США наполнят рынок дешевой нефтью
Американские нефтяные корпорации просят Белый дом снять запрет на экспорт «черного золота», действующий вот уже сорок лет. Отмена эмбарго укрепит экономическую мощь Соединенных Штатов, уверены нефтяники. Кроме того, США получат дополнительные инструменты политического давления. Ранее ЕС уже создал Энергосоюз против «Газпрома». На помощь Брюсселю может прийти Вашингтон, и Россия окажется в окружении.
Одиннадцать друзей Обамы
В середине марта одиннадцать руководителей крупных нефтяных компаний США пришли в Белый дом. Все они – профессиональные лоббисты из организации «Производители американской нефти на экспорт» (PACE). Уже из названия становится ясно, с каким предложением они обратились в администрацию президента Барака Обамы. Нефтяники хотят получить высшее благословение на вывоз «черного золота» за рубеж.
По данным агентства Bloomberg, на встрече присутствовали глава ConocoPhillips Райан Ланс, руководитель Marathon Oil Corp. Ли Тиллман, президент Chesapeake Energy Corp. Роберт Лоулер и Стивен Чейзен из Occidental Petroleum Corp.
В рейтинге Fortune Global 500 (пять сотен самых крупных в мире компаний по размеру выручки) за 2014 г. ConocoPhillips заняла 47-е место (выручка – $59,43 млрд, капитализация на 20 марта 2015 г. – $78,62 млрд), Occidental Petroleum Corp. – 116-ю позицию ($25,74 млрд/$56,03 млрд соответственно), Chesapeake Energy Corp. – 163-е место ($17,51 млрд/$9,05 млрд), Marathon Oil Corp. –
188-ю строчку ($15,32 млрд/$17,68 млрд).
Всего в PACE входит шестнадцать корпораций. И все они считают, что экспорт нефти сулит национальной экономике только плюсы. На официальном сайте объединения перечислены результаты, к которым страна придет после отмены ограничений.
Первый из них – увеличение числа рабочих мест. «Отказ от устаревших запретов высвободит потенциал для американского энергетического бума, создав сотни тысяч вакансий по всей стране», – уверены в PACE. Производители нефти отмечают, что с 2007 г. по 2012 г. в отрасли появилось 162 000 рабочих мест, их количество выросло на 40%. Разрешение на вывоз «черного золота» позволит нарастить производство и привлечь к труду новых людей.
Второй результат – экономический рост. Разрешение на экспорт привлечет в страну дополнительно $750 млрд и потенциально – $995 млрд в перерабатывающий и исследовательский сектора, подсчитали в компании IHS Energy. Кроме того, к 2020 г. налоги с нефтянки принесут в бюджеты всех уровней $13,5 млрд.
Третий – снижение цен на бензин внутри страны. Дело в том, что стоимость моторного топлива в Соединенных Штатах привязана к мировым нефтяным котировкам. Выход предприятий на глобальный рынок сделает «черное золото» более дешевым. Автолюбители окажутся в выигрыше: их семейные бюджеты избавятся от дополнительных издержек. По оценке американской консалтинговой компании ICF International, отмена запрета позволит потребителям сэкономить до $5,8 млрд с 2015 г. по 2035 г.
Это «большая тройка» плюсов. Но есть еще три. Дальнейший рост нефтедобычи, сокращение дефицита торгового баланса (в IV квартале 2014 г. он достигал $127 млрд) до $22,3 млрд к 2020 г. и, самое интересное, создание системы глобальной энергетической безопасности.
Во-первых, превращение из импортера в экспортера обеспечит энергонезависимость самим США. Во-вторых, оно даст Вашингтону дополнительные рычаги дипломатического влияния, в том числе возможность введения расширенных экономических санкций. «Снятие запрета на поставки нефти обеспечит безопасность наших союзников, которым больше не придется покупать ресурсы в неустойчивых регионах мира», – говорят в PACE, ссылаясь на цитату сенатора от штата Аляска Лизы Меркауски: «Разрешение на экспорт нефти станет мощным сигналом для всего мира: у Америки есть ресурсы и решимость для того, чтобы стать превосходящей силой на планете».
