Top.Mail.Ru
архив

Схема Монте-Кристо

Автандил Цуладзе, политолог
На этом фоне инвесторы стали скупать доллары, что отразилось и на курсе рубля. Только валютные интервенции ЦБ позволили отыграть ситуацию, но как долго можно удерживать рубль такими методами, большой вопрос.

История с последствиями неограниченного кредита красочно описана в романе Александра Дюма-отца "Граф Монте-Кристо". Бывший моряк благодаря сокровищам аббата Фариа становится богачом Монте-Кристо и начинает мстить обидчикам. Он приходит к Данглару, ставшему владельцем банка, и сообщает, что банкирский дом "Томсон и Фрэнч" предоставил ему неограниченный кредит. Монте-Кристо требует у Данглара под это обеспечение все больше и больше займов и в конечном счете доводит его до разорения.

Развернем эту схему применительно к современным реалиям. США, имея неограниченный кредит у всего мира и аккумулируя громадные денежные средства, в свою очередь, руками частных банков могут "подсадить" на кредиты тех, кого посчитают нужным. А когда посчитают нужным, начинают требовать денежки вернуть. Тут у "дангларов" наступает полная катастрофа. Еврозона - это коллективный Данглар, страдающий от агрессивных атак американского Монте-Кристо. Идет жесткое противоборство между моделью спекулятивной экономики и экономикой накопительства.

Ныне подзабытый итальянский социолог Вильфредо Парето считал, что в экономике есть два противоборствующих лагеря - рантье и спекулянты. Рантье создают сбережения и живут за счет процентов. Но в истории случаются периоды, когда рантье грабят. Иначе их богатства росли бы бесконечно. На смену обанкротившимся рантье приходят новые, и начинается очередной цикл накопительства. Спекулянты наживаются за счет финансовых комбинаций по принципу "делают деньги". Они придают обществу и экономике мобильность, но создают риск для стабильности. Рантье опираются на устойчивую общественную иерархию, спекулянты ее взламывают. Рантье движимы инстинктом "незыблемости агрегатов", а спекулянты - "инстинктом комбинаций". В первом случае экономика бюрократизируется и переходит в "кристаллизованное" состояние. Во втором случае - свободная деятельность стимулирует конкуренцию. Рантье нужна стабильность, спекулянтам - перемены. Рантье комфортно в иерархически организованных системах, спекулянтам - в сетевых.

На сегодняшний день конфликт спекулятивной экономической модели США с бюрократизированной моделью Европы складывается не в пользу последней. Фактически речь идет об очередном масштабном грабеже рантье более предприимчивыми спекулянтами.

В России конфликт между этими двумя лагерями замаскирован под разногласия государственников и либералов. Первые блокируют планы приватизации госактивов, вторые настаивают на приватизации. Государственники за традиционные ценности и укрепление властной вертикали, а либералы - сторонники плюрализма и ослабления государства. Первые больше полагаются на силовые методы и иерархические структуры с их "вертикалями", стремясь к стабильности. Вторые рассчитывают на политические манипуляции и мощь сетевых технологий. "Экономика рантье" явно проседает под ударами "экономики спекулянтов". Поэтому при кажущемся превосходстве российских государственников позиции либералов усиливаются. Владимир Путин пытается удержать шаткое равновесие сложными аппаратными комбинациями. Яркий пример - назначение бывших министров помощниками президента. Но это все приемы из серии "в поисках незыблемости агрегатов" с целью дальнейшей кристаллизации российской экономики. В ситуации, когда конфликт двух экономических моделей принял глобальный характер, удержать равновесие практически невозможно. Участившиеся прогнозы второй волны кризиса следует расценивать как приближение момента, когда через кризисный механизм одна из моделей одержит верх. Поскольку в мировых экономических раскладах Россия выполняет роль ведомого, то исход глобальной битвы рантье и спекулянтов предопределит дальнейший путь развития страны на обозримое будущее. До следующего мирового кризиса.


Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Еще по теме