Top.Mail.Ru
архив

Шпионы и мания

 

промышленный шпионаж, RenaultВсе началось с анонимки, попавшей в службу внутренней безопасности Renault. В подметном письме шла речь о том, что в банках Швейцарии и Лихтенштейна имеются счета, на которые три топ-менеджера Renault – член правления Мишель Бальтазар, его помощник Бертран Роше и руководитель программы по разработке электромобиля Матье Тененбаум – якобы получают «грязные» деньги за передачу сведений об аккумуляторах для этих моделей конкурентам. Кстати сказать, конкуренты, к которым вроде бы уходила важнейшая информация, ни разу не были идентифицированы, хотя поначалу в Renault, судя по сообщениям прессы, и указывали на Китай. Однако китайцев возмутили подобные подозрения, и игнорировать это не могли ни в Renault, ни в Елисейском дворце – 15% автопроизводителя принадлежит государству. Так что китайская тема очень быстро была закрыта: конкуренты, и все.

Утечка данных к конкурентам всегда опасна, тем более если она затрагивает такую перспективную разработку, как электромобиль. Опередить и превзойти соперников в этом сегменте – значит, по сути, обеспечить себе стратегическое конкурентное преимущество. Неудивительно, что тревожная информация была сразу же доведена до сведения первых лиц компании – Карлоса Гона и директора по операциям Патрика Пелаты. И машина расследования закрутилась. Служба внутренней безопасности работала по этому делу с марта по декабрь 2010 года и только в январе 2011-го собранные материалы были переданы в прокуратуру, которая начала официальное расследование. Своих топ-менеджеров, к тому времени уже бывших, Renault обвиняла в организованном промышленном шпионаже, коррупции, подрыве доверия, краже и сокрытии информации.


Любительщина

Официальное следствие никаких доказательств вины подозреваемых не нашло, и ситуация развернулась на 180 градусов. Теперь самой Renault предстоит отбиваться от обвинений, в том числе и уголовных: Бальтазар и Тененбаум собираются судиться с компанией, выдвигая против нее обвинения по уголовным статьям, а Роше намерен вчинить гражданский иск. Но это, разумеется, далеко не все.

Renault сегодня и в предстоящие месяцы придется выдерживать огонь со всех сторон, притом что и внутри нее происходит явно что-то непонятное.
Власти Франции недовольны тем, что компания тянула больше полугода, прежде чем поделиться с ними поступившей информацией, в то время, как у нее самой, а точнее, у ее службы безопасности, явно не было квалификации, полномочий и возможностей для распутывания, скажем, схем прохождения платежей через череду банков и счетов и даже просто для адекватной оценки вдруг ставших известными данных. Недаром представители властей называют произошедшее в Renault не иначе как немыслимой любительщиной.

На сегодняшний день главной фигурой расследования в Renault считают сотрудника службы внутренней безопасности Доминика Жевре, вроде бы привлекавшего к работе неких информаторов, какие-то контакты в Алжире и тому подобное, а в результате «выставившего» Renault на 400 000 евро – для себя и неких посредников, через которых действовал, а также еще на 924 000 евро – для информатора, предоставившего сведения о счетах в банках Швейцарии и Лихтенштейна. Расходы самой Renault на расследование, по данным французской прокуратуры, составили 310 000 евро. А теперь автопроизводитель, судя по всему, будет выплачивать трем несправедливо обвиненным денежные компенсации, которые, скорее всего, составят миллионы евро. Гон, Пелата и другие руководители Renault, имевшие отношение к делу, отказываются от бонусов за 2010 год и опционов за 2011-й. Плюс, безусловно, неисчислимые репутационные потери. Компания, попросту говоря, выставлена на посмешище, Карлосу Гону и Патрику Пелате – лично и от имени Renault – пришлось извиняться перед тройкой пострадавших, все только и гадают, уйдут ли Гон и Пелата со своих постов. (Пелата уже собирался уйти, но его оставили.)

Доминик Жевре тем временем арестован – как раз в тот момент, когда пытался вылететь из Парижа в Конакри (Гвинея). Ему инкриминируют организованное мошенничество. Как сообщается, пока он на допросах врет и темнит. Между тем ясность во всем этом нужна, и, возможно, Renault она даже нужнее, чем прокуратуре. Главные вопросы: откуда вообще взялась та самая анонимка, какую роль сыграла служба внутренней безопасности? И еще: все, что случилось – это мошенничество, сведение счетов внутри Renault или целенаправленная акция по дестабилизации автокомпании?


Корпоративная паранойя

Но на самом деле вопрос один, только куда более принципиальный: почему произошло то, что произошло? По большому счету случай с Renault отличается от многих других такого или примерно такого типа происшествий лишь степенью публичности и масштабностью последствий. Одна из составляющих этого алгоритма – тотальная боязнь утечки и любых проявлений нелояльности, равно как и нечестной конкуренции, например с привлечением государственного ресурса. Это вполне объясняет, например, почему в Renault с такой легкостью, чтобы не сказать готовностью, «купились» на версию о китайском следе. С развитием информационных и банковских технологий эти в общем вполне разумные опасения явно перерастают в корпоративную паранойю. Кстати, в русле нынешнего скандала французская прокуратура заинтересовалась делом еще одного топ-менеджера Renault Филиппа Клогенсона, которого в конце 2009-го в компании обвинили в получении взяток от поставщиков через некие банковские счета, коих, по сведениям прокуратуры, во Франции нет и никогда не было.
Вторая же составляющая – укоренение в кабинетах топ-менеджеров представления о компании как о государстве, которое само расследует, казнит и милует. И если в конце концов выяснится, что тот же Доминик Жевре делал что-то незаконное, то для мира больших корпораций это будет не в диковинку.
Проблемы с использованием сомнительных средств для того, что компании представляли себе как охрану своих интересов, так или иначе возникали (например, у Hewlett-Packard, Wal-Mart, Deutsche Bank, Deutsche Bahn, Deutsche Telekom, Lidl), и точку в этом списке ставить пока рано.


Еще по теме