В июле 2014 г. стало известно, что Евросоюз попросил американские власти разрешить продажу топлива в Старый Свет. Основной аргумент Брюсселя: нестабильная политическая ситуация вокруг Украины угрожает поставкам нефти и газа из России. Учитывая, что Европа уже создала Энергосоюз (см. «Ко» №838 (9) от 13.03.2015, «Игра в монополию»), призванный обеспечить ей снижение зависимости от «Газпрома», можно сказать, что против РФ разворачивается серьезный фронт.
Ранее в Белый дом с просьбой открыть свободный экспорт обращался нефтяной гигант Exxon Mobil (второе место в Fortune 500: выручка – $407,67 млрд, капитализация – $354,62 млрд; в 2015 г. планирует добывать 4,1 млн баррелей в сутки, или 35% от всего производства нефти в Соединенных Штатах). Компания опасается, что в ближайшее время на внутреннем рынке возникнет переизбыток предложения. Значит, нужно искать новых покупателей. В Exxon Mobil полагают, что к 2040 г. потребление энергии в мире увеличится на треть из-за стремительного прироста населения и повышения уровня жизни в развивающихся странах, в первую очередь в Китае и Индии. Нефть и газ в течение следующих 25 лет будут обеспечивать около 60% потребности в энергии. Американские корпорации хотят успеть к раздаче самых лакомых кусков этого пирога.
Пока Вашингтон молчит. Но за последние сорок лет в США созрели предпосылки для полноценного выхода на мировой топливный рынок, а хватка властей начала слабеть еще в прошлом году.
Судный день
США ввели запрет на экспорт нефти в далеком 1975 г. Все началось с того, что в октябре 1973 г. на Ближнем Востоке вспыхнул очередной конфликт. Израиль сражался с коалицией арабских государств – Египтом, Сирией, Ираком и Иорданией. Соединенные Штаты поддержали Тель-Авив. «Война Судного дня» длилась всего 18 дней и окончилась победой Израиля. Арабы решили отомстить американцам и отказались продавать им сырую нефть.
На энергетическом рынке произошел взрыв. Еще вчера баррель стоил всего $3. Из-за эмбарго цены подскочили в четыре раза, до $12. Вскоре после этого на заправках США начал стремительно дорожать бензин. В первые же дни нефтяной блокады стоимость галлона моторного топлива выросла с 40 до 55 центов.
Арабская коалиция сняла блокаду уже в 1974 г. Но она произвела на страну неизгладимое впечатление. Под угрозой оказалась «американская мечта» – образ жизни, неотъемлемой частью которого были качественные автомобили и дешевый бензин. Президент Ричард Никсон призвал граждан к экономии. Авиакомпании стали совершать меньше рейсов. Казалось, США оцепенели.
В конечном счете сознание американцев перевернулось. Они поняли, что страна больше не может так сильно зависеть от внешних поставок, и занялись импортозамещением. Краеугольным камнем этого процесса стал запрет на вывоз сырой нефти. Соединенные Штаты начали аккумулировать стратегические запасы «черного золота».
За сорок лет США превратились в ведущую энергетическую державу. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2014 г. они добывали 11,81 млн баррелей нефти в сутки. За год объем производства вырос на 1,5 млн бочек. Для сравнения: России удалось нарастить добычу только на 50 000 баррелей в день, до 10,93 млн. МЭА прогнозирует, что отрыв американцев с годами только усилится. Произойдет это благодаря «сланцевой революции». К 2020 г. Соединенные Штаты будут выкачивать из земли свыше 5 млн баррелей сланцевой нефти в день.
И вот уже несколько недель кряду запасы нефти в США обновляют 80-летние максимумы. Согласно последним сведениям американского Минэнерго, коммерческие резервы выросли до 458,5 млн баррелей. С 13 по 18 марта они увеличились на 2,1%, или на 9,6 млн бочек. Помимо коммерческих, имеются еще и стратегические запасы. Они хранятся в четырех природных подземных резервуарах (полости, пробуренные в соляных куполах) в южных штатах. Их объем составляет 691 млн баррелей. Китайские резервы оцениваются в 250–300 млн баррелей. По данным российского Центрального диспетчерского управления ТЭК, коммерческие запасы «черного» золота в РФ на 17 марта достигают 45,3 млн баррелей.
