Top.Mail.Ru
архив

Штурм твердыни

Российский разработчик программного обеспечения «1С» вступил в борьбу с мировым гигантом Microsoft на рынке компьютерных игр-авиасимуляторов. С помощью ценовых маневров и других маркетинговых уловок российская компания оттянула у американского конкурента часть потребителей, однако победить так и не смогла.

 

Мировой объем рынка всех видов компьютерных симуляторов (авиационных, автомобильных и т.д.) составляет $500 млн. Из них на авиационные симуляторы приходится 25%. Ведущая пятерка в нише авиасимуляторов, по словам Николая Барышникова, руководителя отдела лицензирования и продвижения «1С», выглядит следующим образом – Microsoft (MS), «1C»/Ubisoft, Atari, Nova Logic, Take 2. В мире существует более ста различных авиасимуляторов, но основная их часть уже устарела.

Не исключено, что именно поэтому «1С» решила выйти на западный рынок с помощью игры такого жанра. Проекты по продвижению за рубежом продукции, которыми время от времени увлекаются многие российские компании, носят, как правило, имиджевый характер. В случае же «1С» проект оказался сравнительно успешным. Об этом, правда, можно судить только по одному факту – компания выпускает новую версию своей игры, продолжая борьбу за лидерство. «Долю «1С» подсчитать очень сложно, она может кардинально меняться практически ежемесячно, – рассказывает Николай Барышников. – В апреле, например, наша доля была 30%, а доля MS – 15%, а в мае и у нас и у MS было примерно по 15%. Можно определенно сказать, что «1С» занимает второе место, в среднем чуть уступая MS».

 

ПЗ Я «Ил»-штурмовик»

«Штурмовик» – уже вторая попытка «1С» пробиться на Запад. В 1999 году компания попробовала продвигать на мировой арене игру «Князь» (жанр ролевых игр). Впрочем, проект оказался не слишком успешным, и в 2000 году компания сменила тактику, решив попробовать силы в играх-симуляторах. Была сделана ставка на игру «Ил-2 Штурмовик», так как к тому времени она была уже в стадии разработки.

Игровой компьютерный бизнес похож на книжный. Разработчик игр, как писатель, приходит к издателю со своим детищем. Функции издателя – организовать выпуск игр на различных носителях (компакт-диски, DVD) и их реализацию через собственных дистрибуторов. «1С» сама вполне могла бы выступать в роли издателя, как делает это в России, но на Западе ее имя никому ничего не говорило. Для успешного старта проекта компании нужен был партнер. «В 2000 году мы одновременно вели переговоры с несколькими десятками компаний-издателей, – рассказывает Барышников. – Интерес к нашему «Штурмовику» проявили порядка десяти из них. Мы выбрали немецкую компанию Bluebyte и в том же году заключили с ней договор». Несколько позже французская Ubisoft купила Bluebyte. Так издателем и дистрибутором «Ил-2 Штурмовик» (на Западе игра так и называется IL 2 Sturmovik) стала Ubisoft, которая входит в десятку ведущих продавцов компьютерных игр.

Симулятор IL 2 Sturmovik появился в продаже в 2001 году. Ubisoft размещала рекламу в игровой и авиационной прессе, а также в магазинах. «1С» обеспечивала Ubisoft демоверсиями и видеороликами.

Конкурентом «Штурмовика» стала игра MSCombatFlightSimulator 2. Известность брэнда Microsoft (компания присутствует в сегменте авиасимуляторов с 1998 года) оказалась главной проблемой для «1С». Кроме того, выяснилось, что иностранцам с трудом дается произношение слова «штурмовик». Проблему с произношением, по словам Барышникова, Ubisoft смогла решить, заставив прессу обсуждать игру и приучив зарубежную публику к сложному русскому словечку. Дистрибутор также обеспечил 100-процентную представленность игры во всех международных торговых сетях. Затраты на продвижение в «1С» не разглашают.

В конце 2002-го – начале 2003 годов борьба вступила в новую стадию – компании выпустили продолжения игр. У MS появилась CombatFlightSimulator 3, на что «1С» ответила игрой «Ил-2 Штурмовик. Забытыесражения» (IL 2 Sturmovik: Forgotten Battles). Конкуренция между компаниями разворачивается одновременно на двух фронтах: ценовом и содержательном.

