Top.Mail.Ru
архив

Системный олигарх

В старинном особняке в Леонтьевском переулке, где в начале XX века размещалось немецкое посольство, такой суматохи не было, наверное, даже в октябре 1917 года. Создается ощущение, что только строгий стиль самого здания, а вовсе не собственная должность заставляет топ-менеджеров МТС, «Детского мира» или РОСНО перемещаться по ведущей в зал заседаний анфиладе комнат более или менее размеренным шагом.

 

 

Как объясняют в АФК «Система», сегодня в корпорации особый день. Владимир Евтушенков собирает руководителей подразделений для мозгового штурма. Никаких конкретных решений на этом заседании не принимается, зато споры, судя по возбужденным голосам, доносящимся из приоткрытых дверей, идут жаркие.

Еще лет пять назад трудно было ожидать подобных изысков корпоративного управления от едва ли не самой таинственной и самой близкой к правительству Москвы финансовой структуры. Но Евтушенков довольно быстро осознал, что близость к власти отнюдь не является достаточным условием для успешного развития. Уже в 2000 году, разместив акции дочерней МТС на международных фондовых рынках, АФК «Система» заявила о себе как о рыночно ориентированной компании.

А сегодня Владимир Евтушенков в первых рядах олигархов, борющихся за повышение капитализации своего бизнеса. Впрочем, активно культивируемый «рыночный» имидж корпорации не мешает председателю совета директоров АФК «Система» в перерывах между «мозговыми штурмами» вести доверительные телефонные беседы с высокопоставленными кремлевскими чиновниками.

 

«Ко»: В последнее время многие ваши «коллеги по РСПП» озабочены повышением капитализации своего бизнеса. Некоторые прямо заявляют, что делают это с целью дальнейшей перепродажи. Вы готовы продать свой бизнес?

Владимир Евтушенков: А чем потом заниматься? Мы повышаем капитализацию точно не для того, чтобы затем продать бизнес. Повышение капитализации – это один из путей привлечения денег с нормальных рынков капитала. Только в этом году мы собираемся привлечь $1,4 млрд.

Без денег невозможно расширять бизнес. А если ты не расширяешь бизнес и он у тебя на одном и том же уровне, то это называется «стагнацией».

Если человек устает, то он действительно может начать продавать свои компании. Но это уже зависит от конкретного индивидуума, и к его бизнесу никакого отношения не имеет. Значит, этот бизнес купит кто-то другой. И будет его развивать.

«Ко»: Неужели АФК «Система» никогда не продавала свои бизнесы? А Гута-банк?

В.Е.: С Гута-банком была сделка по обмену пакетами акций. Поэтому считать, что мы из этого бизнеса вышли, неправильно. Тем более что у нас банковский бизнес присутствует, и в достаточно большом объеме.

Пока мы в основном приобретаем. Вот как устанем – сразу начнем продавать.

«Ко»: Вы привлекаете ресурсы и партнеров на Западе. Неужели в России совсем нет денег?

В.Е.: Наша стратегия такова: если иметь партнера, то только из первой пятерки мировых отраслевых лидеров, чтобы было чему у него научиться.

По большому счету деньги – это не главное. Конечно, очень серьезный фактор, но не основной. Важно иметь доступ к западным технологиям, к менеджменту.

«Ко»: Существуют ли отрасли, в которых вы хотите присутствовать или считаете, что присутствуете слабо?

В.Е.: Как только я начну называть конкретные компании, то цена того, что я хочу приобрести, обязательно увеличится в разы.

Нас интересует энергетика. Мы недовольны уровнем своего присутствия на рынке СМИ. Мы сделали только первый шаг, но уходить с этого рынка, на мой взгляд, неправильно. Это не соответствует нашим понятиям о бизнесе. Значит, нужно это направление развивать.

«Ко»: Поэтому вы участвуете в «Медиасоциуме»?

В.Е.: Это портфельные инвестиции. Я не участвую ни в выработке программной политики, ни в управлении этим бизнесом. На недавнем мероприятии РСПП виделся с Олегом Киселевым (генеральный директор ЗАО «Шестой телеканал». – Прим.«Ко»), но сознательно не стал его расспрашивать, что происходит в телекомпании.

«Ко»: Как портфельный инвестор, вы вправе рассчитывать на дивиденды. Но весьма распространена точка зрения, что «Медиасоциум» изначально неприбыльное предприятие.

В.Е.: Да, это так. И я считаю, что участие в «Медиасоциуме» не принесет мне никаких дивидендов.

«Ко»: А ТВ-6? Там же была доля Московского комитета по науке и технологиям (МКНТ)?

В.Е.: Я ушел из МКНТ задолго до того, как произошли все эти события с телеканалом. То, чем я занимался в МКНТ, было казенной работой, а не бизнесом.

«Ко»: На Российском экономическом форуме вы весьма тепло общались с Борисом Березовским, к тому времени уже объявленным в России в розыск. Санкций властей не боитесь?

В.Е.: Непрерывно бояться нельзя – сердце надрывается. Страх, как и всякому нормальному человеку, мне знаком. Но если бы это чувство доминировало на протяжении десяти лет существования корпорации, мы (я имею в виду себя и своих коллег) не находились бы на тех позициях, которые занимаем сегодня.

Мне лично Березовский ничего плохого не сделал. Я с ним познакомился, когда он был еще здесь. Общего бизнеса у нас с ним никогда не было.