При этом топливные хранилища в США стремительно заполняются. В начале весны американская газета The Wall Street Journal провела опрос аналитиков. По мнению экспертов, запасы растут «устрашающе быстро». Так, в ключевое хранилище в городе Кушинг (его еще называют трубопроводным перекрестком мира), штат Оклахома, закачано уже почти 50 млн баррелей нефти. За месяц запасы выросли почти на 8 млн баррелей. Ожидается, что при таких темпах свободных объемов в Кушинге хватит лишь до начала мая. В целом аналитики оценили наполненность всех американских резервуаров в 70%.
«Стоит сказать, что политика США по вопросу экспорта нефти начала меняться еще в прошлом году. Летом 2014 г. правительство разрешило экспортировать нефтяной конденсат. Нынешнее обращение нефтяников к властям является очередным шагом к либерализации экспорта», – сказал «Ко» ведущий эксперт компании «Финам» Дмитрий Баранов. Действительно, 25 июня 2014 г. Министерство торговли США, применив бюрократическую уловку, разрешило двум компаниям (Pioneer Natural Resources и Enterprise Product) вывозить «черное золото» из страны. Предприятиям позволили продать за рубеж сверхлегкую нефть, или конденсант. Хитрость заключается в том, что сверхлегкая нефть – это сырой продукт. Он добывается при разработке сланцевых месторождений. Министерство переклассифицировало его в нефтепродукт, а запрет на поставки переработанной нефти не действует. Таким образом, ловким росчерком пера чиновники приподняли топливный «железный занавес» США. Через пять дней после выдачи разрешения нефтяной танкер «Замбези Стар» отчалил от берегов Техаса и отправился в Южную Корею. На его борту находилось 400 000 баррелей сверхлегкой нефти. Их продали за $40 млн, или по $100 за бочку. 30 июля 2014 г. американцы впервые более чем за сорок лет экспортировали свою нефть.
Несмотря на это, Соединенные Штаты все еще остаются ведущим импортером нефти. Они ввозят чуть более 7 млн баррелей в день. Тем не менее 40-летняя подготовка не прошла даром. Вышки работают на полную мощность, на поверхность извлекается даже труднодоступное топливо, а запасы нефти – крупнейшие в мире.
Эталонный спред
Помимо перечисленных целей, достижение которых должно ускорить экономическое развитие США, производители нефти ставят перед собой еще одну. Спред между марками Brent и WTI продолжает расширяться. На лондонской бирже ICE 23 марта североморская нефть стоила $55,92 за баррель, техасская – $46,84.
Это не означает, что WTI хуже по качеству, чем Brent. Как раз наоборот. Американская нефть – легкая и «сладкая», в ней мало серы, что высоко ценится при производстве дизельного топлива и бензина. Brent – чуть более тяжелая и сернистая. Злую шутку с WTI сыграли колоссальные запасы нефти в США. Иными словами, американцы не знают, куда девать свое топливо. Хранилища наполнены, местные нефтеперерабатывающие заводы не успевают создать необходимый для скачка цен спрос. С другой стороны, производители Brent (Норвегия, Великобритания) не связаны запретами на экспорт и свободно поставляют свой товар на международный рынок. Хотя падение спроса ударило и по ним: не стоит забывать об обвале котировок, начавшемся осенью прошлого года.
Американские компании хотели бы сократить 10-долларовый ценовой разрыв – это позволит им увеличить прибыль. Так что, кроме громких слов об энергетическом буме, рабочих местах и привлечении инвестиций, у корпораций имеется и чисто шкурный интерес.
Главное следствие отмены эмбарго – корректировка нефтяных цен. Дешевое американское топливо – привлекательный товар. Что это значит? Brent будет падать в цене, стоимость WTI, наоборот, расти. Спред между ними либо вовсе исчезнет, либо окажется незначительным. В глобальном плане включение компаний из США в большую игру приведет к общему падению цен на «черное золото». Но при этом котировки техасской нефти чуть подрастут. В выигрыше окажутся американские добытчики. Проиграют страны, подсаженные на «нефтяную иглу», – Россия, Венесуэла, Саудовская Аравия. И совсем не важно, что Москва продает Urals, Каракас – Merey, а Эр-Рияд – Arab Light. Речь не идет о конкуренции между конкретными сортами. Просто выход WTI на глобальный топливный рынок изменит ценовой баланс – вся нефть подешевеет. И Саудовская Аравия может сколько угодно говорить о том, что нефть по $100–120 ей невыгодна – это, мол, усиливает конкурентов королевства. Но казну нужно чем-то наполнять. Потери саудитов очевидны: запланированный на 2015 г. дефицит бюджета станет рекордным для Эр-Рияда – около $40 млрд.
