SPAR-ное решение
Александр Мамут с торговлей продуктами не справился и вынужден будет подвинуться. Он лишается монополии на развитие голландского бренда SPAR в Москве: лицензии ритейлера могут получить еще четыре компании.
Миллиардер купил «СПАР ритейл» в 2009 г. у экс-главы Московского ипотечного агентства Дмитрия Будакова. Купил с долгами, но планировал к 2016 г. удвоить число магазинов, оценив инвестиции в $70 млн. Для решения задачи была нанята команда бывших топ-менеджеров X5 Retail Group.
Однако план не сработал: выручка «СПАР ритейл» продолжала снижаться (5,3 млрд руб. в 2013 г.), а чистый убыток расти (1,8 млрд руб.). Число магазинов в Москве сократилось с 24 до 19. По мнению управляющего партнера Management Development Group Дмитрия Потапенко, всему виной слабая команда и управленческие ошибки.
Предполагалось, что SPAR займет в Москве свободную нишу между «Перекрестком» и премиумными «Азбукой вкуса» и «Глобус Гурмэ», но ресурсов для выхода из сегмента «средний плюс» не хватило, а аудитория попроще уже была отсечена.
При этом в общероссийских масштабах SPAR показывал быстрый рост: выручка лицензиатов за 2014 г. увеличилась на 30%. В таких условиях глобальная SPAR запланировала открытие 60 новых магазинов. Соответствовать быстрому темпу компания «СПАР ритейл», которой еще год назад эксперты настоятельно рекомендовали банкротиться, явно не в состоянии.
Для осуществления планов по развитию SPAR International готова нарушить правило: не более одного партнера в регионе. Одним из первых конкурентов компании Александра Мамута станет питерский ТД «Интерторг», управляющий более 360 магазинами, в том числе собственными сетями «Народная семья» и «Идея». Ритейлер работает по лицензии SPAR в Северо-Западном регионе с 2011 г. Руководство компании заявило о готовности открыть 17 сетевых супермаркетов в Москве в 2015 г., причем часть торговых точек будет взята в аренду у федеральной сети «Седьмой континент». Инвестиции в каждый магазин могут составить около 100 млн руб.