Top.Mail.Ru
архив

Стенка на стенку

Состоявшаяся в конце августа в Берлине выставка бытовой электроники IFA-2001 прошла под знаком «смерти» пленки. Традиционные VHS исчерпали свои возможности, и все ведущие производители обратились к «цифре». Они разработали множество технологий хранения и передачи цифровой информации. Теперь весь вопрос в том, какая из технологий станет мировым стандартом. Производители ведут борьбу не на жизнь, а на смерть, чтобы утвердить в качестве стандарта именно свою технологию.

На берлинской выставке демонстрировали не только новые продукты, но и новые альянсы. Идти наперекор большинству и продвигать собственные технологии в одиночку решаются немногие. Это под силу только компаниям-гигантам – таким, как японская Sony или голландская Philips.

Вместе весело шагать Другие производители бытовой электроники для разработки новых технологий и их продвижения на рынок предпочитают создавать альянсы. Как сказал в интервью «Ко» вице-президент европейского отделения Philips Руди Провуст, «в современную цифровую эру, в условиях конвергенции технологий, появилось гораздо больше точек соприкосновения для различных компаний, чем прежде. Соответственно – гораздо больше возможностей и для партнерства. Разные компании, работая сообща, ускоряют дальнейшее развитие технологий». Среди наиболее заметных союзов – созданный под эгидой Philips DVD+RW Alliance, а также SD Association, организованная японской Matsushita для продвижения технологии сменных чипов памяти SD. В союз DVD+RW кроме Philips и Sony входят Hewlett-Packard, Mitsubishi, Ricoh, Thomson и Yamaha. Участники этого альянса объявили о запуске серии продуктов, работающих в формате DVD+RW. Этот стандарт подразумевает возможность и перезаписи информации на столь популярные сегодня цифровые DVD-диски, и воспроизведения ее на любых типах DVD-проигрывателей. Технологии перезаписываемых DVD-дисков существовали и ранее – они носили названия DVD-RW и DVD-RAM. Первую технологию поддерживают японские и корейские производители – Fuji, Hitachi, Kenwood, LG, Samsung, Mitsubishi, Pioneer, Sanyo, Sharp и TDK. Вторую лоббирует Matsushita. Существенный недостаток обеих технологий состоит в том, что записанные диски уже нельзя проигрывать на обычных бытовых DVD-плейерах. Создавая свой альянс, главные разработчики DVD+RW – компании Philips и Sony надеются серьезно оттеснить своих конкурентов. Продажи новых DVD-магнитофонов уже начались: производимая Philips модель DVDR1000 даже получила награду «Лучший европейский цифровой видеопроигрыватель 2001 года». Второй разработчик – Sony с выводом новинки на рынок, наоборот, не спешит. По словам президента Sony Home Video Масакадзу Сонода, решение о том, выпускать или нет новый продукт в продажу, будет принято не ранее 2002 года. Позицию шефа разъясняет Альдо Лигори, директор по корпоративным связям европейского отделения Sony: «Наша компания разработала множество новых технологий в сотрудничестве с другими фирмами, но решение о запуске этих технологий требует тщательной проработки. На принятие решения о запуске новой технологии уходит от одного года до трех лет. Поэтому о перспективах DVD+RW мы сможем сказать только в будущем году, но когда именно – пока неизвестно».