Директор аудиторско-консалтинговой группы BDO в России Сергей Албу отметил, что при экспорте WTI в Европу разница в цене с Brent сократится до $2–3. Именно столько стоит доставка техасской нефти через Атлантику. «То есть цены должны стремиться к некоторому паритету, который будет явно не в пользу Brent», – отметил эксперт в беседе с «Ко». При этом он рекомендует не забывать о том, что на котировки влияют также динамика мирового спроса и спекулятивные сделки.
Есть еще один важный момент. Даже если Конгресс и президент США откроют границы для экспортеров, цены на энергоносители не изменятся в один момент. Четыре десятилетия внутреннего потребления нефти сыграли свою роль. Американская инфраструктура пока не в состоянии быстро вывезти огромные объемы топлива.
В нефтепроводной системе Соединенных Штатов есть узкие места, подчеркивает старший аналитик Vygon Consulting Мария Белова. Во многом это и определяет нынешнюю цену на WTI. Хранилища главного распределительного центра в Кушинге почти заполнены. Именно отсюда идут поставки нефти по фьючерсным контрактам, которые торгуются на Нью-Йоркской бирже. Даже если бы сейчас отмечался большой спрос на техасскую нефть, ее было бы сложно доставить до потребителя. «Хаб находится в самом центре страны, и возможности поставки нефти на экспортные терминалы в Мексиканском заливе ограничены мощностью трубопровода Seaway – 400 000 баррелей в сутки», – пояснила «Ко» Мария Белова. Она добавила, что пропускная способность трубы может быть увеличена до 850 000 баррелей в день, но на это потребуется время. Есть еще возможности для доставки на побережье – автомобильные и железные дороги. Но такой способ транспортировки сделает «черное золото» слишком дорогим. Перекачка по нефтепроводу прибавляет к цене барреля $1,5, перевозка поездами – $5, машинами – $8.
По оценке аналитика инвесткомпании «Велес капитал» Василия Тануркова, снятие запрета на поставки американской нефти в текущих условиях приведет к тому, что и Brent, и WTI будут стоить около $49–50 за баррель.
Открытие экспорта нефти из США напрямую не повлияет на российские компании, считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашев. «Скорее всего, произойдет лишь выравнивание цен Brent и WTI», – считает он. Да, глава «Роснефти» Игорь Сечин в феврале 2015 г. говорил, что его компанию устраивает цена в $50 за баррель. Если нефть не опустится ниже этой отметки, корпорация не станет снижать инвестиции и объемы добычи. В противном случае, надо полагать, Сечину придется думать об экономии. Вице-президент «Лукойла» Леонид Федун тоже держится молодцом. В ходе телеконференции в ноябре 2014 г. он отметил, что компания выстоит даже при обвале нефти до $25 за бочку. Рассказывая о том, что «Лукойлу» все нипочем, Федун не забыл упомянуть тех, кому будет плохо. В зоне риска окажутся новые проекты на арктическом шельфе и проекты по добыче сланцевой нефти (сейчас в Арктике работает «Газпром нефть шельф», «дочка» «Газпром нефти»; о намерении работать со сланцем ранее говорили в «Роснефти», самом «Лукойле» и «Газпром нефти». – Прим. «Ко»).
Но все это похоже на хорошую мину при плохой игре. Дешевеющее «черное золото» в любом случае сокращает доходы нефтедобытчиков. Кроме того, с приходом американцев рынок станет «теснее». По словам Сергея Албу, падение цен и возможная потеря доли рынка повлекут сокращение денежных потоков для отечественных компаний. «При отсутствии господдержки это может привести к снижению инвестиций в добычу и, как следствие, к дальнейшей потере рынков сбыта», – предупреждает эксперт.
