрами на 585 кинозалов, по данным «Невафильм Research» на май 2022 года) заявляла о запуске с 1 августа услуги под названием «кинопродукт». В нее планировалось включать российский фильм и «зарубежные материалы». Гендиректор киносети Алексей Васянин в разговоре с «Ведомостями» утверждал, что в кинопродукт может быть включен «любой фильм зарубежной студии, покинувшей Россию». В первый кинопродукт должны были войти мультфильмы: российский «Кощей. Начало» (студия «Паровоз») и «Миньоны: Грювитация» Universal Pictures (UPI).

Однако в тот же день, 1 августа, киносеть отменила новые сеансы. Васясин объяснил, что целью инициативы было привлечь внимание к проблемам отрасли кинопроката и запустить разработку единого плана выхода индустрии из сложившейся ситуации. «Цель акции выполнена полностью», — заявлял гендиректор сети «Интерфаксу».

Он добавил, что совет директоров компании считает нарушение прав правообладателей неприемлемым и ожидает от Минкультуры России предложений по созданию рабочей группы «для реализации совместного плана поддержки отрасли кинопоказа».

После приостановки работы голливудских студий (Walt Disney Company, Sony Pictures, Warner Bros., Paramount, Universal) в стране 1 марте 2022 года кинотеатры лишились львиной доли свой выручки. В прошлом году на сборы зарубежного кино (преимущественно — голливудского) пришлось 74,4% от всего бокс-офиса России, составившего 40,7 млрд рублей, свидетельствуют данные «Бюллетеня кинопрокатчика». В марте-июне 2022 года бокс-офис страны упал почти в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021-го и составил почти 6,1 млрд рублей.

В апреле киносети и продюсеры обращались в Минкультуры с просьбой выделить 6,5 млрд рублей на поддержку проката, но денег они так и не получили. В самом министерстве «Ведомостям» заявляли, что работают над самыми разными вариантами поддержки на самых разных уровнях.

прочитать весь текст

«Не спрашивайте, как мы это сделали»

Идея сдвоенных сеансов появилась у региональных кинотеатров в середине лета. Изначальная услуга «бесплатного предсеансового обслуживания» появилась в кинозалах Пермского края: зрителям показывали один из голливудских блокбастеров, а через небольшой перерыв — отечественную картину. Стоимость билетов в некоторых случаях на 40-100 рублей превышала цену обычных.

К концу июля схему начали использовать и другие регионы, включая Санкт-Петербург, Казань и Красноярский край. Представители кинотеатров не комментируют такие показы и сопровождают анонсы сдвоенных показов сообщением: «Не спрашивайте, как мы это сделали».

Для кинотеатров «нелегальный» показ голливудских кинолент — вопрос имиджа. Пока на это идет совсем небольшое число залов, отмечает источник «Компании», близкий к одной из крупнейших российских киностудий. По его словам, один из кинотеатров Санкт-Петербурга, начавший показ зарубежных фильмов ушедших из России компаний, резко растерял репутацию в глазах прежних зрителей.

Источник добавил, что такая схема привлекает в большей степени молодежь и «ярых поклонников кинофраншиз», но они придут именно на зарубежный фильм, «тот ради которого и была создана акция». Информацию о том, что только единицы кинотеатров в стране решаются на показ голливудского кино, «Компании» подтвердил член АВК Сергей Пирожков.

Законность продажи кинопродуктов зависит от условий лицензионного договора. Если в договоре не содержится запрета на совмещение одного фильма с другим в одном продукте, то продажу таких продуктов можно признать законной, рассуждает руководитель практики интеллектуальной собственности юридической фирмы DRC Владимир Ожерельев.

Однако если два фильма совмещаются настолько, что получившийся результат будет обладать независимой творческой ценностью, то продукт будет квалифицирован как составное произведение или сложный объект. «В этом случае использование такого кинопродукта без согласия правообладателя будет незаконным», — заявил он «Компании».

Эксперт сомневается, что продажа кинопродуктов повлияет на долю дохода правообладателя и приведет к ее принудительному распределению в пользу правообладателя второго фильма.

прочитать весь текст

Ни свободной минуты, ни мер поддержки

В конце июля и сама АВК предложила властям освободить кинотеатры от ответственности за показ зарубежных фильмов без согласия правообладателей. До этого Ассоциация предлагала более мягкие меры, но они были оставлены без ответа, утверждает Пирожков.

Первое письмо владельцы кинотеатров направили премьеру Михаилу Мишустину 3 марта, почти сразу после ухода из страны пяти крупнейших голливудских киностудий. В письме они выразили опасение, что могут потерять до 80% планируемой выручки, и предупредили, что запасы кинооборудования для воспроизведения фильмов иссякнут до середины года (при этом их российских аналогов не существует).

