Top.Mail.Ru
мнения

Стоит ли покупать готовый бизнес в 2021 году

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа
Рами Зайцман — инвестиционный консультант, автор YouTube-канала «Экономист на час»

Начать свой бизнес можно по-разному: создать его с нуля самостоятельно, взять франшизу или купить готовый бизнес. Я не буду рассматривать вариант самостоятельного развития бизнеса, так как он имеет много нюансов, которые всегда индивидуальны. А вот вариант покупки готового бизнеса может быть привлекательным. Но как узнать, будет ли дело приносить вам прибыль в 2021 году?

Купить франшизу или готовый бизнес

В Сети есть множество сайтов, где вы можете посмотреть перечни различных франшиз, которые актуальны в России. Сейчас в рейтингах франшиз лидирует сфера торговли. На сферу кафе и фастфуда повлияла самоизоляция и последствия трудного 2020 года. По цене покупка франшизы выглядит более привлекательно, чем покупка бизнеса. Вы можете купить франшизу интернет-магазина за 30 тысяч рублей и сразу же сможете работать под разрекламированным брендом. К тому же при покупке франшизы вы получите: рекламные материалы, брендбук, логотип и помощь в решении организационных вопросов.

То, как именно вам будет помогать главный офис, регулируется в договоре концессии, именно в нем прописаны все нюансы во взаимоотношениях владельца франшизы и ее покупателя. При желании подобные договоры крупных сетей можно найти в интернете для более ясного понимания условий работы с разными франшизами. При покупке франшизы требуется заплатить паушальный взнос — это единовременная плата за присоединение к сети франшиз. Не стоит забывать, что есть еще такая вещь, как роялти, — это ежемесячное отчисление за использование торговой марки и операционной бизнес-модели.

К примеру, популярная франшиза «Макдональдс» имеет следующие условия: нужно инвестировать сумму от одного миллиона долларов, заплатить паушальный взнос в размере 45 тысяч долларов, платить ежемесячное роялти от 12,5%. В лучшем случае открытие одного «Макдональдса» окупится спустя год, в худшем — через три и более.

Покупка франшизы ограничивает рост бизнеса, любая крупная ошибка партнеров тут же отразится на вас, и самое неприятное — это постоянные отчисления роялти за использование франшизы. Если вы покупаете готовый бизнес, то берете всю ответственность на себя и выходите на точку безубыточности раньше. Нюансов в обоих случаев гораздо больше, но мы более подробно остановимся на вопросе покупки готового бизнеса. Один из главных вопросов, который следует задать владельцу бизнеса, — по какой причине он продается.

Если бизнес приносит доход, зачем его продавать?

Если спрашивать людей о причине продажи бизнеса, то окажется, что большинству просто хочется чего-то нового. В современном мире предприниматели зачастую изначально запускают проект с целью его дальнейшей продажи. С такими продавцами легче всего общаться. Они настраивают всю систему на автономную работу с самого начала, знают актуальные цены на рынке и дорожат своей репутацией.

Проблема в том, что человек заинтересован продать вам этот бизнес и его в принципе не волнует, что будет с его компанией в будущем, он создавал проект, чтобы потом его продать и пойти дальше. Поэтому если у вас вдруг появятся вопросы, на которые должен будет ответить предыдущий владелец, то он вряд ли это сделает, так как будет поглощен уже новым проектом.

Другая причина продажи бизнеса — вынужденная, тут вам могут сделать скидку и объяснить всю нюансы. Но, как правило, такой бизнес будет завязан на постоянном личном присутствии руководителя.

Также может быть третья причина, которую от вас тщательно скрывают. Предыдущий владелец бизнеса говорит вам о плюсах и не рассказывает про моменты, с которыми он не справляется, будь то: проблемы с арендой, поставщиками, законодательством или что-то другое, как итог — этот бизнес убыточен или находится на грани разорения. Если вы начинающий предприниматель, то не стоит надеяться исключительно на удачу и слепо верить в то, что прошлому владельцу просто захотелось попробовать что-то другое. Нужно понять реальную причину, по которой бизнес выставили на продажу. Поэтому главное правило в покупке готового бизнеса — проверка.

Процесс проверки готового бизнеса

Бизнес можно проверять самостоятельно, а можно привлечь для этого профессионалов. Как правило, бизнес проверяют по пяти направлениям. Операционная проверка, в ходе которой изучают историю создания, организационную структуру, эффективность и уровень навыков сотрудников. Параллельно с ней ведется юридическая проверка. Нужно посмотреть все договоры, которые только сможете найти, соглашения об аренде, трудовые договоры, договоры на поставку оборудования, материалов и прочее.

