«Шабашка» для спецслужб
«Бизнес» и «спецслужбы» - между двумя эти словами давно пора убрать союз «и». И дело не только в том, что российские правоохранительные органы и спецслужбы финансируются всего на 70 - 75%, как считает председатель думского комитета по безопасности Виктор Илюхин. Ведь если можно заработать, то почему это не сделать?
«Братская» помощь
Безусловным лидером в изобретении способов подработать является наша милиция. Речь идет не о вневедомственной охране, а о подразделениях, основной функцией которых все же является борьба с преступностью на бюджетные средства. Причем иногда органы МВД желают даже не зарабатывать, а сразу получать деньги. Показательно, что Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД, вознамерившись отпраздновать свой десятилетний юбилей, объявило 15 ноября 1998 года среди коммерческих организаций конкурс … спонсоров(!). А уж желающие помочь материально милиции всегда найдутся. Даже самые респектабельные фирмы не отказываются поделиться, как, например, телекоммуникационная компания «Комстар», которая многие годы поддерживает Фонд социальной защиты работников МВД.
Однако более любим органами все же другой способ извлечения прибыли - создание дочерних предприятий через многочисленные фонды инвалидов, ветеранов, работников правоохранительных органов и т.п. Сегодня в сферу коммерческих интересов стражей порядка попали не только такие «естественные» для милиции области, как помощь в оформлении загранпаспортов (через, например, учрежденную советами ветеранов ОВД России и Москвы фирму «Аргус-ВИЗА»), охрана (ЧОП «Агентство экономической безопасности» при региональном общественном фонде содействия развитию правоохранительных органов), но и торговля охотничьим оружием, которое можно приобрести в компании с говорящим названием «Петровка», основанной Федерацией профсоюзов ОВД. На самом деле коммерческие интересы людей в погонах еще шире. Они затрагивают самые неожиданные области - от аптечного бизнеса до страхования.
Три года Московский фонд развития правоохранительных органов основал аптеку «Старый Арбат», фонд социальной адаптации ветеранов спецназа «Вымпел» стал одним из родителей некоего «международного аэрокосмического консорциума», занимающегося инвестициями и торгово-посреднической деятельностью. Многие подобные фонды даже стали специализироваться на отдельных видах деятельности. К примеру, Московский городской попечительский совет правоохранительных органов создал целых три компании: «Созвездие», «Протон» и «Апогей», амплуа которых - личное страхование.
Но несомненным лидером по учреждению фирм является «Ассоциация российских работников правоохранительных органов» (АРРПО), создавшая более десятка различных структур. Эта ассоциация уже вполне может претендовать на звание средних размеров ФПГ. Через дочерние предприятия АРРПО оказывает не только традиционные охранные услуги (фирма «Частный сыск и охрана»), но занимается мобильной связью («Оперативные системы связи»), предоставляет транспортно-экспедиторские услуги («Энерго терминал сервис»). В сферу ее интересов входят торговля (фирмы «Г.Р.А.В.», «Интер З-Паритет», «АРРПО-Юг», «Пилот-2000»), строительство (ТОО «Национальный стандарт») и даже юридические («Юркон» и «Антарес») и таможенные услуги (ЗАО «Астра»)…
Впрочем, не стоит думать, что только МВД занято активными поисками коммерческих доходов. Известно, что торговлей через третьи фирмы занимаются структуры ветеранов КГБ, Центральный совет профсоюза работников органов безопасности РФ и др.
Масштабности не хватает
Однако все игры с фондами, спонсорством, содействием и поддержкой - это по существу развлечения более или менее крупных начальников на местах. Расценивать подобные действия как целенаправленный захват какого-либо рынка нельзя. Если же говорить о попытках контроля над целыми секторами, то фантазии руководства МВД и ФСБ хватает пока лишь на то, чтобы с помощью своих бывших сотрудников захватить пограничные своей деятельности рынки. Сегодня оба силовых ведомства активно делят рынок частных охранных услуг, что и у тех и у других получается пока не слишком хорошо. Бывшие комитетчики воюют за клиентов с УВО (Управлением вневедомственной охраны МВД), ссылаясь при этом на опыт и профессионализм, приобретенные, к примеру, в «девятке» (9-е управление КГБ, отвечавшее за охрану высших партийных руководителей). Конкуренты в долгу не остаются, пытаясь использовать себе на пользу недавние неосторожные заявления министра МВД Степашина («слишком много у нас ЧОПов»), сделанные после убийства Галины Старовойтовой.
Такие же традиционные рынки влияния для спецслужб, как средства защиты от прослушки (не считая шифровальных средств) и так называемые СТС (спецтехсредства), ФСБ сегодня практически не контролируются. Здесь лидерами являются компании пусть и укомплектованные бывшими работниками закрытых НИИ, однако вполне самостоятельные. А те спецсредства, которые до сих пор производятся на «почтовых ящиках», сегодня не выдерживают конкуренции с имеющимися на рынке и часто не закупаются даже подразделениями самой ФСБ.