«И до сих пор Минкультуры не выработало ни одной специальной меры для помощи отрасли. За все время лишь один раз состоялась встреча на уровне департамента кино, но сама министр [Ольга Любимова] не нашла ни одной свободной минуточки, чтобы встретиться с нами», — заявил Пирожков.

При этом региональные управления министерства, по словам члена АВК, открещиваются от решения проблем коммерческих кинозалов, утверждая, что «ими вообще не занимаются». На 2019 год в России работали 2154 кинотеатра, из которых 516 были муниципальными или федеральными. Доход государственных залов составил лишь 5% от дохода всего числа кинотеатров страны, отмечает Пирожков.

С начала марта ведомство присылает АВК «стандартные отписки» с предложением взять кредит для МСП. «Мы входили в кризис с отрицательными балансами, нам априори никто кредит не даст. А если и даст, то ни один разумный и ответственный владелец кинотеатра его не возьмет, потому что не знает, чем эти кредиты будем отдавать», — сетует член АВК. По его словам, Минкультуры стабильно каждый месяц присылает кинотеатрам список российских кинорелизов для показа. Пирожков добавил, что «на бумаге» и раньше выходило по 200-300 штук отечественных фильмов в год, но кассу собирали «всего 2-3 ленты».

Журнал «Компания» направил запрос в Минкультуры РФ.

Накануне депутат Госдумы и актер Николай Бурляев предложил вернуть в кинотеатры классические советские и российские фильмы, которые «новые поколения увидят впервые». Пирожков считает, что это подход «романтизма, преобладающего над прагматизмом». «Я бы предложил Бурляеву, уважаемому депутату и заслуженному работнику культуры, арендовать кинотеатр и днем и ночью показывать «Иваново детство», «Андрея Рублева» и прочие великие фильмы. Кинотеатр бы и месяца не проработал», — уверен Пирожков.

Концепция с обязательной выплатой

Единственный способ помочь кинозалам без нарушения прав правообладателей — дать отрасли прямые субсидии, как это было в начале 2020 года, считает член АВК. По его словам, в начале пандемии у большинства игроков отрасли был запас средств, накопленный с прибыльного 2019 года. Тогда кинозалы попали во все программы и выдержали кризис, добавил он.

«Наша основная проблема — заполнение репертуарной сетки. Российских фильмов по количеству много, но качество у них такое, что заполняемость залов падает к нулю», — объясняет Пирожков.

АВК просит правительство о субсидиях для того, чтобы дождаться момента, когда получающие ежегодно средства от властей кинопроизводители наполнят репертуар «хорошими и качественными фильмами». Так, в начале мая Мишустин обещал выделить кинопроизводителям из бюджета дополнительно 5,5 млрд рублей. Вместе с анонсированной ранее суммой поддержки в 9 млрд общие дотации составят 14,5 млрд рублей.

Среди других предложений АВК — налоговые отсрочки, отмена некоторых налогов, включая те, что связаны с зарплатами сотрудников. Еще одной мерой могло бы стать списание льготных кредитов малому и среднему бизнесу (кредит ФОТ 3.0), по которому кинотеатры в марте получили отсрочку на полгода. Сейчас кинозалы не могут сократить людей, поскольку одно из условий получения льготного кредита— сохранение рабочих мест.

«Сегодня мы оказались между молотом и наковальней. Сентябрь станет критическим месяцем, когда надо будет выплачивать отложенные кредиты по ФОТ 3.0», — прогнозирует Пирожков. Он не исключил закрытия ряда кинозалов из-за этого.

Сейчас АВК работает над концепцией бездоговорного использования аудиовизуального произведения с обязательной выплатой правообладателям, напомнил Пирожков. Для этого правительству необходимо создать организацию, которая будет получать прокатное удостоверение (права на фильмы), собирать авторское вознаграждение и направлять его правообладателям через специальный рублевый счет в банке (сейчас по такому правилу импортеры рассчитываются с российскими компаниями за газ).

В АВК надеются, что Госдума рассмотрит предложения уже на первом заседании после летних каникул. «Госдума — единственная ветвь власти, которая нас поддержала», — утверждает Пирожков. В частности, еще в июне вице-спикер Госдумы Владислав Даванков провел рабочую встречу с игроками отрасли и представителями Минкультуры. Он пообещал, что будет добиваться от правительства необходимой поддержки «в кратчайшие сроки». Пока внятного сигнала от кабмина и, в частности, Минкульта нет, заключил Пирожков.