Top.Mail.Ru
архив

Сладкая жизнь

Российские трейдеры и производители сахара-сырца живут полной жизнью - в зависимости от ситуации на рынке они то падают друг к другу в объятия, то расходятся по разные стороны баррикад. Поссорившись было из-за квот на ввоз сахара (эту идею пробивают производители), позже они объединились против Министерства путей сообщения. Железнодорожники больше не хотят обеспечивать сладкую жизнь сахарным трейдерам.

Охота на квоту

Первые дни марта оказались решающими в борьбе между импортерами и внутренними производителями сахара-сырца. Производители выступали за введение импортных квот на ввоз сырца, ссылаясь на необходимость защитить отечественного производителя от иностранного поставщика. Вторые доказывали чиновникам, что вводить квоты бессмысленно. И те и другие приводили свои аргументы.

Производители утверждают, будто ситуация на рынке сахара в прошлом году сложилась настолько скверная, что еще немного и они попросту вымрут. В 1999 году, когда мировые цены на сахар по сравнению с 1998-м упали почти на треть - с $295 до $199 за тонну, - трейдеры резко увеличили поставки этого товара в Россию. Если в 1997 году в страну было ввезено около 2,2 млн т сахара-сырца, а в 1998-м - 3,6 млн т, то уже в 1999 году объемы импорта в Россию превысили 5 млн т. Это по официальным данным Госкомстата. По оценкам же независимых экспертов, сахара-сырца было ввезено не менее 6 млн т.

Взрывному росту импорта способствовали и тарифы МПС на перевозку этой продукции. Для транспортировки как сахара, так и сахара-сырца применялся льготный тариф, используемый обычно только для перевозок продукции внутреннего производства. Такие поблажки сахарным трейдерам были сделаны МПС еще в 1998 году под давлением правительства Евгения Примакова, боровшегося с ростом цен. Надо сказать, что роста цен эта мера не остановила - в 1998 году сахар дорожал примерно теми же темпами, что и все остальные потребительские товары.

Своей цели правительство добилось только годом позже, в 1999-м, но не благодаря, а вопреки применяемым методам. Резкое увеличение импорта привело к падению цен на сахар внутри страны. По данным Государственного комитета по статистике, если в декабре 1998 года оптовая цена на сахар составляла 10 тыс. руб. за тонну, то уже через год она упала до 7,3 тыс. руб. (и это без учета инфляции).

Такой конъюнктуры внутренние производители сахара-сырца не выдержали. Поскольку российский свекловичный сахар дороже украинского или молдавского, его стали быстро выдавливать с рынка. Чтобы как-то исправить ситуацию, с 1 августа по 1 декабря российское правительство ввело сезонные запретительные пошлины (45%), тем самым спровоцировав трейдеров на высокие темпы поставок сырца в первом полугодии.

Сами же сахаропроизводители повели себя вполне традиционно. С одной стороны, они принялись пробивать введение импортных квот на ввоз сахара, а с другой - добиваться продления льготных тарифов на перевозку товара внутри России. В конце прошлого года с предложениями о введении количественных ограничений в правительственную комиссию по защитным мерам обратился Союз сахаропроизводителей ("Союзсахар"). Его позицию поддержали Министерство внешней торговли, Министерство сельского хозяйства и руководители ряда сельскохозяйственных регионов. Однако, несмотря на столь серьезную поддержку, решение о квотах не прошло. Как рассказывают правительственные чиновники, у производителей сахара оказались достойные соперники. В игру включились крупные трейдеры, приложившие немало усилий, чтобы заблокировать инициативу производителей (по слухам, их сторону занял аппарат правительства).