По некоторым сведениям, активно создававшиеся в конце 80-х тогда еще КГБ подставные фирмы, служившие прикрытием для внедрения оперативников в кооперативное движение, а ныне курируемые отделом спецопераций Управления экономической контрразведки ФСБ, и по сей день используются в том же качестве, а отнюдь не для зарабатывания денег. И ФСБ, и МВД в том, что касается коммерческой жилки, начисто проигрывают другой спецслужбе - ФАПСИ.
Промышленная группа «ФАПСИ»
Первым под контроль подведомственных ФАПСИ предприятий попал рынок средств шифрования. Несмотря на возникновение множества фирм и фирмочек, специализирующихся на разработке криптографических средств, целенаправленные действия ФАПСИ привели к тому, что львиную долю этого рынка контролируют аффилированные со спецслужбой предприятия, в том числе знаменитое среди шифровальщиков МО ПНИЭИ (Московское отделение Пензенского научно-исследовательского электротехнического института), на долю продуктов которого приходится основная часть выданных агентством лицензий (как известно, без лицензии ФАПСИ нельзя ни разрабатывать, ни устанавливать, ни использовать криптографические средства). А укрепившись на этом рынке, в 1997 - 1998 годах ФАПСИ развернуло невиданную ранее по масштабам экспансию.
В декабре 1997 года научно-технический центр федерального агентства приступил к монтажу системы пейджинговой связи, оборудование для которой поставила компания Ericsson. Сеть ФАПСИ распространяется на 15 городов России, в том числе на Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Красноярск и Краснодар. Заявляется, что эта пейджинговая сеть предназначена в первую очередь для государственных структур (отметим, что ранее даже ФСБ, не говоря уже об администрации президента и других органах власти, не гнушалась пользоваться услугами коммерческих пейджинговых операторов, например, того же «Таскома»).
Кроме того, в феврале 1998 года были представлены первые образцы российской банковской смарт-карты. Она изготовлена зеленоградской компанией «Ангстрем» совместно с «Юнион Кард» и НТЦ «Атлас» при ФАПСИ. К осени этого года предполагалось наладить ее серийный выпуск, и лишь августовские события этому помещали.
В мае того же года ФАПСИ представило мобильный аппарат, работающий в стандарте GSM-900. Так называемый абонентский пункт связи снабжен системой криптографической защиты информации и позволяет в режиме реального времени передавать речь, факсы, данные, а также определять номер звонящего абонента. Стоимость этой системы оценивается в $17 тыс. И хотя распространяться она будет только по запросу предприятий, имеющих лицензию ФАПСИ на использование шифровальных средств, рынок этот не так уж мал. Кроме того, весной этого же года оживилось совместное детище ФАПСИ, «Ростелекома» и «Релкома» - центральная компания «Деловая сеть», созданная для экспансии на рынок Интернет-услуг.
А в июле на подведомственном ФАПСИ заводе «Калугаприбор» совместно с немецким концерном Siemens начато лицензионное производство цифровых АТС Hicom 300. Естественно, телефонные станции сразу получили сертификаты Минсвязи РФ и ФАПСИ, что позволяет устанавливать их в закрытых системах связи госструктур. Плановый объем производства Hicom 300 на «Калугаприборе» - 250 тыс. абонентских линий в год.
А как все начиналось...
Таким образом, к концу 1998 года ФАПСИ стало превращаться в структуру, начинающую подминать под себя весь телекоммуникационный рынок России. Схема по крайней мере уже была отработана - создание подведомственного оператора или производителя, услугами или оборудованием которого вынуждены будут пользоваться все государственные органы на основании очередных директив ФАПСИ, изданных, как водится, в целях защиты стратегически важной информации. Кроме того, федеральное агентство летом прошлого года получило шанс отвоевать часть позиций у конкурирующего ведомства - гостехкомиссии при президенте РФ (напомним, что ФАПСИ и гостехкомиссия несколько лет назад поделили между собой рынок средств защиты информации, причем на долю агентства досталось шифрование, а комиссии - все остальное). Дело в том, что на должность председателя гостехкомиссии в июне 1998 года указом президента был назначен бывший начальник генерального штаба Михаил Колесников - кадровый танкист, весьма далекий, по его собственному признанию, от понимания проблем подчиненного ему ведомства.
Однако декабрьская отставка основателя ФАПСИ и ее генерального директора Александра Старовойтова, кажется, нарушила наполеоновские планы ведомства…
Может быть, Старовойтов просто что-то упустил и в пылу «захватнических войн» забыл о том, что составляет силу любой спецслужбы и что, кстати, является действительно ценным товаром, - об информации?