Советую при этой проверке воспользоваться помощью юристов. Следует избегать юристов, которые заинтересованы только в том, чтобы продать вам время своей консультации. Они могут бесконечно долго растягивать проверку для личной выгоды. Работайте с незаинтересованным юристом по факту проверки конкретной компании, а не за часы консультаций. К сожалению, юридическая проверка не покажет все подводные камни бизнеса. Обратите внимание на покупку ООО, у любого ООО есть свои «исторические риски», которые могут перейти к вам по наследству против вашей воли. Юридическая проверка раскроет грубые нарушения, которые не смогли скрыть, но не стоит надеяться только на нее. Нужно проводить также налоговую проверку, которая позволит выявить долги по налогам у предприятия, историю взаимодействия с ФНС, результаты ведомственных проверок.

В ходе финансовой проверки следует выявить чистую прибыль, расходы, доходы, себестоимость производства, возможные издержки и другие показатели. Обязательно следует проверить выплаты в фонды оплаты труда. Также нужно узнать, какова прибыль руководителя. Может неожиданно оказаться, что обещанная прибыль в 300 тысяч рублей — это зарплата предыдущего руководителя. И если вы назначите другого директора, то все предприятие уйдет в минус. Чем больше финансовой информации вы найдете, тем будет лучше для вас.

В заключение следует провести маркетинговое исследование, в ходе которого производится оценка положения компании на рынке, ее перспективы, конкурентные преимущества и прочие важные моменты. Доверять исключительно словам не стоит, поэтому проверяйте все данные самостоятельно, если вы не решили, конечно, пользоваться услугами специалистов.

Что нужно делать конкретно

  • Закажите выписку из ЕГРН на сайте «Росреестра», заказывать ее следует в расширенной версии по объекту недвижимости. Там будут перечислены все действующие договоры аренды, заключенные на год и более, но это работает, только если подобный договор был зарегистрирован. Запросите информацию о задолженности по арендной плате и коммунальным платежам.

  • Изучите картотеку судебных дел, узнайте, не фигурировало ли там интересующее вас юрлицо. Не будет лишней проверка предприятия на сайте судебных приставов, проверьте также компанию на сайте ФНС. В зависимости от специализации бизнеса можно попробовать воспользоваться услугой тайного покупателя, который вам подробно расскажет все нюансы. Таким образом, вы сможете посмотреть на свой потенциальный бизнес глазами клиента.

  • Необходимо изучить комментарии и отзывы о предприятии в Сети. Так вы сможете узнать слабые стороны компании. Но имейте в виду, что сейчас положительные отзывы довольно легко покупаются. В любом случае вам следует собрать максимальное количество информации про бизнес.

Какой бизнес покупать в 2021 году

Каждая ситуация требует конкретного разбора, поэтому палатка с фастфудом, которая приносит прибыль уже сейчас, может быть более разумным решением, чем убыточный перспективный IT-проект.

Для начала сузьте свой поиск до тех сфер, в которых вы разбираетесь. Классическими отраслями для развития малого и среднего бизнеса в России являются: транспортные услуги, сервисы общественного питания, строительные и ремонтные работы.

Сейчас популярность набирают различные интернет-магазины, они не требуют больших начальных вложений и позволяют продавать практически любые товары. Также из-за пандемии вырос спрос на платформы с онлайн-образованием. Различные мастер-классы, онлайн-школы и платформы для дистанционного обучения очень хорошо себя чувствуют в современной ситуации.

Ключевое бизнес-слово 2020 года — «удаленка». К сожалению, коронавирус не собирается покидать нашу жизнь и в 2021-м, поэтому компании и бизнес, завязанные на дистанционном обслуживании, будут актуальны в ближайшие годы.

В одной статье не получится разобрать все нюансы, которые нужно учитывать при покупке готового бизнеса в 2021 году. Вам придется разобраться с максимально возможным перечнем информации: онлайн-кассы, медосмотры, штрафы, претензии, налоги, конкуренты, права потребителей, расчетные счета, всевозможные декларации, психология коллектива и многое другое. Одна из самых частых проблем при покупке готового бизнеса — это покупка ООО, именно с этой формой прошлый владелец может передать вам различные скрытые проблемы.

Можно создать новое юридическое лицо и продать ему все активы. В таком случае у вас будет чистая кредитная история, но поставщики или клиенты могут не согласиться работать с новой, неизвестной им фирмой, арендатор расторгнет договор, а банк не захочет давать кредит.

Поэтому я советую пользоваться услугами юристов, вам могут предложить стать директором фирмы, а не ее учредителем. В таком случае вы будете платить штрафы за нарушения, но не сможете полноценно контролировать бизнес. Смотрите договоры аренды и договоры с поставщиками, чтобы сохранить текущие выгодные условия сотрудничества в будущем. Ознакомьтесь с нематериальными активами, узнайте, зарегистрированы ли объекты интеллектуальной собственности на бизнес, который вы покупаете. Если нет — как можно получить на них права. Посмотрите также отчетность компании, долги и обязательства, учредительные документы. Вы должны иметь общее представление о сфере, в которой будет работать компания: она перспективна или надежна. И главное — насколько вы сами разбираетесь в этой сфере.