Что помнит палочка Еще одна война между производителями разгорелась в области компактных цифровых носителей информации – «дискет следующего поколения». Здесь столкнулись две технологии – Memory Stick и SD. Первая торговая марка (в дословном переводе – «запоминающая палочка») уже известна российским пользователям – это разработка Sony, которая, не желая ни с кем делиться успехом, продвигает свой стандарт единолично. Соотечественники Sony из Matsushita развивают собственный стандарт SD (он получил такое название по имени разработчика – компании SanDisk Corporation). Вместе с Matsushita единым фронтом выступают еще несколько компаний: Canon, Sharp, JVC, Nintendo, Mitsui, Casio, Palm, Hitachi, Toshiba и др. Накал борьбы объясняется тем, что перспективы новых «дискет» (и SD, и Memory Stick) огромны. Более того, в недалеком будущем их рассматривают как альтернативу столь популярным сегодня на Западе DVD-носителям. Главные преимущества «палочек» кроются в их крохотных размерах, возможности перезаписи и отсутствии движущихся частей: последнее обстоятельство повышает надежность и самого носителя, и воспроизводящей аппаратуры. На IFA компания Matsushita продемонстрировала возможности SD. На карточке размером с четверть спичечного коробка поместился отрывок кинофильма с отменным качеством изображения и стереозвуком. Правда, клип длился не более трех минут. Относительно небольшой объем памяти – главный недостаток сегодняшних компактных цифровых носителей. Но, по заверениям инженеров Matsushita, к 2005 году технология SD разовьется настолько, что одна SD-карточка сможет вмещать уже 144 минуты видеоизображения, то есть целый кинофильм. Еще одна технология, главным локомотивом которой остается все та же Sony, – цифровые дискеты, получившие название MiniDisс. Сама технология была запущена компанией почти 10 лет тому назад – в 1992 году, и, по утверждению Альдо Лигори, продажи устройств и самих мини-дисков с тех пор только росли: «Технология все время развивалась, появлялись новые сферы для ее применения. Сегодня уже разработаны устройства, позволяющие перекачивать информацию из Интернета на мини-диск. Следующим нашим шагом будет мини-дисковод для ПК, его мы намерены запустить уже в нынешнем году».

Преждевременные похороны Тем временем старые технологии не намерены сдавать свои позиции без боя. В частности, несмотря на бурное развитие жидкокристаллических и плазменных технологий для дисплеев, всем знакомые кинескопные телевизоры еще не скоро сойдут с конвейеров мировых производителей. Эдуард Гайдек, менеджер по продуктам компании LG, сказал «Ко»: «Плазменные и жидкокристаллические экраны – очень перспективная технология, однако для массового потребителя телевизоры, собранные по этим технологиям, все еще слишком дороги. Конечно, со временем новые технологии победят, но это случится еще нескоро. Например, наша компания в ближайшие три года не собирается снимать с производства традиционные лучевые трубки». Многие эксперты считают, что рано хоронить и традиционную пленку – как для видео-, так и для звукозаписи. С одной стороны, стандарт VHS достиг своего технологического предела и выжать из него еще лучшее качество не представляется возможным. С другой стороны, коммерческий потенциал старых добрых «видаков» еще очень велик – в первую очередь на развивающихся рынках, к которым можно отнести и Россию. По данным Михаила Кучмента, старшего менеджера по маркетингу аудио- и видеопродукции «Самсунг Электроникс», сегодня в России доля DVD-проигрывателей составляет лишь 5% от рынка VHS-проигрывателей. Причина популярности стандарта VHS кроется в дешевизне носителей. Например, в России цена на DVD-диск (даже с учетом того, что уже появились DVD-пираты) не опускается ниже $15, тогда как лицензионная видеокассета с качественной записью стоит около 200 руб. По словам главы российского отделения Philips Дмитрия Страшнова, на российском рынке его компания сохранит свое присутствие во всех секторах рынка – наряду с дорогими цифровыми установками в России будут активно продаваться и традиционные VHS-системы. (О новых стратегиях Philips «Ко» подробно писал в № 31 от 20 августа 2001 года.) Другой производитель – корейская компания Samsung пошла комбинированным путем, создав гибридный видеопроигрыватель, на котором можно просматривать как DVD-диски, так и обычные видеокассеты. Модель Dual Vision оказалась настолько успешной не только в России, но и в Европе и США, что идею Samsung уже начали копировать другие производители – в частности, компания Go-Video Inc.

Япония – Нидерланды – Корея. Далее – везде... Компаний – производителей бытовой электроники в мире много, однако только пять корпораций производят полный спектр электронной продукции (телевизоры, аудиосистемы, видеокамеры, универсальные видеопроигрыватели и др.). Это японские Sony и Matsushita (последней принадлежат торговые марки Panasonic и Technics), голландская Philips и корейские Samsung и LG. Тройка лидеров на рынке бытовой электроники по итогам 2000 года выглядит следующим образом:

Еще по теме