Top.Mail.Ru
рейтинги

Логистическая партия

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Компании:

РЖД, «Трансконтейнер», FESCO, «Росатом», ВСК, ВМТП, Global Ports, Группа «Дело», «Кузбассразрезуголь», «СУЭК», «СДС-Уголь», «Востокуголь», «А-Проперти», «Новатэк», «Роснефть», CRCC, ГК «Автодор»

Персоны:

Андрей Белоусов, Сергей Чемезов, Виталий Савельев, Олег Белозеров, Сергей Шишкарев, Михаил Рабинович, Сергей Кириенко, Леонид Михельсон, Владимир Потанин, Марат Хуснуллин, Ирек Файзуллин

Логистическая партия

Грузопоток между Китаем и Россией постоянно растет. В 2020 году количество грузовых поездов из Китая в Россию и ЕС увеличилось на 50 %, превысив 12 400 составов, сообщает SeaNews. По данным RailFreight Live, рост произошел в основном за счет контейнерных перевозок в Россию (426 тыс. ДФЭ), транзит в Европу почти не изменился (83 тыс.).

В FESCO объясняют это перетоком на Дальний Восток морских грузов, которые шли из Китая в Петербург: фрахт подорожал, а доставка по железной дороге ускорилась. Растет и перевалка в дальневосточных портах в связи с увеличением экспорта цветных металлов и выходом на проектную мощность «Запсибнефтехима». Тобольский комбинат «Сибура» стал крупнейшим контейнерным экспортером в Китай, потеснив производителей леса и целлюлозы.

РЖД оказалась к этому готова лишь отчасти. С одной стороны, компания под руководством Олега Белозерова вложила 520 млрд рублей в модернизацию Восточного полигона. В прошлом году это позволило вывезти в дальневосточные порты 110,4 млн т угля, а в первом полугодии этого — 49 млн. В 2020 году в холодильниках «Агроэкспресса» РЭЦ и «РЖД-Логистики» отправили в Китай свыше 500 тыс. т скоропортящейся продукции «Мираторга», «Черкизово» и других компаний. С другой стороны, «Транссиб» и БАМ давно перегружены, и альтернатив им нет.

Потенциал морских портов выше. Если год назад РЖД перевезла к ним 331,7 млн т, то Минтранс планирует довести их общую пропускную способность до 1,3 млрд т. Порты Дальнего Востока в прошлом году перевалили 223,2 млн т грузов. Ключевые стивидоры в этом бассейне — «ВСК» c выручкой 13 млрд рублей (входит в Global Ports, треть у компании «Дело» Сергея Шишкарева) и «ВМТП» («Росатом» и FESCO Михаила Рабиновича) с выручкой 14,5 млрд рублей. Контейнерные перевозчики — FESCO и «Трансконтейнер» Шишкарева.

Десятью угольными терминалами Дальнего Востока, на которые приходятся 70 % всех грузов, владеют сами угольщики. «Восточный Порт» и «Ростерминалуголь» «Кузбассразрезугля» переваливают 100 млн т. Еще 20 млн дает «Дальтрансуголь» «СУЭКа» в Ванино, его расширят до 40 млн. По соседству — «ВаниноТрансУголь» мощностью до 24 млн. «Коулстар» во Владивостоке планирует построить «Аврору» на 25 млн т, а УК «Востокуголь» и «СДС-Уголь» — два терминала по 20 млн. Таким образом, перевалка в Приморье может увеличиться до 180 млн т в год. Еще 30–0 млн ежегодно намерен вывозить с Эльгинского месторождения в Китай Сергей Чемезов. Стоимость дороги между ним и БАМом, которую строят все 10 бригад Железнодорожных войск РФ, оценивают в 1 трлн рублей.