Аргументы трейдеров, протестующих против квот, действительно кажутся убедительными. Во-первых, странно выглядит методика исчисления количественных квот, предложенная "Союзсахаром". Основываясь на официальной статистике, объединение сахаропроизводителей исходило из цифры в 4,5 млн т импорта. То есть именно столько и могли ввезти российские трейдеры. Однако, как уже сказано, неофициальная статистика показывает совсем другую картину. Более того, такие расчеты не учитывают вполне вероятного роста потребления сахара отечественной кондитерской и безалкогольной промышленностью. Если учесть, что по темпам экономического роста обе эти отрасли входят в число лидеров, то получается, что предложенная квота привела бы к дефициту на рынке. "С учетом сложившихся на рынке низких цен на сахар и освобождения от уплаты НДС при экспорте Россия имеет уникальную возможность стать крупным экспортером белого сахара, осуществляя выгодные для нее толлинговые операции с сырцом. При нынешнем же уровне проработки вопроса ничего, кроме вреда для отрасли, квотирование не даст и будет на руку компаниям, монопольно владеющим квотами", - говорит генеральный директор компании Stels Sugar Владимир Мкртумян. Тем не менее главную лепту в победу импортеров внесли не простые российские чиновники, которые решили не рисковать здоровьем сахарного рынка, а их зарубежные коллеги. Всемирная торговая организация, войти в которую пытается России, крайне негативно относится к идее квот, считая их самым жестким инструментом протекционизма. Не учесть позицию ВТО правительство не могло, поскольку к мнению экспертов Всемирной торговой организации внимательно прислушивается Международный валютный фонд. А это, согласитесь, совсем другой калибр.

Тем не менее тема защиты внутреннего производителя не закрыта. Как заявил руководитель департамента тарифной политики и мер по защите внутреннего рынка Министерства торговли Андрей Кушниренко, в правительстве рассматривается возможность повышения импортных пошлин на ввоз сахара-сырца. В сезон завоза пошлины составят 30%, а в несезонное время будут снижаться до 10 - 15%.

Прокати меня, прокати...

Одновременно "сахарное" лобби усиливало свое давление и на МПС, требуя сохранить льготные тарифы. Но железнодорожники уперлись. Перевозка импортируемых грузов по внутренним тарифам привела к серьезным убыткам транспортной монополии. За 1999 год при объеме завоза сахара-сырца в 5,1 млн. т потери российских железных дорог составили около 850 млн руб. В условиях нарастающего давления со стороны налоговых органов, требовавших увеличения выплат в бюджет, МПС более не могло позволить себе роскоши кредитовать импортеров.

Тем временем позиция производителей получила неожиданную поддержку со стороны старых соперников - нескольких крупных трейдеров. Именно они получали наибольший выигрыш от льгот, поскольку низкие железнодорожные тарифы существенно снижали стоимость перевозки сырца из-за границы на российские перерабатывающие заводы. К борьбе с естественной монополией подключились и сахарные трейдеры.

В итоге против предложения железнодорожников отменить льготы на перевозку сахара выступили Минсельхозпрод, Союз сахаропроизводителей, администрации Белгородской, Ульяновской, Нижегородской областей и Алтайского края. В своем письме в правительство они заявили, что "большинство сахарных заводов, за исключением Краснодарского и Приморского краев, отдалены от морских портов на значительные расстояния", и в случае отмены льгот "цены на сахар вырастут на 20%".

Проблема только в том, что подавляющее большинство сахара производится на заводах, расположенных на расстоянии 200 - 400 км от ближайшего порта, то есть там, где транспортная составляющая весьма незначительна. К примеру, 16 заводов Краснодарского края за девять месяцев 1999 года переработали свыше 1,8 млн т сахара-сырца, что составляет 34% от всего импорта в Россию. В то же время три завода, находящихся в Алтайском крае (дальность перевозки 4300 - 4400 км) переработали всего 0,1 млн т, то есть не более 2% от объемов импорта.

К тому же сами производители не очень-то зависят от тарифов. В цене сахара "железнодорожная" составляющая, по расчетам специалистов "Союзсахара", не превышает 4%. Для сравнения скажем, что перевалка в порту составляет 3 - 3,5% от оптовой цены сахара. В то же время доходы компаний и фирм, занимающихся торгово-посреднической и экспедиторской деятельностью, по оценкам Министерства по антимонопольной политике, достигают 30 - 35% от цены реализации сахара.

Похоже, что именно в этом и кроется разгадка странного поведения многих чиновников Минсельхозпрода и Союза сахаропроизводителей. Кстати, по слухам, Министерство сельского хозяйства и продовольствия уже неоднократно обращалось в МПС, требуя "прикрыть" всех экспедиторов, занимающихся перевозками сахара, оставив только одного. Последующее поведение единственного на всю страну "сахарного" экспедитора очевидно: пользуясь монопольными преимуществами, он сможет беспрепятственно повышать цены на свои услуги.

По заверениям правительственных чиновников, решение о том, будут ли продлены льготы на перевозку сахара, выйдет к середине апреля. Но если учесть, что вопрос решается уже больше трех месяцев, верится в это с трудом.

Еще по теме