Top.Mail.Ru
архив

Слепая власть

Припоминаю, что по прошествии многих лет после чернобыльской трагедии бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев, описывая в своих воспоминаниях часы тревоги, драматических ожиданий и сомнений после первых известий о случившемся, откровенно признал, что высшее руководство страны в лице политбюро не имело достоверной информации об истинном положении дел на АЭС и о мерах по предотвращению последствий аварии.

Тогда впервые трагедия стала предметом пусть относительной, но все же гласности, а население страны получило доступ к информации об аварии небывало быстро в сравнении с прежней советской практикой. Но меня поразило, что даже первые лица страны не были тогда своевременно проинформированы о масштабах катастрофы и ее возможных последствиях.

На самом деле их тогдашнее неведение просто поразительно. Никто из руководителей страны не имел даже представления о том, какую зарплату получает обслуживающий персонал АЭС. Никто не знал о том, что на станции царит разгильдяйство, не соблюдаются элементарные нормы безопасности, а безответственность стала нормой в работе обслуживающего персонала. И это касалось всей страны: никто из них не имел реального представления о положении дел. Они не имели представления, о чем думают люди, не знали ничего о реальных условиях их жизни, об их надеждах, проблемах, чаяниях.

Критика с мест до них не доходила, хотя в своем распоряжении они имели огромный политический аппарат, именуемый КПСС. Но эта колоссальная машина была нацелена лишь на пропаганду – не более того. Даже всесильный КГБ был не в состоянии помочь руководству страны реально контролировать положение в стране.

Почему? Перед властными структурами не ставили задачу наладить связь между политическим руководством страны и населением. Газеты, журналы и телевидение под гнетом самой тупой цензуры, вместо того чтобы рассказывать о реальной жизни, всячески занимались ее приукрашиванием. Правила бал показуха. А политбюро непрестанно кормили сладкими баснями. Затуманенному взору властей предержащих представали «потемкинские деревни». Причиной крушения режима в 1991-м был и тот простой факт, что высшее руководство станы не отдавало себе отчета, насколько близка пропасть. Не имея реального представления о происходящем в стране, эти люди были не в состоянии принять меры к спасению тонущего корабля.

«Какое все это имеет отношение, – спросит читатель, в памяти которого еще не стерлись события двадцатилетней давности, – к сегодняшнему дню?» Думаю, об этом не стоит забывать. Хотя бы потому, что сегодня, как это ни странно, вновь проступают приметы недавнего прошлого. Примером тому может служить ситуация, возникшая в начале августа вокруг авторитетного социологического агентства ВЦИОМ. До меня дошли жалобы Юрия Левады на новый состав руководства агентства. Под видом приватизации его целиком и полностью планируется сформировать из числа правительственных чиновников. В каком-то смысле история повторяется. Ведь в конечном счете эта операция, направленная на то, чтобы давать «причесанную» информацию для формирования нужного общественного мнения в стране, приведет к одному: ту же приукрашенную информацию будет получать и российское руководство. А оно (конечно, если речь идет об умных и дальновидных политиках) должно иметь реальное представление о существующих проблемах, чтобы иметь возможность их преодолевать. Если же, напротив, российское руководство станет опираться на воодушевляющие рейтинги и восторженные результаты опросов общественного мнения, подготовленные назначенными функционерами, дело окончится печально. Власть рискует принять ошибочные решения по ключевым вопросам.

Допускаю (хотя, впрочем, не вполне в этом уверен), что вся затея с ВЦИОМом обусловлена начинающейся предвыборной кампанией партии власти, которая должна победить во что бы то ни стало. Кто не помнит, как Борис Ельцин «выиграл» президентские выборы 1996 года? Но в конечном итоге для российского общества это будет шаг назад: не может быть демократии в стране, где население не получает своевременной и достоверной информации о том, что имеет к нему самое прямое отношение. И не может быть прогресса в обществе, политические лидеры которого слепы.  

Еще по теме