Top.Mail.Ru
архив

Совхоз им. Ротшильда

Краткая история петербургского молока

Очень и очень многое в бизнесе молочных компаний зависит от стартовых условий. Компания, образованная на базе крупного, оснащенного более или менее современным оборудованием комбината, несомненно, более жизнеспособна, нежели мелкий районный молокозавод. Тем не менее опыт создания молочных компаний в Санкт-Петербурге показывает, что стартовые позиции не самое главное.

Из пяти молочных комбинатов города, два из которых задумывались как крупнейшие в Европе, наиболее мощный - АО «Петмол», бывший молочный комбинат №1. Старейшее и крупнейшее предприятие в городе, «Петмол» был приватизирован с передачей контрольного пакета трудовому коллективу. Кроме того, значительный пакет акций (29%, сейчас - 25%) был передан дочерней компании Parmalat - АО «Мослат». Предприятие очень скоро перешло под контроль ЗАО «Пармалатинвест», за которым со всей очевидностью стоял менеджмент комбината. Крупную долю в уставном капитале имеют и иностранные портфельные инвесторы. Естественно, что крупнейший в городе комбинат, чьим финансовым партнером стал Сбербанк и которому вполне открыто покровительствовали местные власти, получил возможности почти неограниченного развития и сейчас контролирует более 50% городского рынка.

До 1997 года не менее активно развивалась компания «РОСКА» (питерский комбинат № 5), обладавшая самым мощным и современным оборудованием, и, казалось, вопрос о второй молочной компании в городе решен. Однако на практике все получилось совсем не так. «РОСКА», втянутая в акционерный скандал местного масштаба, разделилась на две компании. Кончилось все печально: одну из половинок «РОСКА» вместе со Сбербанком купил и активно использует «Петмол», другая часть компании, похоже, навсегда утратила перспективы развития. Фактически компания, управляемая слабоквалифицированными менеджерами, как самостоятельный производитель не существует.

А вот появление в северной столице сильного конкурента «Петмола», ЗАО «Пискаревский молочный комбинат», - пока необычное для России явление. Его организовали 13 крупных совхозов Ленинградской области, не видевших без объединения перспектив сбыта своей продукции. Компания, создаваемая на базе не самого крупного молочного комбината №3, имеющая в активе только неплохую сырьевую базу и твердое желание быть представленной на рынке, очень быстро осознала, что перспективы роста - в освоении маркетинговых приемов, еще не использованных конкурентами. Так, летом 1998 года компания выпустила на рынок молоко под торговой маркой «Клевер», которая заполнила нишу натурального молока, до той поры представленного большей частью некрупными производителями из Ленинградской области. «Клевер», появление которого стало «хитом сезона» на местном рынке, сейчас является вторым по популярности молочным брэндом в городе. В целом же компания имеет, по разным оценкам, от 15 до 20% местного рынка молока, а перспективы ее оцениваются очень высоко. Кстати, опыт Пискаревского комбината вызвал оживление среди местных совхозов и областных молочных комбинатов - уже сейчас обсуждаются два проекта создания молочных компаний на юге области и в Выборге.

Еще по теме