Северный морской транзитный коридор рассчитан на доставку в Китай СПГ, газового конденсата, нефти, угля и руды из портов Арктики. Транзит из Шанхая в Роттердам через СМТК будет на треть короче, чем через Суэц, а грузопоток вырастет с нынешних 33 млн т в год до 80 млн. Оператором СМТК выступает дочка «Росатома» «Русатом Карго», где надеются запустить коридор к середине 2025 года. Первый вице-премьер Андрей Белоусов оценил стоимость проекта в 716 млрд рублей, из которых, по данным «Коммерсанта», 250–60 млрд вложит «Росатом», 130–40 — бюджет и ФНБ.

Но для этого навигация по СМТК должна стать круглогодичной, что предполагает строительство 33 уникальных контейнеровозов ледового класса. Проектировать и строить первые восемь кораблей «Росатом» договорился с DP World, ранее создавшим СП с РФПИ для инвестиций в порты России. О возможном участии в строительстве газовых ледоколов заявили бенефициары СМТК «Норникель» и «Новатэк». Возможно, к ним присоединится «Роснефть».

Николай Вавилов уверен, что Севморпуть важен для Китая, прежде всего, как «дорога жизни» на случай длительной морской блокады со стороны США. Поэтому при наличии «гигантского ледокольного флота» его потенциал можно было бы довести и до 200–300 млн т грузов в год. «Один только третий по величине порт Яньтянь дает 13 млн TEU в год, это больше 90 млн т. Поэтому Севморпуть максимально перспективная история, если Си Цзиньпина изберут на третий срок в 2022 году», — считает он.

Между тем «Шелковый путь», стратегически выгодный Пекину и Москве, явно буксует. Несмотря на бюджет одноименного китайского фонда в $40 млрд, нет даже ясной карты маршрутов. «Соотношение морского и сухопутного оборота Китая пока даже не один к ста, а один к тысяче», — говорит Вавилов. Проект железной дороги в Средней Азии стоит, нужной колеи между Киргизией, Узбекистаном, Казахстаном и Туркменией нет. Как нет и сомнительной скоростной железнодорожной магистрали «Москва — Казань».

Достиг пределов и контейнерный транзит. «Если бы РЖД была проводником китайского влияния, она бы уже строила десять аналогов Транссиба», — рассуждает Вавилов. Самым дешевым из них, по его словам, мог бы стать проект железной дороги «Белкомур» из Западного Китая через Пермский край и Коми к портам Белого моря и Ленинградской области. «Там надо достроить порядка 400 км по достаточно ровной местности. Путь из Китая в Гамбург займет 15–0 дней, причем 90 % пути идет по территориям КНР и РФ. Можно возить в Китай из Коми древесину, продукты питания и бокситы. Пермский край и Архангельск получили бы новую жизнь».

По словам эксперта, китайская государственная PolyGroup, связанная с военно-политическим окружением Си Цзиньпина, уже предлагала углубить порты Архангельска и Мурманска под загрузку танкеров. «Но китайцам не дают инвестировать в проект, и сама Россия его не достраивает, — говорит Вавилов. — Строить за свой счет мы не рискуем, отдавать контроль китайцам не хотим. А на долях строить не готовы уже китайцы, которые опасаются политических последствий от возможной смены партнеров в проекте».

Единственное, что действительно строится, — это платная автотрасса М12 «Москва — Казань» в рамках автомобильного коридора «Европа — Западный Китай». Сейчас этот проект в руках вице-премьера Марата Хуснуллина и министра строительства Ирека Файзуллина. Одним из подрядчиков Минтранса и ГК «Автодор» в этом проекте, наряду со «Стройтрансгазом» Геннадия Тимченко и «Мостотрестом» Аркадия Ротенберга, выступает дочка железнодорожного гиганта CRCC. Практического смысла давать ей подряд на 58 млрд рублей не было, считает эксперт. Это больше похоже на подарок инфраструктурным компаниям из Сычуаня в расчете на дальнейшее сотрудничество.

Сотрудничество действительно возможно, учитывая, что СRCC будет строить три станции Коммунарской линии метро в Москве, где работал Марат Хуснуллин. И тот факт, что китайские девелоперы вложили не менее $1 млрд в стройки Москвы и Петербурга.