 

ПЗ Ценовые пике

Предыдущие версии обеих игр стоили $40 за коробку. Но игры – продукт скоропортящийся. Основной пик продаж новой программы приходится на первые два-три месяца, после чего цены постепенно снижаются. Сейчас IL 2 Sturmovik стоит примерно $20. Microsoft поступила хитрее: в магазине вторая версия игры стоит $29, но в коробку может быть вложен специальный купон. Заполнив его и отправив в компанию, покупатель получает обратно $20.

Поскольку последняя версия авиасимулятора (CombatFlightSimulator 3) у MS появилась раньше (в декабре 2002 года), «1С» решила «подрезать» конкурента: ее IL 2 Sturmovik: ForgottenBattles, появившаяся в марте 2003 года, стоит в рознице $40, что на $10 дешевле третьей американской версии. Однако MS отреагировала оперативно – с появлением на небосклоне обновленной «вражеской» модели американцы сбросили цену до $30.

Стартовая цена последней версии «Штурмовика» держится уже полгода. Видимо, объясняется это тем, что в январе 2004 года «1С» грозит выпустить дополнение к IL 2 Sturmovik: ForgottenBattles, которое можно запустить только при наличии версии «Забытых сражений». Таким образом «1С» продлевает цикл продаж своей второй версии.

Если по ценам компании конкурируют друг с другом, то по тематике расходятся кардинально. «Microsoft решила вернуть действие третьей части своей серии симуляторов в Европу времен второй мировой войны, – говорит Максим Маслов, главный редактор одного из старейших в российском Интернете онлайн-издания о компьютерных играх The Daily Telefrag. – Никакого Восточного фронта и тем более советских самолетов в игре нет. Отказ от моделирования Восточного фронта вполне объясним и даже простителен. Сложно браться за уже сделанную кем-то работу. Думаю, создатели Combat Flight Simulator 3 меньше всего хотят стать разработчиками клона «Ил-2 Штурмовик», и поэтому они приняли естественное решение – дистанцироваться от проекта «1C».

Разные подходы у компаний и к моделированию реальности. Сторонники «Штурмовика», например, связывают его успех с «играбельностью» (от английского gameplay) и исторической достоверностью. «В «Ил-2» самолеты проработаны гораздо лучше, чем в CombatFlightSimulator (CFS), включая даже третью версию, – рассказывает Роман Каршиев, создатель сайта airbase.ru, посвященного «Штурмовику». – Проработка лучше как в графической детализации, так и в точности передачи летных данных, особенно на критических, срывных режимах. У «Ил-2» достаточно хорошо продумана модель повреждений самолетов. Основной акцент в разработке «Ил-2» делался на достоверности, в CFS – на «красивости».

Ставка на достоверность не выглядит бесспорным преимуществом. Ведь оценить ее смогут разве что профессиональные летчики, инженеры или на худой конец историки – вряд ли эта группа составляет большинство целевой аудитории компьютерных игр.

Возможно, «1С» и удалось выйти на второе место, но насколько велико ее отставание от MS, сказать сложно. Точные объемы продаж российская сторона не раскрывает. И все же второе место в мире, пусть даже на узком участке боевых авиасимуляторов, для небольшой российской компании совсем неплохой показатель.

Продажи игр обеих компаний идут с переменным успехом в зависимости от «свежести» продукта. Это подтвердил Андрей Манжура, директор Интернет-магазина buycd.ru (открыт в 2001 году). С момента появления CombatFlightSimulator 3 в ассортименте buycd.ru (с декабря 2002 года) им удалось продать 376 копий, а IL 2 Sturmovik: ForgottenBattles – только 119. При этом «Штурмовик» продается на сайте с марта 2003 года. Зато новая игра MicrosoftFlightSimulator 2004, появившаяся в продаже полтора месяца назад, уже продана почти 600 покупателям. В январе 2004 года «1С» планирует выпустить в продажу новый авиасимулятор, что, возможно, позволит российской компании на время сравняться с MS.

Еще по теме