Страна отказывается от валюты
Правительство в очередной раз продемонстрировало отсутствие сколько-нибудь последовательной экономической политики. Подписанный Борисом Ельциным указ о новых условиях продажи экспортной валютной выручки направлен на удовлетворение интересов российских корпораций-экспортеров и иностранных финансовых институтов и при этом может привести к самым печальным последствиям для национальной экономики.
Документ на первый взгляд суровый. Указ закрепляет введенное в конце прошлого года Банком России требование о продаже 75% экспортной валютной выручки и ужесточает сроки этих операций. Теперь вместо 14 дней у экспортеров, чтобы поделиться с государством, в запасе всего неделя. Однако эти ограничения с лихвой компенсируются предосталяемой указом возможностью продавать всего 50% получаемой валюты. На это могут рассчитывать те компании, которые тратят более четверти валютных поступлений для погашения иностранных кредитов. К этой льготной категории относятся практически все крупные экспортеры - «Газпром», нефтяные и металлургические компании. Получилось в привычной для российской практики манере. Власти делают болезненные для бюджета уступки крупному бизнесу, создавая все более невыносимые условия для мелкого и среднего.
Существующий в настоящее время режим функционирования валютного рынка действительно является по существу дискриминационным - трансакционные издержки (в первую очередь де-факто существующая множественность курсов и невозможность купить валюту с мало-мальским запасом времени) на операции по продаже-покупке валюты для небанковских компаний очень высоки. Крупные экспортеры, имеющие долги перед иностранными кредиторами (впрочем, иногда это свои же дочерние компании), теряли очень много, будучи вынужденными сначала продавать заработанные доллары, а затем покупать их же уже по завышенному курсу для расчетов с кредиторами.
Борис Ельцин позаботился и о российских экспортерах, и об иностранных банках. Теперь многие их них, выдавших кредиты российским предприятиям, имеют шанс побыстрее вернуть свои деньги.
Однако, как известно, если в одном месте прибыло, значит, в другом убыло. Убытки в результате президентского указа понесут прежде всего бюджет и финансовая система страны. По мнению председателя биржевого совета ММВБ Александра Потемкина, «правительство опять наступает на те же грабли, что и семь лет назад», обрекая себя на серьезные валютные потери. «Подобный вариант облегчения участи экспортеров может иметь самые неприятные последствия для валютного рынка, - солидарен с г-ном Потемкиным в оценке указа руководитель крупного московского банка. - Поступление валюты в страну, скорее всего, уменьшится».
Между тем золотовалютные резервы Банка России ( о резервах Минфина говорить уже как-то не с руки) продолжают использоваться для неотложных платежей по внешнему долгу (хотя председатель ЦБ Виктор Геращенко и не разделяет оптимизма министра финансов Михаила Задорнова, почему-то уверенного, что ЦБ готов потратить все до последнего цента на обслуживание внешнего долга) и, естественно, уменьшаться. Центробанк практически не тратит их на поддержание обменного курса рубля, который, кстати, может теперь падать более быстрыми темпами - предложение валюты уменьшается, а спрос на доллары умерить сейчас весьма тяжело.