И с точки зрения человеческих отношений, наверное, неправильно шарахаться от него как от зачумленного.

Не знаю как остальные, но сам я стараюсь быть абсолютно ровным со всеми людьми, с которыми у меня когда-то сложились какие-то отношения – пусть порой и непростые.

«Ко»: А как вы вообще оцениваете затеянное властями «равноудаление олигархов»?

В.Е.: Это связано с философией и мировоззрением президента. Он президент, а значит, имеет право на любые решения.

Несомненно, бизнес везде влияет на государство, на власть, на политику –достаточно закулисно, достаточно эффективно и не выходя за определенные рамки. Такая же ситуация складывается сейчас и у нас. Меня это никоим образом не смущает и не удивляет.

«Ко»: Форму взаимодействия бизнеса и власти через РСПП вы считаете эффективной?

В.Е.: Существуют тысячи связей между властью и бизнесом. Это и участие во всевозможных советах, и личные взаимоотношения… Мир многообразен.

А РСПП просто одна из общественных организаций, через которую достаточно легко и легитимно осуществлять контакты.

«Ко»: Вы испытываете потребность в привлечении пресловутого административного ресурса?

В.Е.: Я бы говорил не о привлечении, а о помощи административного ресурса при реализации каких-либо решений. Она необходима.

Думаю, это каждый понимает. Решать крупные, иногда даже судьбоносные вопросы, связанные, например, со стратегией развития, без участия или одобрения власти, – это неправильно.

Просто формы могут разные. Без жесткой демаркационной линии.

«Ко»: Модный в последнее время вопрос – как вы оцениваете деятельность правительства?

В.Е.: Русскому человеку всегда присуще чувство неудовлетворенности. Особенно не самим собой, а правительством. Даже Петром Столыпиным, о котором сейчас много говорят, современники были недовольны. В результате его застрелили. А теперь считается, что он был великим и прогрессивным деятелем. Неудовлетворенность – это движущая сила российского человека.

«Ко»: В таком случае какие темпы роста ВВП вас устраивают?

В.Е.: Более высокие, чем в Китае. Вы скажете, что это невозможно. Но темпы роста с различием в 1 – 2% ситуацию только улучшат, не изменив ее кардинально. Это как на дороге. Если хочешь кого-то догнать, то твоя скорость должна быть значительно выше, чем у впереди идущих.

Можно сказать, что правительство делает все возможное, а можно сказать, что его усилий недостаточно. Это задача со многими неизвестными. В чужих бедах мы самые крупные специалисты. А нам бы для начала нужно научиться разбираться с собственными проблемами.

«Ко»: Одной из проблем АФК «Система», кажется, является комплекс производств в Зеленограде?

В.Е.: Производство в Зеленограде ежегодно увеличивается в два раза на протяжении последних трех лет. Мы начали делать компьютеры, телевизоры, стиральные машины, телефонию. Идет резкое расширение ассортимента продукции.

«Ко»: Неужели российские потребители услуг сотовой телефонии дождутся мобильных телефонов отечественного производства?

В.Е.: Я считаю, что это абсолютно возможно. Китай два года назад вышел на 100-процентнуют сборку телевизоров и стиральных машин собственной комплектации.

Мы можем делать то же самое. Интеллектуального потенциала и менеджерского опыта у нас хватает. Нет инвестиционного и оборотного ресурса. Это самый главный тормоз.

Правда, если увеличить сейчас инвестиционный ресурс, то завтра обнаружится нехватка интеллектуального ресурса. Придется переобучать людей.

Не случайно же китайцы каждый год в рамках государственной программы переобучают 300 тыс. человек в учебных заведениях США, Европы и других развитых стран. Это не считая тех, кто учится самостоятельно, по грантам.

Даже для такой большой страны, как Китай, это очень много. Я не думаю, что в России пойдут на ежегодное переобучение даже 10 тыс. человек.

«Ко»: Как обстоят дела с выводом акций МГТС на западные биржи?

В.Е.: Работаем. И я считаю, что добьемся своего. Непреодолимых препятствий нет.

«Ко»: Отказ от идеи введения повременки как-то сказался на этом процессе?

В.Е.: Эта тема педалировалась только узким кругом ограниченных лиц. Включая и тех, что стояли с плакатами.

Мы же на этот счет не принимали никаких решений. Тема даже не дискутировалась. Сегодня это невыгодно с экономической точки зрения. Тарифная политика предпочтительнее. Повременка имела бы смысл, если бы компания котировалась на бирже и не была монополистом.

Поэтому введения повременной оплаты можно было бы ожидать после того, как мы осуществим IPO МГТС.

«Ко»: Как вы относитесь к перспективе вступления России в ВТО?

В.Е.: Пока нет глубокого анализа того, какие плюсы и минусы может дать России членство в ВТО. Есть заявления различных людей, для которых это либо выгодно, либо невыгодно.

Сам я таким исследованием не занимался. Но вот китайцам понадобилось вступить, и их приняли в один день. Без всяких оговорок.

К тому же экономика страны, вступающей в ВТО, должна соответствовать уровню этой организации. Я не уверен, что сегодня наша экономика соответствует уровню ВТО.

«Ко»: Недавно Олег Дерипаска резко поменял свое отношение к вступлению в ВТО, превратившись из ярого противника этой идеи в ее апологета…

В.Е.: Может, книжку какую почитал, а может, с кем поговорил...

Еще по теме