Top.Mail.Ru
мнения

Снова в школу

Фото: Влад Некрасов / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Влад Некрасов / Коммерсантъ / Legion-Media

Год от года в России все больше людей начинают свое дело. Чтобы взрастить и прокачать в себе управленческие навыки, многие CEO и топ-менеджеры идут получать MBA. Что предлагают современные бизнес-школы и как выбрать программу по душе, в колонке для журнала «Компания» рассказала руководитель направления MBA в Skillbox Екатерина Фуфаева. 

Топ-5 тенденций в бизнес-образовании 

1. Акцент на практику

С развитием предпринимательства в стране появляется все больше преподавателей-практиков. Топовые университеты и бизнес-школы приглашают популярных зарубежных спикеров — от бывшего генерального секретаря ОПЕК до сооснователя Starbucks. Учебные материалы пополняются кейсами молодых компаний, и это помогает погрузиться в обучение даже зумерам. Хотя средний возраст людей, обучающихся в бизнес-школах, 28 лет, студенты моложе не редкость. Как правило, выпускная работа представляет собой практическое решение какой-то бизнес-проблемы: например банкротства фирмы из-за разделения полномочий с родственниками. Тут высоко ценится нетривиальное мышление и умение рассмотреть тот или иной кейс под разными углами. 

2. Гибридный формат обучения

Специалисты прогнозируют, что гибридная модель обучения (дистанционное + очное) заменит традиционную в следующие пять лет. Цифровизация затронула практически все сферы жизни, включая образование. Согласно исследованиям AMBA и BGA, во время пандемии доля онлайн-бизнес-курсов выросла с 8% до 68%. ESMT в Берлине предлагает гибридную форму — 80% онлайн + 20% part-time MBA с акцентом на бизнес-инновации, а также модули Executive MBA. Berkeley Haas инвестировал в виртуальные классы совместно с UC Berkeley Executive Education. 

3. Новые дисциплины

Фактическое содержание курсов MBA эволюционирует. Студентов интересуют сильные коммуникативные навыки (61%), инновации (54%), наличие разностороннего набора скилов (54%) и стратегическое мышление (50%). Эксперты считают, что каждая отрасль будет нуждаться в «Т-образном наборе» навыков — сочетании специализированных профессиональных и междисциплинарных знаний.

PwC Canada запустила курс «Стратегический форсайт и инновации». Он нацелен на выработку дизайн-мышления, формирование стратегий, освоение методов предвидения, тестирование новых моделей и поиск альтернативных решений. Курс «Стратегический форсайт» в Гарварде включает методы сценарного планирования, сканирования горизонтов, моделирование кризисных ситуаций, теоретические тренинги, позволяющие студентам прорабатывать разные варианты развития событий.

В российских школах тоже адаптировали обучающие программы к новым экономическим условиям. Как в Европе и США, они направлены на навыки самообразования и те, что позволяют быстро адаптироваться к переменам. ВШЭ предлагает дистанционный курс «Форсайт в стратегии компании. Как управлять неопределенностью?», где предлагается изучить 35 методов форсайта. 

4. Индивидуальный подход

Управленцы не готовы оставлять карьеру из-за очного обучения на программе MBA. Поэтому бизнес-школы становятся более адаптивными, предоставляя индивидуальные программы обучения, гибкий набор дисциплин и сроков. ESMT Berlin Global Online MBA предлагает студентам отдельные модули или подблоки курсов, которые можно изучать по расписанию или по личному графику. Программа рассчитана на 24 месяца с возможностью прохождения ее в течение пяти лет в удобном темпе.

Все популярнее становится персональный бизнес-коучинг. Отдельно такой инструмент существует не первый год, а в рамках программы MBA он позволяет проработать часть вопросов, которые не затрагиваются в процессе получения академических знаний. 

5. «Быстрое» обучение 

Один из главных трендов последних лет — курсы, рассчитанные на один-три месяца. Большинство людей, нацеленных на стремительный бизнес-результат, знают о важности запуска — это старт дела, сопровождаемый маркетинговыми активностями. Чтобы обеспечить успешный запуск, некоторые предприниматели решают обучиться в максимально быстром темпе. 

Что уйдет в прошлое 

  • Некоторые школы допускают перекосы в сторону практики, теряя при этом академичность и системность обучения. Фокус смещается на тактические задачи без работы над стратегическим мышлением. В итоге бизнес-образование превращается в мастерскую или воркшоп. Например, многие MBA Малайзии сегодня подвергаются критике. В погоне за диджитализацией они показывают низкий уровень вовлеченности и интерактивности. Здесь страдают традиционные университетские аспекты: взаимообучение, интеллектуальное лидерство (основанное на исследованиях), научная деятельность.

  • Продажа курсов становится хорошо масштабируемым бизнесом, и увлечение ею может превратить некоторые университеты в продавцов сертификатов. 

На что ориентироваться в выборе программы 

  1. Важно понимать, что именно вы хотите получить от MBA, и соотносить это с карьерными планами. Не всем высокооплачиваемым узкопрофильным специалистам нужно бизнес-образование.

  2. Оценивайте комьюнити, которое формируется вокруг программы. Если его интересы и цели совпадают с вашими, вероятно, программа вам подходит.

  3. Изучайте биографии преподавателей, условия и форматы обучения, программы курсов.

  4. Найдите в соцсетях тех, кто окончил интересующую вас программу, и поинтересуйтесь их впечатлениями и опытом. Такого не найдешь в свободном доступе! 

При выборе гибридного МВА необходимо смотреть на соотношение принципов университетского образования и новых технологий. Фундаментальность образования по-прежнему необходима руководителю. Знать теорию управления стоит хотя бы потому, что она позволяет делать выводы из накопленного рынком опыта и избегать дорогостоящих ошибок. А практика помогает применять знания на реальных бизнес-кейсах, но не подменяет собой всю программу.

Еще по теме