PACE продавливает отмену эмбарго через Белый дом ради того, чтобы продавать свою нефть по более выгодной цене. Вполне разумное и понятное желание. При этом ассоциация использует политические доводы вроде установления мирового энергетического господства и помощи союзникам за океаном. Вполне вероятно, что именно на это и польстится власть, когда будет принимать окончательное решение.
Из Вашингтона с любовью
Отмена запрета на экспорт нефти выглядит слишком привлекательно. Судите сами. Волевое решение администрации способно существенно усилить позиции как американского бизнеса, так и государства на международной арене. Недаром один из аргументов PACE – возможность применения Соединенными Штатами расширенных санкций. В том числе они могут коснуться и России. Пока Европа сильно зависит от нашего «голубого топлива», газовый сектор может спать спокойно. Когда на РФ накладывали секторальные ограничения, Брюссель особо настаивал на том, чтобы «Газпрома» в санкционных списках не было. В августе 2014 г. бывший еврокомиссаром по энергетике Гюнтер Эттингер отмечал, что от удара по газовой отрасли пострадают все – и Россия, и Украина, и Европа. Если американские компании смогут дать европейским потребителям достаточно ресурсов, у ЕС будут развязаны руки.
У Москвы есть повод задуматься и без санкций. Падение нефтяных цен – вот насущная проблема Кремля. Казалось бы, российское правительство только-только смирилось с тем, что «черное золото» не будет стоить $100 за бочку. В новый бюджет, учитывающий ухудшение экономической ситуации, заложили нефть по $50. До 10 апреля Госдума должна рассмотреть и принять этот бюджет. Доходы казны в 2015 г. составят 12,54 трлн руб., расходы – 15,22 трлн руб. Дефицит достигает 2,68 трлн руб., или 3,7% ВВП. По оценке главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, бюджет недополучит 2,2 трлн руб. как раз из-за дешевеющих энергоносителей.
Смягчить удар поможет финансовая «подушка безопасности»: власти потратят почти 70% Резервного фонда. Это 3,1 трлн руб. Центр развития Высшей школы экономики прогнозирует, что в 2016 г. фонд опустеет при сохранении текущих цен на нефть, а также санкций. В таких условиях 10-процентному секвестру подверглись все расходы государства, кроме трат на оборону, строительство стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 г. и поддержку сельхозпроизводителей.
Страдает и качество жизни населения. По последним данным Росстата, в феврале 2015 г. реальная зарплата россиян упала на 9,9% при номинальном росте в 5,2%. Ее средний размер составляет 30 620 руб. В то же время в «ВТБ Капитал» подсчитали, что в этом году семьи будут пускать 50–55% своего бюджета на приобретение продуктов питания. На этом фоне государство продолжает искать способы экономии. Например, Минтруд предложил не платить работающим пенсионерам, имеющим доходы свыше 1 млн руб. в год. Это коснется более 200 000 человек. Зато к 2018 г. бюджет сохранит 62 млрд руб. Минфин, в свою очередь, планирует отменить индексацию зарплат госслужащим в 2015 г., а социальные пособия и компенсации повысить только на 5,5% при прогнозируемой инфляции в 12%. Так можно снизить издержки на 60 млрд руб., подсчитали в ведомстве Антона Силуанова.
В общем, только государство затянуло пояса населению, как из Вашингтона пришли тревожные вести. Снятие запрета на экспорт нефти в любом случае окажет давление на котировки. Не сегодня, так завтра. Придется снова сводить финансовый баланс, при котором более-менее сохраняются и деньги, и социальное спокойствие.
Последний год показал нам, как опасно делать ставку на переменчивые величины. Сытые годы закончились вместе с нефтью по $100 за баррель. Двукратное падение цены – еще не предел. И пока американцы думают, снимать эмбарго или нет, России необходимо встать на путь настоящей диверсификации. Слишком много о ней было сказано в последние годы. Видимо, на реальные действия власть решится только после того, как ее загонят в угол. В этом смысле ужесточение конкуренции на топливном рынке пойдет только на благо отечественной экономике. Разумеется, в отдаленной перспективе.