Top.Mail.Ru
рейтинги

Сельскохозяйственная и продовольственная партия

Фото: 123rf/legion-media Фото: 123rf/legion-media

Цена вопроса: $4,021 млрд

Компании: «Норебо», «Гидрострой», РРПК, «Русский краб», ЭФКО, «Русагро», «Агрокомплекс», «Черкизово», «Приосколье», «Белгранкорм», «Объединенные кондитеры», РЭЦ, «РЖД-Логистика», ВЭБ

Персоны: Дмитрий Патрушев, Петр Фрадков, Глеб Франк, Илья Шестаков, Александр Ткачев, Виталий Орлов, Александр Верховский, Олег Кожемяко, Юрий Трутнев, Вадим Мошкович, Валерий Кустов, Игорь Бабаев, Геннадий Бобрицкий, Александр Орлов, Юрий Гущин

Сельскохозяйственная и продовольственная партия

Экспорт сельхозпродуктов и продовольствия из России в 2020 году побил все рекорды, достигнув $30 млрд и сравнявшись с импортом. Вырос на треть и экспорт в Китай — страна стала лидером, купив в России около 13 % всего агроэкспорта. В основном это мороженая рыба и краб, растительное масло, соя и рапс, мясо и шоколад.

Если бы не коронавирусная блокада российской рыбы со стороны КНР, «сельхозка» вырвалась бы на второе место после нефти и газа. В 2019 году на Китай пришлось около 70 % всего российского экспорта рыбы и морепродуктов — 1,09 млн т, или $3,27 млрд. В прошлом году поставки упали до $1,569 млрд, и компании просто не знают, куда их девать — условий для долгого хранения нет, а перевозка в европейскую часть России нерентабельна.

В основном это потрошеный мороженый минтай без головы. Ежегодно Китай покупает его около 600 тыс. т и после переработки продает в Северную Европу как свой продукт. В списке китайского таможенного управления 840 поставщиков. Крупнейший — «Норебо» Виталия Орлова с квотами на вылов 437 тыс. т минтая, трески и пикши в год. По итогам 2019 года Forbes оценивал выручку компании в 60,8 млрд рублей.

На втором месте — «Гидрострой» сенатора Александра Верховского. До 2017 года его связывали с китайской компанией Pacific Andes, которая выбирала 60 % экспорта российского минтая. После ее изгнания Верховский купил у губернатора Приморья Олега Кожемяко «Преображенскую базу тралового флота» с квотами на вылов около 150 тыс. т рыбы в год. Сам «Гидрострой» владеет квотами на вылов 277,4 тыс. т.

На третьем — «Русская рыбопромышленная компания» и компания «Русский краб». Их основной владелец Глеб Франк, сын экс-министра транспорта РФ и главы «Совкомфлота» Сергея Франка и зять миллиардера Геннадия Тимченко. За прошлый год РРПК выловила 323 тыс. т рыбы, включая 238 тыс. т минтая, которого поставляет китайцам, в том числе обработанным в виде филе. «Русский краб» Франка, потеснив конкурентов, выиграл квоты на вылов 13 тыс. т краба — 15 % всей российской добычи. Инициативы компании поддерживает глава Росрыболовства Илья Шестаков.

Главным покупателем российского подсолнечного масла Китай является уже третий год. В 2020 году поставки выросли в 2,5 раза, до $1,08 млрд. По словам замминистра сельского хозяйства Сергея Левина, к 2024 году Россия может занять половину рынка подсолнечного масла Китая. Лидеры по поставкам — ЭФКО Валерия Кустова и ГК «Русагро» Вадима Мошковича.

Вдвое выросли поставки в Китай сои, рапса и масличного льна ($576,9 млн) и мяса ($314 млн). Экспорт российской курятины, которая оказалась для китайцев самой дешевой в мире, вырос в 11 раз. Ее поставляют 67 предприятий, крупнейшие — «Агрокомплекс» семьи экс-губернатора Кубани Александра Ткачева, «Черкизово» Игоря Бабаева, «Приосколье» Геннадия Бобрицкого и «Белгранкорм» Александра Орлова. В 2020 году, после снижения пошлин, Россия впервые начала поставлять в Китай говядину. По словам вице-президента АО «Российский экспортный центр» Никиты Гусакова, ее поставки выросли в 4,5 раза, но они пока незначительны.

Отдельная история — темный шоколад, который китайские туристы, по словам гендиректора ИКАР Дмитрия Рылько, скупали в России тоннами. В 2020 году Китай закупил его на $124,5 млн. «Несмотря на относительно скромную сумму, это 11 % китайского рынка, — уточняет Екатерина Заклязьминская из ИМЭМО РАН. — Крупнейшим экспортером стал холдинг "Объединенные кондитеры" («Красный Октябрь», «Кондитерский концерн Бабаевский» и «РОТ ФРОНТ» входят в основанную Юрием Гущиным Группу «Гута»)».

В том же году, по данным Streda consulting, Россия продала в Китай 955 т мороженого, войдя в ТОП-8 его поставщиков. Крупнейшими экспортерами стали «Айсберри», «Чистая линия», «Русский холод», «Космос групп», «Новосибхолод» и Белгородский хладокомбинат.

Экспортировать продовольствие по нацпроекту поддержки агроэкспорта помогает «Российский экспортный центр» — структура ВЭБа во главе с Петром Фрадковым. Вместе с «РЖД-Логистикой» он запустил рефрижераторные «Агроэкспрессы» для ускоренной доставки продуктов питания из европейской части России в Чэнду и Чунцин.

Таким образом, «китайская партия» в этой сфере оказалась в руках наследников российского истеблишмента — Дмитрия Патрушева, Петра Фрадкова и Глеба Франка.

«Поставки продовольствия курируются Минсельхозом (Дмитрий Патрушев. — Прим. «Компании»), экспорт удваивается каждые три года, — говорит Николай Вавилов. — Сейчас стоит вопрос о появлении китайских хозяйств, которые будут производить сельхозпродукты в России. Для наших компаний это условие доступа на рынок КНР, куда нельзя войти без китайского партнера. В Чувашии была попытка у „Агрокомплекса“, но она сорвалась. Но это то, к чему мы идем. Негатив к сельхоздеятельности китайцев в России связан с тем, что она была не урегулирована и велась мелкими игроками с последствиями для экологии. Задача — привлечь крупных».

Такие проекты есть: «Легендагро», в который Joyvio Beidahuang Agricultural Holdings вложил $62,3 млн, строит в Приморье завод по переработке сои мощностью 240 тыс. т в год. Проект поддерживает Юрий Трутнев.