Top.Mail.Ru
архив

Сектор "плохишей"

Существует определенная закономерность в развитии финансовых институтов. Сначала все радостно хватаются за новый вид финансовых инструментов, используют их вовсю, свобода пьянит, в результате совершается масса злоупотреблений, и многие терпят убытки. Стремясь бороться со злоупотреблениями и минимизировать издержки, общество вводит жесткую систему регулирования, после чего выясняется, что зарегулированные институты слишком громоздки, они тормозят развитие, и им требуется более мобильная альтернатива.

банки, биржы

Так происходит с банками: желая избежать столь болезненных для общества разорений кредитных организаций, регуляторы во всем мире делают банковский надзор все более жестким, а в результате функции банков начинают выполнять небанковские институты, например микрофинансовые организации.

То же самое происходит с биржами. В целях охраны интересов инвесторов на биржах вводятся все более суровые требования к эмитентам, в итоге многие компании не могут туда выходить, и для них в конце концов создаются альтернативные площадки (вроде NASDAQ) или альтернативные секции, такие как Alternative Investments Market на Лондонской фондовой бирже, с менее жесткими требованиями. Альтернативный рынок обеспечивает доступ к инвесторам для молодых, по большей части инновационных компаний.
На ММВБ уже есть сектор высокотехнологичных компаний ("Рынок инноваций и инвестиций"), а теперь руководство биржи хочет сделать следующий шаг и создать сектор акций с повышенным риском. Кстати, подобная секция есть на РТС - "РТС борд", куда входят низколиквидные и высокорисковые акции. Новый проект может быть интересен для отраслей, еще не представленных на рынке. Эксперты предполагают, что в список попадут акции стартапов с минимальным free-float. В пресс-службе ММВБ-РТС официально подтвердили, что действительно рассматривают возможность создания специального сектора компаний с повышенным инвестиционным риском, однако отметили, "что обсуждать детали этого проекта преждевременно".

Фактически речь идет о том, чтобы облегчить выход на биржу компаниям, которые бы при иных обстоятельствах не смогли бы туда выйти. И проблема тут даже не столько в том, что это будут структуры недостаточно крупные и прозрачные, сколько в том, что большая часть их акций может быть сосредоточена в руках основных акционеров, которые, пользуясь этим, смогут легко манипулировать рыночной ценой.

К тому же наш фондовый рынок и без того достаточно волатильный и рискованный. Спекулятивных, а самое главное, ликвидных инструментов хватает: это, например, фьючерсы на индекс РТС, Сбербанк, "Газпром". Это означает, что акции "сомнительных" компаний должны обещать очень высокую доходность, а подобное требование может удовлетворить лишь ничтожное большинство "внебиржевых" эмитентов.
Безусловно, в долгосрочном плане перспективы такого сектора позитивны, но центральная проблема на данный момент заключается в том, насколько рынок готов сегодня к активной работе с подобным классом активов. Скорее всего, его объем вряд ли значительно увеличится непосредственно после запуска сектора, а развитие будет происходить постепенно, в течение долгого времени.

"Перспективы создания сектора высокорисковых акций на ММВБ-РТС пока нам видятся довольно туманными, - отмечает старший аналитик ИГ "Норд-Капитал" Сергей Алин. - Не совсем ясно, как будет формироваться ликвидность по инструменту. Предположим, в данном секторе станут торговаться акции некоего стартапа, информационного фона по которому фактически невозможно будет получить. Купить акции и надеяться на то, что данный стартап окажется новым Facebook, инвесторы вряд ли захотят. А в силу наличия информационного вакуума по подобным компаниям у инвесторов просто не будет поводов для спекуляции. Ряд инвесторов, бесспорно, захочет войти в актив с повышенный уровнем риска в надежде на соответствующую отдачу, но чтобы таких активов набралось какое-то реальное зримое множество - это вряд ли. По-настоящему ликвидные активы здесь можно пересчитать по пальцам".

"Странная маркетинговая инициатива! - удивляется зампредседателя правления УК "Арсагера" Алексей Астапов. - Представьте, завтра ММВБ создаст листинг "мусорных" облигаций. Эмитент, даже понимая, что его облигации высокорискованные, вряд ли захочет оказаться в таком листинге. Вывод о рискованности должны делать инвесторы. Неясны также критерии отнесения: капитализация, срок деятельности, free-float. Должны выполняться все три или хотя бы один из них? Вообще, при наличии желания со стороны эмитента нет никаких проблем вывести акции на биржу. Проблема ММВБ в другом. Надо обеспечить максимально упрощенную процедуру вывода эмитента на биржу без согласия эмитента. Сейчас это проблема. Эмитент - это собственность акционеров. Сейчас эта собственность может препятствовать желанию собственника торговать ею (собственностью) в удобном и технологичном режиме. Эта собственность способна даже подать заявление о делистинге".


Светлана Ле Галль, исполнительный директор по инвестициям УК "Флеминг Фэмили энд Партнерс":

"Появление такого сектора может быть интересно для состоятельных граждан, владельцев собственного бизнеса, которые способны получить ощущение широты близкого к ним сектора экономики, интереса к нему со стороны участников рынка и прикинуть на первый взгляд стоимость собственных активов в сравнении с подобными листинговыми компаниями. С развитием сектора владельцы и акционеры непубличных компаний получат инструмент, который можно будет использовать для ведения переговоров слияний и поглощений, других форм корпоративной деятельности, а также для оценки собственных портфелей. Сектор может быть удобен семейному офису, отвечающему за управление капиталом своих состоятельных клиентов, для оценки стоимости их портфелей и структурирования собственности и капитала".


Александр Антипов, директор департамента операций на рынке акций ИК "Велес Капитал":

"По нашему мнению, все бумаги на ММВБ должны соответствовать единым критериям. Бессмысленно выделять какие-то более рискованные. У всех должны быть отчетность и некий объем бумаг в свободном обращении. Вывод на биржу бумаг, на 95% принадлежащих основным акционерам, просто создает поле для манипуляций ценой и ничего хорошего инвесторам не дает. Требования к листингу должны быть едиными".


Михаил Козаков, директор департамента финансовых рынков ИК "Грандис Капитал":

"На мой взгляд, вложения в акции существенной части российских компаний можно отнести к инвестициям с повышенным риском. Прежде всего это связано с высокой волатильностью отечественного фондового рынка, его зависимостью от действий иностранных игроков и низкой степенью вовлеченности на рынок широких масс отечественных инвесторов. Отсюда и проистекает одна из основных проблем нашего рынка - слабая или ограниченная ликвидность большинства инструментов. Поэтому возможное появление упомянутого сектора на бирже не будет воспринято большинством инвесторов как существенный прорыв".


Арсен Балишян, аналитик инвестиционной компании "УРСА Капитал":

"В случае запуска такого сектора в него, скорее всего, попадут бумаги компаний с небольшой историей операционной деятельности, относительно низкой стоимостью и невысоким уровнем free-float. Возможно, этот сегмент станет более широким, чем существующий "Рынок инноваций и инвестиций" на ММВБ, предназначенный в первую очередь для компаний, работающих в отраслях, связанных с применением инновационных и высоких технологий. Это обуславливает новизну планируемого сектора. Для бумаг, которые по тем или иным причинам не могут пройти биржевой листинг, сектор акций с повышенным риском может стать промежуточным этапом. Очевидно, что волатильность такого класса активов будет выше, что, несомненно, повлечет за собой более высокую требуемую доходность".



Еще по теме